Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент. (1 мин.) 2.Проблемная ситуация, введение в тему. (5 мин.) Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность. | Придумано кем-то и просто и мудро При встрече здороваться: доброе утро. И каждый становится добрым, доверчивым И доброе утро длится до вечера. Поприветствуем наших гостей. - Ребята, а вы знаки приветствия без слов знаете? -Чудесные приветствия! Расшифруйте мое послание вам. Что я вам пожелала? Я думаю о тебе (руку на лоб) - я говорю о тебе (руку на губы)-ты в моем сердце (руку на сердце). Сегодняшний урок и обычный, и необычный одновременно. Обычный потому, что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и необычный, т.к. речь пойдет о нескольких учебных предметах. Вы сейчас про себя зададите вопрос, как это? РУССКИЙ ЯЗЫК: В своей речи вы использовали…слово. В какой области знаний живут слова? Предположите тему нашего урока? ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Словом можно убить, словом можно спасти Словом можно полки За собой повести… Вадим Шефнер О чём говорится в стихотворении Вадима Шефнера? - Согласны ли вы с автором в том, что очень важно то, что мы говорим и что слышим? Докажем «силу слова»? Мы с вами, как и японский исследователь доктор Масару Эмото будем исследовать, какое влияние оказывают слова на воду и рис. В своем эксперименте мы напишем слова «ДОБРО» и «ЗЛО» на листочках бумаги и прикрепим их к стаканчикам с водой и рисом. В течение недели мы будем говорить одному стакану добро, а другому – зло. Почему именно вода была выбрана для эксперимента? Дело в том, что вода – это самое емкое вещество на земле, самое восприимчивое к любой информации. Вода может быть носителем информации. Человек на 70% состоит из воды. Представьте, что происходит с нами, когда мы говорим друг другу плохие слова. А представьте, что мы испытываем, когда слова хорошие. Предположите тему нашего урока? По какому предмету будем заниматься? МАТЕМАТИКА Учитель: Я не так давно услышала спор. Заспорили три школьных приятеля, какой предмет важнее – математика, русский язык или окружающий мир? Учитель: Выскажите свое мнение, какой предмет важнее. Давайте, сегодня на уроке попробуем подтвердить или опровергнуть мнение ребят и ваше мнение тоже. Нужно для счастья порою немного Шофёру – прямая дорога, Лётчику – ясное небо, Прохожему – больше улыбок, Учителю – меньше … (ошибок) Пожелайте друг другу удачи на уроке. Предлагаю отправиться в виртуальное путешествие по нашей стране по…….- Как вы думаете, что обозначают цвета этих карточек? Эта тема нам знакома, так как совсем недавно на уроках окружающего мира мы изучили эту тему. - Раскрасьте на контурной карте природные зоны России – по памяти | (Поклон, кивнуть) Удачи. Русский язык Окружающий мир. Да. Проводят эксперимент. Математика. Ученик 1: “Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – утверждает один из них. Ученик 2: “А язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее математики”, – отвечает другой. Ученик 3: - А я считаю, что природа – это самое главное в жизни человека. Потому что это та среда, в которой мы обитаем, что мы едим, чем дышим,- высказал свое мнение третий товарищ. Вместе: Ребята, а вы как считаете? (Речь пойдет о математике.) По природным зонам России. Работают с контурной картой. | Л: самоопределение. П:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные УУД: постановка проблемных вопросов, формировать умение сравнивать свое решение с образцом, делать микро- выводы, преодолевать трудности. |
3.Чистописание. Введение в тему урока. (2 мин.) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий. | МАТЕМАТИКА: - Итак, приготовились к чистописанию. Открыли тетрадь по математике. Какая сегодня дата? Следим за осанкой, тетрадь - под наклоном. - Какое четырёхзначное число можно составить, используя эту информацию? Какое число получим, если запишем год? Отделим классы. - Какое число получилось? -Запишите числа 1 6 10 16 19 31 33 РУССКИЙ ЯЗЫК: Открыли тетради по русскому языку. Запишите, буквы, которые расположены в алфавите под этими номерами. а е и о с э я - Поменяйтесь тетрадями, сделайте подчеркивание правильно записанных букв и дайте рекомендации. Поднимите руки те, кто может похвалить соседа. | В тетради по математике записывают число, классная работа. 16 марта. 1603 16032020 16.032.020 Записывают1,6,10,16,19,31,33. Открывают тетради по русскому языку. Записывают а е и о с э я. Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа. | П: строить рассуждения, обобщать, устанавливать аналогии. К:речевая деятельность, навыки сотрудничества. Р: управление своей деятельностью Л: самооценка |
4.Словарная работа. Устный счет. (2 мин.) | РУССКИЙ ЯЗЫК: Итак, собираемся в дорогу. Графический словарный диктант. Запишите только пропущенные в словах буквы по порядку. Чемодан, вагон, билет, дорога, пассажир, автомобиль, путешествие, багаж, экскурсия, ,интересно, горизонт, товарищ.Проверьте. - Написание каких слов отрабатываем в словарной работе? (Непроверяемое написание-нужно записать и запомнить) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: - Что такое «Родина»? Существует два понятия «Родина»: «малая Родина» и «большая Родина». -Какие синонимы можем подобрать к слову Родина? МАТЕМАТИКА:- И если, мы, с вами собираемся в далекое путешествие необходимо хорошо ориентироваться в единицах времени, массы и длины. (работа в группах) Вспомним памятку работы в группе. Игра “Веришь ли ты» - 15 км = 15000 м (да) - 3 м 34 см = 3340 см (нет) - 3 км = 300 м (нет) - 2 ч = 200 мин (нет) - 150 мин = 2 ч 30 мин (да) - 5 т 600 кг = 560 кг (нет) - 45000 г = 45 кг (да) | (Слайд 3) Проверяют (Слайд 4) е, о, а, и, о, а, с, о, о, е, а, э, к, е, о, и, о. Отвечают. Это место, где родился человек. Родина, Отчизна, Отечество, Держава. Работают в группах ПАМЯТКА Дети проверяют Слайд 5 | К: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
5.Постановка учебной задачи. Цель: выявление причины затруднения, определение темы и цели урока. (2 мин.) | -Предлагает выполнить задание . -Ребята, перед вами математические записи. 5 + 20 х + 5 = 7 60+ 20 60 36 + 24 = 60 20 + 35 = 55 -Что общего? Как называются числа при сложении? -На какие группы можно разделить эти математические записи? Какое равенство в этом ряду можно назвать лишним? (Х + 5 = 7) — Почему это равенство можно считать лишним? — Предположите, какая тема сегодняшнего урока? | Слайд 7. Дети отвечают. Слайд 8 Формулируют тему и цель урока. В нём есть буквенное значение. Слайд 9 Тема урока: «Нахождение неизвестного числа в равенствах с буквами». | Л: целеполагание П: применять правила и самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем, общеучебные- самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы. |
6.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению. (2 мин.) | -Какую цель мы поставим перед собой? Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? - Еще 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне умели решать простейшие уравнения, вид которых не был похож на современные. Затем греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. А в Средней Азии в древнем городе Хорезм, трудился великий ученый эпохи IX века – Мухаммад аль Хорезми. Он первый ввёл понятие уравнения. | Научиться находить неизвестное число. Учебник про машину Выводят правило. с.103 читают правило в учебнике. Слайд10 | П: логические-решение проблемы К: планирование учебного сотрудничества учителем сверстниками (умение слушать, понимать других) |
7.Первичное закрепление. Цель: усвоение нового способа действий. (2 мин.) | – Чтобы правильно решить уравнение, давайте составим (программу действий) алгоритм решения уравнений: 1. Читаю уравнение. 2. Определяю неизвестный компонент. 3. Вспоминаю правило нахождения неизвестного компонента. 4. Нахожу неизвестный компонент по правилу. 5. Записываю ответ. 6. Выполняю проверку уравнений. Организует работу по учебнику с. 103 №2 У доски с объяснением работают 3 ученика. | Слайд 11 Выполняют работу у доски и в тетрадях | П: общеучебные-умения структурировать знания, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание Р: контроль, оценка, коррекция К: управление поведением партнёра |
8.Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного. (23 мин.) | Организует работу по учебнику. Решение задачи с.104 №7 Разбор задачи. -Прочитайте задачу. -Что известно? -Какие слова возьмём для краткой записи? -Как в математике обозначают неизвестное число? -Давайте заменим в краткой записи вопрос буквой. -А теперь скажите, какое уравнение можно составить? -Пустили-8, а стало -15 -Стало больше или меньше? -Значит какое действие надо выполнить? -Как найти неизвестное слагаемое? Проверка. Работа в группах. Задача на логическое мышление. Раздаёт карточки. Проверка. Индивидуальная работа по карточкам разного уровня сложности. -Проверка. | Было - ? р. Пустили – 8 р. Стало – 15 р. Х + 8 =15 Х = 15 -8 Х = 7 Проговаривают правило. Решают. Проверяют. Проверяют. Слайд 12. Работают в группах. Слайд 13. Проверяют. Слайд 14. Выбирают задания по силам и решают. | Р: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
9.Физминутка (2 мин.) Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. |
