kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок. Литературное чтение. 1 класс. И.З. Суриков. Зима.Способы передачи настроения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературного чтения (литературное чтение, изобразительное искусство,музыка, окружающий мир).Цель:создание образного представления о зиме на основе живописи,поэзии,музыки и наблюдений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Литературное чтение. 1 класс. И.З. Суриков. Зима.Способы передачи настроения.»

Интегрированный урок литературного чтения. 1 класс

Тема урока: И.З. Суриков "Зима" Способы передачи настроения .

Технологическая карта урока

Этапы урока

Время

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Используемые педтехнологии

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.))

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учеников

I. Включение в учебную деятельность



Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.




II. Актуализация знаний, определение темы и цели урока.

Цели:

- актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- устанавливает

тематические рамки;

- намечает

шаги учебной деятельности.

(2мин)


-Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. Если вы ее отгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

Учитель:

- Как вы догадались, что именно такая отгадка?

-О чем же мы сегодня будем говорить?

-Какова же тема нашего урока?

-Где и из каких источников мы можем найти информацию о временах года?

- Цель нашего урока – создание образного представления о зиме на основе живописи, поэзии, музыки и наблюдений.


- Какие ещё приметы зимы вы знаете?

- А вы любите зиму? Почему?

- Я тоже люблю зиму.


















-Похолодание, снегопад, короткие дни и т.д.




Мультимедийные

технологии






Диалоговые:

учитель- ученик











Презентация

Слайды №4,5
















Презентация

Слайды №6-9




III. Игра

«Зимние ассоциации»


(1 мин)


–Закройте глаза и представьте картину зимы. А тот, до кого я дотронусь, должен открыть глаза и назвать своё зимнее слово, т.е. назвать предметы, с которыми у вас ассоциируется слово ЗИМА


- Новый год, снег, подарки, новогодняя ёлка, Дед Мороз. Снегурочка, сугробы, лёд, коньки, лыжи, горка, санки, холод, снежки, снеговик. Сосульки, волшебство, чудеса, хоровод, праздник.


Игровые



IV. Введение в тему урока


1) Прослушивание выступления детей





V. Физминутка «Игра в снежки»
















VI. Работа в парах и группах

Цели:

- организует выполнение самостоятельной работы по теме в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы








VII ФИЗМИНУТКА «ЛОВИ СНЕЖИНКУ»

(зрительно-двигательные траектории)






VIII. Знакомство с зимними пейзажными зарисовками Богородицкого художника Харихонова Юрия Викторовича








































IX. Работа над новой темой. Чтение стихотворения И.Сурикова «Зима»


1. Подготовка к восприятию.




2.Биографические данные И.З.Сурикова


3.Первичное чтение стихотворения учителем





4. Обсуждение прочитанного






















































5. Чтение стихотворения детьми и беседа по содержанию


а) Словарная работа









б) Деление стихотворения на логически законченные /смысловые/ части





























































































X. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Цели:

- вспоминает содержание основных этапов урока;

-рефлексирует и оценивает

собственную учебную деятельность.








































(5 мин)








(1 мин)















(7 мин)














(1 мин)













(10 мин)





















































15 мин)






























































































































































































(3 мин)



























- Зимой очень много интересных и завораживающих явлений.

Наверное, со мной многие согласятся, что самое волшебное явление – снегопад.

- Считается, что зима приходит с первым снегом.

-Какие стихотворения вы уже знаете об этом явлении природы?

- Может быть кто- то хочет нас порадовать своим выступление ?

-Вот такие замечательные стихотворения о наступлении зимы нам рассказали ребята. Какое настроение они нам передали?

- Ребята, если бы вы рисовали ЗИМУ в образе человека, как бы она выглядела?

-А сейчас вы услышите 2 стихотворения наших поэтов-земляков

-Послушайте их внимательно и скажите, в каком образе представили зиму авторы данных стихотворений

-А вот как представили зиму фотохудожники.



-Найти в сборнике пословицы и поговорки о зиме

-Выбрать 3

-Прочитать

-Объяснить смысл прочитанного


-Закончите предложения о народных приметах, объясните свой выбор.

-Попробуйте сделать свои прогнозы на этот год


– Прочитайте и озаглавьте текст. - Определите главную мысль.

