Покровская Л.М.
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Калеганова Л.Е.
учитель русского языка и литературы
высшей категории
КГУ «Средняя школа №5»
Г.Петропавловска
Республика Казахстан
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе
Тема: Описание. Пейзаж
Цель: формирование языковой и литературоведческой компетенций учащихся.
Задачи:
расширить представления учащихся о пейзаже как средстве передачи внутреннего состояния героя;
рассмотреть роль текста описания для создания пейзажной зарисовки;
установить связь функций пейзажа и текста описания;
формировать навык составления модели текста;
развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;
создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Организационный момент
Круг радости. Цель: создание коллаборативной среды
Составить фигуру, символизирующую единство, дружбу. Цель: выявление лидера группы. Сегодня на каждом этапе урока вы проводите самооценивание и взаимооценивание, используя оценочные листы.
Мобилизующий этап
Учитель:
Выполните названные действия:
- Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
- Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
- В стороны руки – плавно помашем – это птицы летят.
- Как они сядут – тоже покажем: руки сложите назад.
Учитель:
- С какой темой связаны названные ассоциации? (Природа)
3. Формулирование темы и цели урока
1) Тема
На флипчарте предлагается ряд букв АРТСМЕЧБКВПСДЖП.
- Выделите каждую третью букву, какое слово получилось? ТЕКСТ
- Чтобы узнать с каким видом текста мы будем работать, расшифруйте ребусы (приложение 1).
ТЕКСТ |
| |
ОПИСАНИЕ | ПЕЙЗАЖ |
- С какими учебными предметами связаны эти термины? (русский язык и литература)
- Сегодня у нас урок русского языка и литературы. Учитывая данные сведения, сформулируйте тему урока.
Тема: Текст. Описание пейзажа
2) Цель (флипчарт)
Учитель: Распределите данные теоретические понятия по назначению (описание –типы речи; пейзаж – виды и функции).
- Какова цель урока? Что должны знать, а главное – уметь?
(Знать: виды, функции пейзажа, признаки описания как типа речи.
Уметь: определять виды, функции пейзажа, находить отличительные признаки текста описания).
- Зачем вам это необходимо знать? (Составить модель текста)
4. Актуализация ЗУНов
Работа в группах
Распределите роли в группе, учитывая процесс построения фигуры в начале урока. Не забывайте об оценивании.
Цель: изучение теоретического материала (распределить роли в группе, оценивание, приложение 2)
Русский язык. Цель: изучите теоретический материал, связанный с русским языком, и постройте денотатный граф «Описание» с последующей самопроверкой и оцениванием работы.
Приложение 2
Ключевое понятие |
|
глагол | глагол | глагол |
| | |
Признак, свойство | Признак, свойство | Признак, свойство |
| | |
Русская литература. Цель: изучить теорию, восполнить недостающие элементы (виды, роль пейзажа). (Раздаточный материал: постер-схема, самопроверка на флипчарте, самооценивание).
5. Практическая работа
Цель: построить модель-схему предложенного текста. Приложение 4
Инструкция:
Прочитать текст.
Выбрать соответствующую тексту конфигурацию модели.
Определить:
а) тип речи текста, используя денотатный граф;
б) виды пейзажа;
в) роль (функцию(ии) пейзажа).
Учитель: в целях экономии времени на этапе литературного анализа работайте по принципу «плечом к плечу», а на этапе языкового анализа – «лицом к лицу».
6. Защита модели-схемы (бумажный вариант). Аргументируйте свой выбор конфигурации модели.
Учитель: Мы тоже создали модель данного текста. Попробуйте теперь спроецировать свою модель на предложенный макет, если вы согласны с обозначенными нами данными. При необходимости что-то добавьте или уберите. Аргументируйте свой выбор. С какой точки зрения вы анализировали текст?
7. Оценивание (приложение). Оцените свою работу, используя лист оценивания.
8. Подведение итогов.
- Чему вы сегодня научились? (возврат к задачам урока)
9. Домашнее задание: используя теоретический и практический материал, составьте свой текст описание пейзажа (выбор)
10. Рефлексия
Из предложенных пословиц выберите пословицу, которая соответствует вашей работе на уроке.
Пословицы о труде | Пословицы о безделье |
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода. И швец, и жнец, и на дуде игрец. Не умел шить золотом, так бей молотом. Глаза страшатся, а руки делают. Дело мастера боится. Не ленись за плужком - будешь с пирожком. Всякое уменье трудом дается. Кончил дело - гуляй смело. Не боги горшки обжигают. | Праздность — мать пороков. Хорошо ленивого по смерть посылать. Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. На чужую работу глядя, сыт не будешь. Ленивые руки не родня умной голове. Ленивый сидя спит, лежа работает. Белые ручки чужие труды любят. Сонливый да ленивый — два родные братца. Люди работали, а он воздухом торговал. Труженику медовые пышки, а лодырю - еловые шишки. |
«Букет/радуга настроения»: в начале урока учащимся раздаются бумажные цветы/полоски красного и голубого цветов; в конце урока цветы/полоски необходимо прикрепить к доске в соответствии с эмоциональным восприятием учебного материала (понравился урок, узнал что-то новое – красный цветок/полоска; не понравился, ничего нового не узнал – голубой цвет).