| РУССКИЙ ЯЗЫК: УЧИТЕЛЬ: Прочтите глаголы. стро[и]шь работа[и]м УЧИТЕЛЬ: Ребята, какие трудности в правописании этих глаголов нам встречаются? Обсудите в группе как правильно написать безударные личные окончания глаголов? УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Справились на отлично! УЧИТЕЛЬ: Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний глаголов в словосочетаниях) УЧИТЕЛЬ:Какие цели и задачи поставим перед собой? Работа по учебнику с.128, упр.1 – коллективная работа | Написание безударных окончаний. Дети обсуждают в группе. -Определить спряжение глагола. Для этого нужно поставить глагол в начальную форму. Если глагол оканчивается на –ить (кроме брить, стелить), значит, это глагол II спряжения. В окончании пишем гласную И. Если глагол оканчивается на –еть, ать, оть, уть, ять это глагол I спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную Е. Учиться правильно писать безударное окончание глагола; применять алгоритм определения спряжения. Оценивают свою работу. | Р:использовать речь для регуляции своего действия, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения. Л:самоопределение. |
10.Итог урока. Цель: самооценка результатов деятельности. (2мин.) 11.Рефлексия (1мин.) 12. Домашнее задание: по выбору. (1 мин.) | ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Продолжим наше путешествие по Тюменской области. СЛАЙД «Тюменская область» Раскрасьте на контурной карте природные зоны России – по памяти. УЧИТЕЛЬ: И давайте скажем нашим гостям, собравшимся сейчас в нашем классе какой же предмет важнее, русский язык или математика? Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы о спорящих приятелей, которые вы поддержали, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: “Все науки в грамматике нужды имеют”. ……Сегодня я узнал … Мне понравилось … Я бы хотел снова услышать … У меня сегодня получилось… .. . Теперь я точно умею … Я бы хотел рассказать другим о … - Где можно применить наши знания? Окружающий мир – раскрасить природные зоны Тюменской области. Русский язык-на выбор с.128 упр. 2 или 3 Математика-с.103, правило, с.3 №3 или с. 109 №33 | Рассказывают дети и работают с контурными картами. Докладчик 1: По площади Тюменская область занимает третье место в России, то есть это очень большая область. В ее состав входят сразу два крупных автономных округа - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский. Тюменская область протянулась от берегов Северного Ледовитого океана до границы с Казахстаном, и потому в ней мы находим почти все природные зоны характерные для России в целом. На востоке Тюменская область граничит с Красноярским карем, на юге с Томской и Омской областями, на западе - с Архангельской областью и республикой Коми, а также со свердловской и Курганскими областями. На крайнем севере Тюменской области мы находим зону арктической Тундры, южнее она переходит в небольшую буферную зону Лесотундры, которая сразу сменяется Тайгой. Тайга занимает большую часть территории Тюменской области. Южнее находим небольшую зону смешанных лесов, а на самом юге области на границе с Казахстаном видим участок лесостепей. .Сам город Тюмень и Тюменская область находится в зоне смешанных лесов. Докладчик 2: Эту область характеризует суровый, даже экстремальный климат. Некоторые районы и округа Тюменской области являются районами Крайнего севера, ну а остальные районы и округа так же к ним приравнены. Климат области субарктический и арктический, и умеренный в южной части области .Тюменская область богата множеством ископаемых, добывают там газ и нефть, а так же камни драгоценные камни, кварцевые пески, торф, сапропели, известняки. На территории Тюменской области протекают довольно крупные реки: Тобол, Обь, Иртыш, а так же имеются озера достаточно крупные. Тюменская область образована в 1944 году, административный центр расположен в прекрасном городе Тюмень. Субъект входит в Уральский федеральный округ. Докладчик 3: Тюменская область охватывает восемь природных зон, в частности тундра, арктическая пустыня, лесотундра, тайга, смешанные леса и лесостепи, где прекрасно уживаются такие животные, как: белый медведь, морж, гренландский кит, песец, белоклювая гагара - на севере, соболь, рысь, лось, белка, глухарь, бурундук - в тайге, ондатра и заяц-беляк - в лесотундре, ежи, лисицы, енотовидная собака, заяц - русак - в лесостепи, на юге Тюменской области. Если подытожить, то это 360 видов птиц, 95 видов млекопитающих,6 видов пресмыкающихся. На севере преобладают сосна, кедр, лиственница, пихта, ель; на болотах - ольха, берёза, ива; в лесостепи - берёза, осина. Тайга - самая крупная из пересекающих Тюменскую область растительных зон. Протяжённость её составляет 1200 км и занимает она три четверти территории области. Подсчет детьми звездочек. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу смайликами. | П: работа с информацией. Р: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |