Интегрированный урок русского языка и литературы тема:"Духовные ценности и духовная память" по рассказу Валентина Распутина "Уроки французского"
Интегрированный урок русского языка и литературы тема:"Духовные ценности и духовная память" по рассказу Валентина Распутина "Уроки французского"
Интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу Валентина Распутина "Уроки французского" преследует следующие цели:
раскрыть содержание понятий «духовные ценности» и «духовная память», прояснить мотивы поведения героя рассказа;
закрепить умение находить причастный и деепричастный обороты в предложении, совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость;
развивать интерес к русской литературе, прививать интерес к русскому языку, навык самостоятельной работы над созданием собственного текста по заданной теме;
воспитывать миролюбие, доброту, уважение к старшим, чувство собственного достоинства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и литературы тема:"Духовные ценности и духовная память" по рассказу Валентина Распутина "Уроки французского"»
Интегрированный урок русского языка и литературы
Тема: «Духовные ценности» и «духовная память».
( по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)
Цели и задачи урока:
раскрыть содержание понятий «духовные ценности» и «духовная память», прояснить мотивы поведения героя рассказа;
закрепить умение находить причастный и деепричастный обороты в предложении, совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость;
развивать интерес к русской литературе, прививать интерес к русскому языку, навык самостоятельной работы над созданием собственного текста по заданной теме;
воспитывать миролюбие, доброту, уважение к старшим, чувство собственного достоинства.
Методические приемы: беседа, пересказ текста, конструирование предложений, элементы анализа текста.
Оборудование: портрет писателя, репродукции картин, рабочий листок по русскому языку ( у каждого ученика), учебник, мини ЕГЭ по произведению.
Количество уроков: 2
Класс: 7
Х О Д У Р О К А:
1. в с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я
Сегодня у нас с вами одновременно урок русского языка и литературы. На протяжении нескольких уроков мы знакомились с творчеством писателя Валентина Григорьевича Распутина, рассказом «Уроки французского». В нем говорится о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались мальчишки того времени , об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована. Сам автор считал, что «это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни.
Для чего он это делает?
Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из-за желания непременно рассказать обо всем, что пережил. Есть такие понятия как: «духовные ценности», «духовная память», которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста.
Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет писатель сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то с ним, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось в нем на люди. Он написал этот рассказ в надежде, что те уроки, которые преподала учительница лягут на душу как маленького , так и взрослого читателя.
ИТАК, СЕГОДНЯ НА УРОКЕ мы раскроем понятия «духовная память» и «духовные ценности» и проясним мотивы поведения мальчика.
2. б е с е д а п о в о п р о с а м:
Мы оставили героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили
Кто начал драку?
Как ведет себя герой в драке и после нее?
Чем была драка для Вадика и Птахи?
В чем разница между героем и Вадиком по отношению к игре?
( честно – бесчестно)
Какими словами и выражениями можно оценить поведения Вадика и Птахи?
( жестокость, бессердечие, обман, бесчестие)
3. р а б о т а с л и с т к о м п о р у с с к о м у я з ы к у
4. п е р е с к а з э п и з о д а
От слов «В школе, наутро после драки …..» до слов « ….. так домой ехать нельзя …»
Как учительница выясняет, что случилось с героем?
Какие чувства испытывает герой?
Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?
Каким представляется директор? Что в образе запоминается, бросается в глаза?
Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
( работа с текстом и рабочим листком, составляя характеристику)
К о м м е н т а р и й у ч и т е л я
( в восприятии деревенского мальчика « в одежде» - это значит не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него)
Какой художественный прием применяет автор в описании Лидии Михайловны?
( АНТИТЕЗА учитель – ученик , два портрета )
Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?
Почему мальчик нарушает слово не играть на деньги?
Почему Лидия Михайловна заставила героя дополнительно заниматься?
( мальчик этого не понимал, рассказчик, взрослый уже человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасала его, помогала ему )
Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
Какие черты характера проявляет герой?
( запись в листок )
Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»?
Чем она рисковала?
Что выдавало ее во время игры?
Какие эпитеты можно подобрать для характеристики Лидии Михайловны?
( умная, образованная, воспитанная)
Какими словами можно охарактеризовать поступки учительницы?
