Интегрированный урок с использованием ЦОР
Учитель начальных классов первой квалификационной категории: Деревнина Галина Ивановна Учитель информатики первой квалификационной категории: Пономаренко Алена Юрьевна |
Образовательное учреждение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вяткинская средняя общеобразовательная школа» |
Предмет: окружающий мир, информатика |
Краткая аннотация урока: |
| Класс : 3(8 учащихся) |
| Тема урока: «Кто что ест». |
| Тип урока: урок ознакомления с новым материалом |
| Приобретаемые навыки детей: научатся классифицировать животных по типу питания; моделировать цепи питания; обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов; самостоятельная деятельность; работа с мышью, клавиатурой, инструментами графического редактора, умение пользоваться интерактивным тестом. |
Технологические особенности |
| Используемое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, подключенный к компьютеру с выходом в Интернет, экран, ПК с выходом в Интернет, презентация по теме урока, раздаточный материал. |
| Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: |
Формы работы |
| Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальный опрос, групповая, парная, тестовая. Формы организации работы учителя: беседа, опрос, новая тема, практические занятия с элементами исследовательской деятельности. |
Тема урока «Кто что ест».
Цели.
Образовательные:
- познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания;
- использовать умение работать в графическом редакторе Paint для более эффективного усвоения нового материала;
- формирование межпредметных знаний и умений.
2. Развивающие:
- развивать умение ставить цели;
- развивать интеллектуальные умения: сравнение, анализ, синтез и способность к самоанализу;
- развитие навыка работы со схемами, таблицами, карточками, тестами;
- развитие компьютерной грамотности;
- развивать информационную и коммуникационную компетентности учащихся;
3. Воспитательные.
- воспитание любви к природе и осознанное стремление к её охране;
- воспитание культуры сотрудничества и группового взаимодействия;
- воспитание информационной культуры;
- воспитание объективности в самооценке, ощущение радости успеха в проявлении и уверенности своих знаний;
- привитие интереса к предметам « ознакомление с окружающим миром» и «информатика».
Ход урока:
Мотивация учащихся.
Учитель начальных классов.
Кто считает, что он шустрый, повернитесь вокруг себя.
Кто считает, что он умный, погладьте себя по голове.
Кто считает, что он любознательный, поднимите руки вверх.
Кто готов вместе с нами «открывать знания», присядьте на места.
Добрый день!
Учитель информатики.
Сегодня перед вами два учителя, значит, и наш урок необычный – интегрированный. Мы объединили два предмета: окружающий мир и информатику.
- А что может объединять эти два предмета?
(Работаем с информацией. Информатика – это предмет, который занимается обработкой, хранением и передачей информации. А информацию мы получаем из окружающего мира.)
На уроке мы с вами попробуем, используя знания информатики, «открывать знания» по окружающему миру. В конце урока ответим на вопрос: «Зачем нужен такой урок?»
Учитель начальных классов.
Эпиграфом к этому уроку стали слова писателя Леонида Леонова: «Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка…» (Написано на доске).
С этих слов мы начнем наш урок, потому что на уроках окружающего мира мы говорим с вами о разнообразии растений и животных, о том какую роль играют они в природе и в жизни человека.
На этом уроке вы должны показать, как понимаете природу, насколько хорошо вы знаете, группы растений и животных, их основные признаки, представителей этих групп. И, конечно же, узнаете что-то новое интересное.
Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке мы изучили группы животных.
- Давайте вспомним, к какой группе какие животные относятся.
1 ученик работает у доски с таблицей (приложение1), 3-е работают на компьютерах (приложение2), 4-ро работают с тестами в печатном варианте (приложение3).
- А ещё дети приготовили презентацию и сообщение о животных.
(Презентация «Снежный барс» - приложение 4 и сообщение
« Морские звезды» приложение 5 ).
Создание проблемной ситуации. Формирование проблемы.
Учитель информатики.
Вспомним понятие «объект».
- Что это такое?
(Объект – это любой предмет, явление или процесс окружающего мира на который направлено внимание человека. Объекты бывают живые и неживые, естественные и искусственные).
- О каких же объектах будем говорить на уроке?
Вам нужно из рассыпанных букв сложить слово. (Слайды № 1,2)
Учитель начальных классов.
Сегодня продолжим изучать тему «Животные».
- Назовите признаки живых организмов. (Дышат, питаются, двигаются, растут, развиваются, размножаются, умирают).
- А что необходимо для развития и роста? (Питание).
Учитель информатики.
- Название каких объектов вы видите на слайде? (Слайд № 3)
(Названия зверей, рыб, птиц).
- Сравните эти объекты? Что значит сравнить объекты? (Найти общее и отличительные признаки).
Проблемный вопрос.