-Что нового для себя вы узнали из текста?


Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки во время снегопада?

Сейчас вам представится такая возможность

На экране презентация «Снежинки»





У каждого человека на земле есть своё отношение к зиме, своё восприятие. Многие художники, композиторы, писатели и поэты пишут об этом времени года.

-Как вы думаете, что нужно художнику, чтобы передать свои чувства на картине?


- Правильно. Так, например, иллюстрация к произведению помогает нам определить настроение автора и героев, лучше представить картину, которую описывает автор произведения.

-А теперь посмотрите на доску. Я думаю, вы все давно уже приметили эти пейзажные зарисовки . Их автор наш земляк, богородчанин, художник Харихонов Юрий Викторович.

- Я предлагаю вам прогулку по зимнему лесу. Сопровождать вас будет музыкальный отрывок произведения П. И. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года».

-Ребята, а вы внимательно рассмотрите пейзажи и определите настроение автора.

-С помощью каких средств автор добился этого? Опишите.

-Какое настроение она вызывает у вас?


- Какое оно стало?

- Какое настроение передал нам П. И. Чайковский?

-С помощью каких средств композитор добился этого?

- Какая по характеру музыка прозвучала?

- Так композитор П. И. Чайковский помог нам представить лес зимой посредством звуков музыки.

-А вот каким увидел зимний лес русский поэт Иван Суриков - вы узнаете немного позже. Сначала давайте поближе познакомимся с этим автором.


- Посмотрите, сколько книг стоит на выставке.

-На прошлом уроке мы с вами открыли секрет художественной книги. Кто напомнит, в чём он заключается?


- В каждой книге или рассказ, или стихотворение, или сказка о зиме.

- Где можно взять книги для чтения?

- Среди них есть книга со стихами И.З. Сурикова


Чтение стихотворения под музыку П.И.Чайковского «Декабрь»


– Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

-Какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?

- О чем думал?


-Какая картина предстала перед вами?

-На какую тему это стихотворение?

- В каких строчках заключена главная мысль стихотворения? (Зима настала)

-Какие чувства вызвали у вас строчки из стихотворения Сурикова?

– Как вы думаете, что хотел сказать ВАМ поэт этим стихотворением?



-С помощью каких средств Я передала вам эти чувства?


-Ребята, вы заметили, что картины можно рисовать голосом, когда мы читаем текст?

Когда автор пишет стихи или рассказы, он передаёт свои чувства, переживания и настроения читателю. Читатель воспринимает авторские переживания и как бы «заражается» ими, а потом эти чувства и настроение передаёт дальше слушателю. Получается такая взаимосвязанная цепочка:

АВТОР------ ЧИТАТЕЛЬ -----СЛУШАТЕЛЬ

В зависимости от того, как чтецу удастся передать своё внутреннее видение картины, нарисованной автором, его настроения, а так же чувства героя, зависит восприятие этого текста слушателями.

-Что же нужно поэту и писателю, чтобы нарисовать картину?


ИТАК: - Чтобы нарисовать картину поэту и писателю нужны «рисующие» слова, композитору- ноты, а у чтеца есть свои выразительные средства – интонация голоса.

Нам уже встречалось данное слово, но мы подробно не говорили о нём.

-Кто может сказать, что такое интонация?

Вывод:

Интонация – это разные оттенки голоса, с помощью которых говорящий передаёт свои чувства и настроения.


-Сейчас мы ещё раз будем перечитывать строки стихотворения. Постарайтесь интонацией голоса передать СВОИ чувства для слушателей


-Дети, чтобы понять стихотворение в полной мере, нужно выяснить значения трудных слов и выражений, которые нам встретятся. Поэтому для работы на уроке мы используем Толковые словари Ожегова (Словари лежат на столах)


1-е четверостишье

– О чем говорится в первой части?

– Чему радуется поэт?


Выступает как живописец

– Что же он описывает? – Найдите слова, которые описывают снег

– Что автор говорит о снеге? Что он делает?

– Какие поэтические приемы он использует?

- Какое состояние природы в это время?

-Как можно назвать эту часть стихотворения?

-Прочитайте ещё раз 1-е четверостишие (хором)


2-е четверостишье



-Как вы понимаете выражение «поле забелело»?