( усыпить бдительность ученика, не желающего брать подачки)
5. ч т е н и е по р о л я м – эпизод «разоблачения»
* Как повел себя директор? ( работа с листком)
К о м м е н т а р и й у ч и т е л я ( директор должен был знать о бедственном положении ученика и постараться ему помочь, однако в арсенале директора были карательные методы)
* Как ведет себя Лидия Михайловна?
* как достигается временная протяженность этой сцены?
( работа с листком ….. она «медленно, …….)
Почему учительница не объяснила свой поступок директору?
Какая черта характера объединяет учителя и ученика в этой сцене?
( чувство собственного достоинства – рабочий листок)
6. в ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е
Эпизод со слов « Через три дня……….»
( Это называется послесловие. Оно открывает новые черты личности Лидии Михайловны: выдержка, чувство ответственности, она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала его. Всю «вину» она взяла на себя. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал, что не одинок, что есть на свете ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ. ЭТО И ЕСТЬ «ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ»
- какие главные уроки преподал нам Распутин?
У нас еще есть понятие «духовная память»
- как вы это понимаете?
( это мысли взрослого человека, его память)
ВЫВОД: доброта, милосердие должны быть главными принципами во взаимоотношениях людей, они жили и живут во все времена, даже самые страшные, и нельзя оправдать свою жестокость, злобу, царящие вокруг или тяжкими временами; жить на земле всегда тяжело, так не будем отягощять свою жизнь отсутствием доброты, сочувствия.
РАБОЧИЙ ЛИСТОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УЧЕНИКА (-ЦЫ) ……………………………………………….
Игровая ситуация … переросшая в открытое силовое столкновение – мальчишескую драку.
Мальчики, которые избивали героя ( ………………..), были старше и сильнее.
Он почти не защищается, только кричит в отчаянии, отстаивая справедливость.
ОТСТАИВАЯ - ……………………………………………………..
Лидия Михайловна ( ………………………………………………
……………………………………………………………………….
………………………………………………………………………)
Черты характера героя: ………………………, ……………………., …………………………., ……………………..
Художественный прием - ………….. ( противопоставление)
Сцена «разоблачения»
Директор ……………………………………………………..
Лидия Михайловна ………………………………………….
«Духовные ценности»: ……………………………………..
………………………………………………………………..
«Духовная память» …………………………………………….
…………………………………………………………………..
… она медленно, медленно поднялась с колен … раскрасневшаяся и взлохмаченная ……..
Героя и Лидию Михайловну объединяло ………………………
И больше я ее никогда не видел.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но, догадался, что это они.
Мини ЕГЭ по литературе
В. Г. Распутин «Уроки французского»
Прочитайте фрагмент текста от слов « ……. Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете.» до слов « И он воздел над головой руки.» и выполните задания А 1- А 5, В 1 – В 4, С1
А 1. определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
1) роман 2) повесть 3) очерк 4) рассказ
А 2. какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование
2) является развязкой сюжетного действия
3) является кульминацией сюжета
4) является эпилогом
А 3. от какого лица ведется повествование
1) от первого 2) от третьего 3) через систему рассказчиков
4) это монолог героя
А 4. как ведет себя Лидия Михайловна, понимая, что директор застал ее за непозволительным для учительницы занятием?
1) не знает, что делать 2) она спокойна
3) пытается срочно что-то придумать 4) быстро уходит
А 5. с какой целью автор при характеристике Лидии Михайловны использует такие слова и выражения: «медленно, медленно поднялась с колен». «спокойно ответила»?
1) выявляет отсутствие в героине серьезного отношения к жизни
2) наделяет ее героическими чертами
3) характеризует мужество героини
4) подчеркивает сложность ситуации
В 1. укажите художественно – выразительное средство, которое помогает автору описать образ и выразить свое отношение к нему ( «пораженный голос», «твердый, звенящий голос», «удивленный голос» )
Ответ: ………………………………………………………………..
В 2. назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий ( « … заспорили о счете», «Мы кричали, перебивая друг друга …»)
Ответ: …………………………………………………………………
В 3. выпишите из фрагмента название игры, в которую играли Лидия Михайловна с главным героем.
Ответ: ………………………………………………………………….
В 4. выпишите из фрагмента слова, с помощью которого директор охарактеризовал поступок Лидии Михайловны
Ответ: …………………………………………………………………..
С 1. как ведет себя Лидия Михайловна во время игры с мальчиком и во время беседы с директором школы?