- На какие группы можно разделить этих животных?
Выдвижение гипотез (ученики высказывают различные предположения).
Открытие нового знания.
Учитель начальных классов.
Чтобы выбрать, какая гипотеза правильная, давайте поработаем с учебником (страница 94).
Прочитайте тему урока.
- Скажите, кто же из вас выдвинул правильную гипотезу?
Тема урока «Кто что ест». (Слайд №4).
- Какие цели поставите перед собой? ( высказывания детей).
Сегодня на уроке мы поговорим о том, чем питаются животные и как к этому приспособились и научимся с помощью графического редактора рисовать схемы цепей питания.
Чтение статьи учебника (страница 94).
- На какие группы по особенностям питания делятся животные? (Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные).
- Разделите животных по особенностям их питания и составьте кластер.(Слайд №6)
Работа по карточкам. (Приложение №6).
(растительноядные насекомоядные хищники всеядные)
заяц крот волк медведь
сом ласточка щука ворона
-Проверьте свою работу. (Слайд №7)
-Вот некоторые представители этих групп. (Слайд №8,9,10,11).
Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
(Работа с учебником. Самостоятельное чтение статьи учебника стр. 94).
Дополните предложение.
- Первое звено цепи питания – это…..(растения)
- Второе звено питания – это….. (растительноядные животные)
- Третье звено питания – это….. (насекомоядные или хищники)
(Слайд № 12)
Учитель информатики.
Давайте попробуем цепи питания отразить в виде схем ( групповая работа). Работу выполнять будем по группам на компьютерах. Необходимо перенести мышкой рисунки в нужные звенья цепи. (Приложение 7)
Вспомните правила работы в группе ( дети вспоминают правила: работать сообща; уметь выслушивать друг друга; уметь распределять обязанности между собой; уметь договариваться, помогать друг другу; выбрать лидера.).
Взаимопроверка по слайду №13.
Учитель начальных классов.
- А как же животные приспособились к добыванию пищи? ( Хороший слух, острые зубы, окраска, форма клюва и т.д.).
Найдите об этом самостоятельно информацию в учебнике (стр.95)
Учитель информатики.
Ведешов Даниил и Петрова Анастасия найдут информацию в Интернете по ссылке http://www.infoniac.ru/news/Interesnye-primery-adaptacii-v-zhivotnom-mire.html.
(Учащиеся делятся полученной информацией).
Поработайте в парах по карточкам (приложение 8).
Применение новых знаний.
А сейчас мы проверим, умеете ли вы определять тип питания животных.
Давайте поиграем в игру «По словесному портрету вы скажите, кто же это?»
Учитель начальных классов читает словесный портрет животных (приложение № 9 ), а учащиеся под руководством учителя информатики рисуют любое из этих животных ( работа за компьютером, графический редактор Paint).
Рефлексия.
- Принес ли пользу сегодняшний урок? Какую?
- С какими источниками работали, чтобы получить новые знания и применить их? (учебник, тесты, картинки, схемы, презентация, Интернет).
- Какие задания вам показались наиболее интересными?
- Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
- Вернемся к вопросу «Зачем нужен такой урок?» (Было интересно; много разных видов работы; много успели сделать; компьютер облегчает работу).
Самооценивание.
Я предлагаю вам оценить себя:
- если вы считаете, что вам понравился урок и у вас сегодня все получилось, покажите соответствующий смайлик;
- если вы были неуверенны в себе, допустили немного ошибок, покажите соответствующий смайлика;
- если было скучно, вам не понравился урок, покажите соответствующий смайлик. (Приложение 10).
7. Домашнее задание.
а) стр.94 – 97, вопросы.
б) творческое задание:стр.97, №1.
8. Выставление оценок.
Список использованной литературы:
Программа УМК Школа России, окружающий мир 3 класс http://shoolguide.ru/index.php/progs/shool-russia2011.html
Плешаков А.А.Учебник. Окружающий мир. 3 класс.
Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я. http://www.razum.ru/5209-jenciklopedija-dlja-detejj.-vse-o-zhivotnykh.-ot.html
Источники заимствования картинок: http://www.google.ru/imghp
Материалы Интернета: http://www.infoniac.ru/news/Interesnye-primery-adaptacii-v-zhivotnom-mire.html
Аннотация
Данный урок является тринадцатым в разделе «Это удивительная природа». Главная задача этого раздела – научить ребят классифицировать растения и животных; обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений.
Курс информатики ведется с первого класса в рамках внеурочной деятельности. Первый год обучения дети работали в рабочих тетрадях и на компьютерах. Во втором классе занятия мы стали проводить, осваивая основные навыки владения компьютером, в частности, программу Paint, Word. Эти знания нам помогают изучать некоторые темы на уроках окружающего мира.