kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок литературного чтения.Тема одиночества в произведении М.Ю.Лермонтова "На севере диком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения-урок для души. Данный урок способствует формированию таких нравственных ценностей, как доброта, сострадание, уважение и заботливое отношение к старшему поколению, любовь ко всему живому..На уроке использован системно-деятельностный подход.

 Цель: формирование художественного образа средствами разных видов искусств.

Задачи:

-формировать умение выделять общее и особенное в художественном образе;

- развивать навыки выразительного чтения;

-воспитывать стремление сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать своё мнение о прочитанном;  анализировать; оценивать свою работу на уроке.

Методы: словесные,наглядные,частично-поисковые.

Технологии: икт, здоровьесберегающие.

Формы работы: работа в паре,работа в группе.

Рефлексия: чем обогатили душу? Что вам пригодиться в жизни?

Основные этапы урока:

Погружение в тему

Актуализация изученных знаний

Подготовка к восприятию

Первичное чтение

Анализ произведения

Выразительное чтение произведения

Работа с художественным рядом

Рефлексия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения.Тема одиночества в произведении М.Ю.Лермонтова "На севере диком" »

Интегрированный урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».

Цель: формирование художественного образа средствами разных видов искусств.

Задачи:

-формировать умение выделять общее и особенное в художественном образе;

- развивать навыки выразительного чтения;

-воспитывать стремление сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать своё мнение о прочитанном; анализировать; оценивать свою работу на уроке



Ход урока.

I.Орг. момент.

_Солнце медленно встаёт.

-Свет его на нас прольётся.

-Луч его нам улыбнётся.

-Новый день оно начнёт.

-Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу улыбки. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне!

II. Актуализация знаний.

-Посмотрите внимательно на доску и прочитайте фамилии известных людей.

Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, М. Ю. Лермонтов

-Выделите среди них одну по какому- либо признаку

-Верно. М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт.

Давайте вспомним его биографию.

-Кто желает разгадать кроссворд?

Презентация. Слайд 1.

-Кто занимался его воспитанием?

-Почему?

-Чем любил поэт заниматься в детстве?

-Да, М. Ю. был талантливым человеком. Уже в три года он говорил в рифму.

-Давайте и мы с вами попробуем.

-Эта птичка хороша,

У неё поёт_________.

_Эти строки сочинил поэт, когда ему подарили заводную птичку.

А, когда мамы не было рядом, он садился на ковёр около двери и говорил:

-Что же, мама, не идёт?

Ведь Мишель всё ждёт и ждёт.

III. Определение темы и задач урока.

Проверка кроссворда. Слайд 2.

-Прочитайте, какое слово получилось?

-Слово север есть в названии стихотворения, которое написал М. Ю. Лермонтов.

Это стихотворение «На севере диком»

-Назовите тему нашего урока.

-Давайте определим задачи нашего урока с помощью записанных на доске опорных фраз

1) расширить знания о жизни и творчестве _______________________

2) познакомиться с произведением __________-

3) учиться _________, ___________________ читать

IV. Работа по теме урока

1.Подготовка к восприятию.

-Представьте, что мы с вами попали на север дикий.

-Как понимаете это словосочетание?

-Что вы слышите?

-Что вы видите?

-Что вы ощущаете?

2.Первичное чтение стихотворения( учителем).

_Какие мысли, чувства, желания появились?

-Внимательно прочитайте это стихотворение вполголоса и определите главного героя стихотворения.

3.Анализ содержания стихотворения.

-Назовите главного героя

-Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о том, где стоит сосна.

-Назовите эпитеты к слову север

-Что значит голая вершина?

-Какие действия выполняет сосна? Прочитайте

_Что значит дремлет?

-Кто такие действия может выполнять?

-Какой приём использует автор?

-Прочитайте, как одета сосна.

-Как вы это понимаете?

4.Работа в группах.

Задание для 1 группы.

-Найдите значение слова риза в толковом словаре

-Составьте вопрос с выделенным словом, используя слово почему.

Задание для 2 группы.

-Как вы думаете, как себя чувствует сосна? Почему?

Докажите словами из текста

5..Работа в паре.

-Прочитайте шёпотом, что снится сосне, подберите эпитеты к словам

Проверка.

-Расскажите, что снится сосне

Слайд 3(изображение пустыни, утёса, пальмы)

-Какое настроение у пальмы? Почему? Докажите словами из текста

-К слову одна найдите и прочитайте однокоренное слово.

-Как вы думаете, почему сосне приснился такой сон?

-А как вы относитесь к сосне?

-Какие чувства возникли?

-Как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда писал это стихотворение?

-М. Ю. испытывал чувство грусти, одиночества. Он тосковал по матери, которая рано умерла, скучал по отцу, которого не было рядом

Слайд 4.—Скажите, ребята, а что вы знаете о сосне.

-Растёт ли она у нас, в Хакасии?

6. Физминутка.

А у нас есть сосна.(руки вверх)

Растёт в Хакасии она!(руки в стороны)

Пусть сосна растёт,(встать на цыпочки)

Радуется народ!(хлопки).

7.Работа над выразительностью.

- А теперь попробуем выразительно прочитать стихотворение, стараясь передать чувства автора и свои.

-давайте определим в каждой строчке слова на которые падает логическое ударение.

_Прочитайте первую строчку. Какое слово надо выделить голосом?

А в следующих строчках?

-Как будем читать второе четверостишие?

-Верно, таинственно, ведь сон – это мечта, фантазия.

-Какие слова прочитаем тихо, ласково?

-В каком темпе будем читать стихотворение?

8.Чтение стихотворения вместе с учителем «Эхо».

9.Чтение по четверостишиям.(мальчики – 1, девочки -2.

10.Конкурсное чтение стихотворения.

11.Работа с художественным рядом.

-Различные настроения, чувства можно передать не только с помощью поэзии, но и по- другому. Как?

-Верно, при помощи цвета.

-Представьте, что вы – художники, вам нужно нарисовать картину к стихотворению «На севере диком».

-Подберите цвета, соответствующие этому стихотворению.

-Постройте цветовой ряд (при помощи штрихов.)

Работа в группах: 1- к первому четверостишию, 2- ко второму.

Оценка работ учащимися.

Слайд 5. – А теперь рассмотрим репродукции картин великого русского художника И. И. Шишкина

Выберите одну из них, которая подходит к стихотворению.

-Почему вы выбрали эту картину? Докажите

Работа по картине Шишкина «Одинокая сосна»

-Где изображена сосна?

-Как расположены ветки?(опущены вниз под тяжестью снега)

-Когда человеку плохо, то руки, плечи опущены вниз, будто на них лежит груз и кто-то давит.

_Какая картина по настроению?.

Создавая картину ,художник испытывал такие же чувства, он пережил смерть близких ему людей, остался один.

12. Работа с музыкальным рядом.

-А можно ли с помощью музыки передать свои чувства?

-Послушайте музыку Ф. Шопена(«Прелюдия 20, «Прелюдия 7»)

-Сравните характер музыки этих произведений

-Какими средствами музыкальной выразительности это выражено?

-Какая музыка более созвучна с чувствами главного героя стихотворения?

-Ф. Шопен сам испытывал такие же чувства, когда писал эту музыку. Он пережил сильное горе, потерял отца, не смог приехать на его похороны, так как был вдали от Родины.

-Чем похожи судьбы трёх великих людей: М. Ю. Лермонтова, И. И. Шишкина, Ф. Шопена?

-Тема одиночества показана Лермонтовым во многих произведениях.

-Какие из них вы знаете? (чтение стихотворения «Утёс» наизусть)

13.Работа с пословицами.

-А какая народная мудрость метко отображает чувства людей и подсказывает как поступить?

-Выберите пословицу, которая подходит к стихотворению.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не мил и свет, когда друга нет.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Объясните её значение.

-Будьте внимательны к тем, кто находится рядом: к своим родителям, бабушкам, дедушкам, к одиноким людям… Помогайте им делом и ласковым словом.

-Ребята, кто-нибудь из вас испытывал ли когда-нибудь чувство одиночества?

-Могут ли дети быть одинокими?

-Почему это происходит?

-Правильно, надо уметь дружить.

-Давайте, составим правила дружбы

-Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друга.

V.Итог урока. Рефлексия.

-Понравился вам урок? Что затронуло вашу душу?

–Д/з на выбор:

-выучить наизусть стихотворение;

-написать мини- сочинение по пословице: Не мил и свет, когда друга нет;

- приготовить рисунок к стихотворению.

-Ребята, поднимите, пожалуйста, красные звёздочки, если урок понравился и считаете его полезным и нужным для себя, а если нет, то жёлтые.

Закончить урок мне хочется стихами

_Чтобы солнышко светило,

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты,

За руки возьмёмся, встанем в круг

Каждый человек человеку друг.

Я –твой друг и ты мой друг.

Пусть будет шире дружбы круг!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Логинова Татьяна Семеновна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134476


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства