1. Оргмомент. - Я рада приветствовать вас, вы сегодня очень красивы. 2. Психологический настрой. Просмотр фильма. (фотоальбом «Луна») - Что увидели, поделитесь впечатлениями, знаниями. 3. Постановка темы урока. - Попытайтесь сформулировать тему урока. - В разделе «Такой знакомый незнакомый мир» мы попытаемся по-новому взглянуть на загадочную луну. 4.Работа над литературным произведением. а) Первичное восприятие, проверка восприятия. - У поэта А.С. Пушкина есть произведение, посвящённое этой теме.(портрет) Выразительное чтение наизусть стихотворения «Тиха украинская ночь» подготовленным учеником. - О чём прозвучавшее стихотворение? б) Повторное чтение, словарная работа. Самостоятельная работа. Превозмочь, гетманов найти в словаре, Украина - найти на карте. в) Работа по содержанию. - Какую картину представили? - Какие предметы озаряются в темноте? - Объясните значение выражений «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух», «Сребристых тополей листы» - От чьего имени ведётся повествование? г) Работа над выразительностью чтения и выразительное чтение. - Можно ли читать это стихотворение громко и быстро? Почему? - Как прочитать строки: «Тиха украинская ночь…», «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух». - Самостоятельно расставьте паузы, подготовьтесь к выразительному чтению, поработайте в парах. -Постарайтесь прочитать стихотворение проникновенно, выразительно. Анализ чтения. в) - Какой литературный приём использовал автор? Для чего? - Можно ли сказать, что природа для поэта живая? - Что испытывали, чувствовали, читая стихотворение? д) Работа над прозаическим произведением. - Помните ли вы, кто такой Денис Кораблёв? ( Герой произведения В.Ю.Драгунского «Денискины рассказы» ) - Прочитайте отрывок этого произведения и вы узнаете, что чувствовал Денис, читая стихотворение Пушкина. - Что увидел Денис? Какими представил? Совпадает ли с нашими представлениями? - Как Денис дополняет картину, созданную поэтом, почему? - Как вы считаете, верны ли высказывания: «Красота пробуждает в нас самое лучшее», «Красота открывает нашу душу: мы ощущаем присутствие всего самого любимого и дорогого». Докажите. 5. Работа над живописным произведением. - У русского художника-пейзажиста А.И.Куинджи (портрет) есть картина «Лунная ночь на Днепре». - Объясните что такое Днепр. Найдите на карте. Что заметили? - Рассмотрим репродукцию картины. - Что занимает основной фон картины? Что изображено на переднем плане? Что мы видим вдали? - Какими средствами пользуется художник, чтобы передать ночь? - Историческая справка. В конце 1880 года в Петербурге была открыта выставка картины «Лунная ночь на Днепре». Очевидцы вспоминали, что публика буквально ломилась в зал. «Что это такое? Картина или действительность?» Первые зрители были поражены эффектом лунного света на этом полотне. К сожалению, краски со временем потемнели, и колорит картины существенно изменился, но и сегодня она очаровывает своей романтичностью. - Когда вы смотрите на картину, есть ли впечатление что «тихо-тихо» всё кругом? - Как этого достигает художник? (нет животных, людей, ровная гладь реки). - Чувствуется ли присутствие людей? (огоньки в домах). - Почувствовали ли вы таинственность? В чём? - Чтобы написать такую картину, нужно ли воображение или достаточно иметь хорошее зрение и навыки художника? - Вам понравилась картина? Почему? 6.Работа над музыкальным произведением. - Мы отметили, что основная особенность ночи – тишина, можно ли музыкальными средствами создать картину ночи? Какая должна быть музыка? - Послушайте отрывок музыкального произведения немецкого композитора Л.В.Бетховена (портрет). - Соответствует музыка нашим представлениям? - Какие образы возникли? Что увидели? - Это произведение называется «Лунная соната». Соната – музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов; состоит из нескольких частей, разных по характеру. - Мы убедились в том, что и музыкальными средствами можно создать картину ночи. В музыке есть даже особый жанр, который называется ноктюрн ( в переводе с латинского языка – «ночной»). Ноктюрн писали многие композиторы, среди них Шопен, русский композитор П.И.Чайковский. - Какие чувства наполняли вашу душу при прослушивании музыки? 7. Обобщение. - Мы рассмотрели произведения разных видов искусств: литературного, изобразительного, музыкального, что в них общего? (луна, красота, загадочность, восхищение…) - Чем они отличаются? (средствами передачи) - Благодаря таланту поэта, художника, композитора видеть прекрасное и передавать его при помощи слов, красок, звуков, мы увидели удивительную красоту природы, услышали звуки ночи, её тишину, испытали чувства радости и восторга, открыли по-новому знакомый мир. 8. Рефлексия, домашнее задание. - Возможно, луна вдохновила и вас, если вы захотите сочинить стихотворение - выберите перо, нарисовать – кисточку, возможно, кто-то захочет раскрыть загадочность луны и найдёт в разных источниках дополнительные сведения. 9. Итог. Эмоциональная пауза. |