– С чем автор сравнивает снег?

- Какое это выразительное средство?


-Как вы понимаете смысл слов «точно пеленою всё его одело»? ( Снегом закрыло, заволокло всё поле)




-Как можем назвать четверостишье?





3-е четверостишье

- Какой лес предстал перед поэтом?

-Почему он называет его «тёмный»?

-Чем принакрылся лес в стихотворении?

- Какой приём здесь использует автор?

– Что автор сравнивает с шапкой?

- А как это «принакрылся»?

– Что делает лес зимой?

- О ком мы можем ещё сказать СПИТ?

-Значит с кем сравнивает Суриков лес?)

- Как лес спит?

– Что значит «непробудно»?

Словарная работа со словом НЕПРОБУДНО – длительно, непрерывно (т.е. лес будет спать долго ,не просыпаясь до самой весны)

-Как можем назвать четверостишье?

4-е четверостишье –

– О каких приметах зимы говорит автор в этом отрывке?

– Почему автор говорит не морозы, а «морозцы»?

-Как можем назвать четверостишье?

1. Какие строчки показались тебе наиболее образными?

2. Какие рифмы показались самыми необычными?


3. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?


4. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах мы могли бы вспомнить строки этого стихотворение?

– Ребята, если вам понравилось стихотворение, прочитайте его ещё раз своим родителям дома или выучите наизусть

-А может быть кто-то из вас уже на уроке запомнил стихотворение и хочет нам рассказать ?

ИТАК: - Какими же средствами можно выражать свои чувства и настроение?


- А теперь давайте подведём итог урока

-О каком времени года мы сегодня говорили на уроке?

-С каким произведением познакомились? Кто его автор?

-Кому понравились стихи И.З.Сурикова?

-Что необычного вы заметили при чтении этих стихов?

-При помощи какого средства можно передать настроение автора?

-Какая интонация?

– Кому из вас захотелось прочитать другие стихи этого поэта?

– Где можно найти стихи И.З.Сурикова?

– Какое из заданий на уроке выполняли с удовольствием?

- Какое задание вам пришлось выполнить с затруднениями?

-Своё настроение так же можно выразить мимикой лица.

Мимика является помощницей интонации.

-Ребята, у каждого в конце книги лежит сюрприз. Найдите его

-Красивый? Но его лицо не выражает никаких чувств: ни радости, ни грусти. Если нашему Снеговику было интересно, и ему понравился урок, изобразите на его лице радость. Если же ему было скучно и неинтересно – изобразите грусть на его лице.

-Поднимите руку вверх с весёлым Снеговиком.

-А теперь с грустным .

Большинство ребят считает, что хорошо поработали.

ВЫ ВСЕ МОЛОДЦЫ!









ЗИМНИЙ ЛЕС ПОД УТРО ПЕРВЫЙ СНЕГ

( чтение наизусть)







СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ


(Надежда Шестопалова «Зимняя сказка» , Владимир Крылов «Зимнее»)

-Cтаруха с клюкою скрипучею, скромная матушка-зима, лебедь белая, дворник






1 группа

( работа в парах-6 ч)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ





2 группа

ЗИМНИЕ ПРИМЕТЫ (КАРТОЧКА №1)

(отчёт у экрана)


3 группа

ТЕКСТ О СНЕЖИНКАХ (КАРТОЧКА №2)



Прослеживают движение снежинок

на экране











- Чтобы нарисовать картину, художнику нужны краски.




















(Несколько слов к каждому рисунку. Работа по развитию речи. Выступление детей)

Мы видим два пейзажа, нарисованные акварелью. Они отображают разное настроение. Первая работа сияет солнцем, она выполнена в лёгких, пастельных тонах. Яркий снег и синие тени переносят нас на солнечную зимнюю полянку.



Вторая картинка, наоборот, перегружена тёмным тоном. Надвигаются тяжёлые свинцовые тучи. Краски стали более мрачными, и настроение у нас изменилось.


-С помощью звуков

-Плавная, спокойная, неторопливая















- Автор словами может нарисовать всё, что нас

окружает
























-С нежностью вспоминал свою деревенскую жизнь, простую необычную красоту своей родной земли. Скучает, тоскует по тишине, покою зимней природы.



-Зима



Зима настала





-Чтобы мы любили свою землю как и он


- С помощью голоса и сопровождающей его музыки























Дети высказывают своё понимание, значения слова












Дети высказывают своё понимание, значения слова














Дети читают самостоятельно

-1 ученик из I группы читает вслух

- О красоте зимней природы

-Радуется свежести воздуха, светлому наряду природы,

любуется ее красотой,

что бело и тихо

-Первый снег – белый, пушистый

-Кружится, тихо падает, ложится»

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ


- Природа спит


Варианты ответов

1. Снег ложится

Выразительное чтение 1 группы (конкурс между детьми )


Дети читают самостоятельно

1 ученик из II группы читает вслух

Стало белым


С пеленою


Сравнение

Словарная работа со словом

ПЕЛЕНА- Сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон. Первоначально: кусок ткани, то, во что пеленают. Например: густая пелена облаков, тумана…


2. ПОЛЕ ЗАБЕЛЕЛО


Выразительное чтение 2 группы (конкурс :девочки-мальчики)


Читает 1 ученик из III группы вслух

Тёмный



Шапкой

Сравнение


Снег на деревьях

Не полностью накрылся, не совсем

Спит

Человек, ребёнок


Олицетворение

Выразительное чтение 3 группы (хоровое чтение группы)

3. ЛЕС ЗАСНУЛ


Самостоятельное чтение

-Дни коротки, солнце светит мало, морозы

Лёгкие, небольшие

Хоровое выразительное чтение

4. Зима настала

Читают план стихотворения

  • кружИтся- ложится

  • забелело- одело

  • мало- настала

  • чУдной- непробудной

  • точно пеленою всё его одело

  • принакрылся, что шапкой…

-Сравнения делают речь выразительной


Ответы детей






Чтение стихотворения 4-х человек у доски (1 человек из группы)





Можно не только интонацией своего голоса, но и с помощью музыки, картин




-Легко читаются и сразу запоминаются


-С помощью интонации

Плавная, мелодичная, похожая на народные песни


В библиотеке








Рисование Снеговика




Показывают Снеговиков







Мультимедийные

технологии





Здоровьесбере-гающие


Творческие





Мультимедийные

технологии




Технологии сотрудничества




Мультимедийные

технологии






Здоровьесбере-гающие











Диалоговые:

учитель- ученик























Творческие






Творческие



















Мультимедийные

технологии










Мультимедийные

технологии




























Мультимедийные

технологии


Технология опорных схем

















Мультимедийные

технологии










Мультимедийные

технологии


Технология опорных схем







Мультимедийные

технологии











Технология опорных схем



Мультимедийные

технологии








Технология опорных схем







Технология опорных схем



Мультимедийные

технологии













Технология опорных схем





Мультимедийные

технологии



Технология опорных схем



Мультимедийные

технологии



















Мультимедийные

технологии





















Мультимедийные

технологии








Мультимедийные

технологии








Презентация

Слайды №10-21




Презентация

Слайды №22,23





Презентация

Слайды №24-29





Сборник пословиц и поговорок

Презентация

Слайд №30



Карточки № 1,2

Презентация

Слайд №31-33






Анимация

Слайд №34-37
























Презентация

Слайд №38, 39




Аудиозапись

П. И. Чайковский «Январь» из цикла «Времена года».



Пейзажи №1,2

Иллюстрация №1




Иллюстрация №2










Выставка книг.

Презентация

Слайд №40







Презентация

Слайд №41



Аудиозапись


Презентация

Слайд №42,43



























Презентация

Слайд №44


Опорные схемы















Презентация

Слайд №45








Презентация

Слайды №46-51


Опорные схемы


Толковые словари С. И. Ожегова



Презентация

Слайд №47










Опорные схемы



Презентация

Слайд №48







Опорные схемы


Толковые словари С.И.Ожегова




Опорные схемы



Презентация

Слайд №49










Опорные схемы


Толковые словари С.И.Ожегова


Презентация

Слайд № 50, 51



Опорные схемы




Презентация

Слайд №52


















Презентация

Слайд №53


















Иллюстрации с изображением Снеговиков

Слайд №54





Презентация

Слайд №55














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Дорогова Любовь Викторовна

Дата: 12.09.2016

Номер свидетельства: 343476


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства