kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно тематическое планирование по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезнацелостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.пецифика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средствомвоспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?

Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.

Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100».Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«календарно тематическое планирование по окружающему миру »

Общее

кол-во

п\п

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

план

Дата

факт

У У Д

Использ.оборуд

Раздел 1. « Человек и природа» ( 11 часов)

Раздел 2. « Человек и общество» ( 23 часа)

Раздел 1. « Человек и природа» ( 11 часов)


1

1

Мир глазами астронома. Планеты солнечной системы.

1



- понимать учебную задачу

- доказывать, что природа удивительно разнообразна

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

Электронное приложение

2

2

Практическая работа № 1

« Мир глазами географа».

Мир глазами историка.

1



-познакомить с географией как наукой

- работать в паре

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


Глобус

карта

3

3

Мир глазами эколога .Сокровища Земли под охраной человечества.

1



- представлять взаимосвязь человека и окружающей

- работать в группе

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

Электронное приложение

4

4

Моря, озёра и реки России.

Природные зоны России.

Экскурсия № 1 на водоём.

1



- формирова ть представление о водоёмах

- работать в паре

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

Карта России

5

5

Зона арктических пустынь.

Тундра.

1



- изучить природные зоны

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

таблица

6

6

Леса России. Зона степей.

1



-- изучить природные зоны


--формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

таблица

7

7

Пустыни. У Чёрного моря.

Проверим и оценим свои достижения.

1



- изучить природные зоны

--формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

таблица

8

8

Наш край. Поверхность

нашего края.

Экскурсия № 2.

1



- определять цель и этапы работы

- находить материал в краеведческой литературе

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

таблица

9

9

Практическая работа № 2

« Наши подземные богатства». Жизнь леса. Жизнь луга.

1



- характеризовать животных и растения леса и луга

--формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

таблица

10

10

Растениеводство и животноводство в нашем крае.

1



- характеризовать отрасли сельского хозяйства

--формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

Таблица

Электронное приложение

11

11

Проект № 1 « Наш край» Проверим себя и оценим свои достижения.

1



--формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

- презентовать свою работу


Раздел 2. « Человек и общество» ( 23 часа)


Страницы всемирной истории( 2 часа)


12

1

Мир древности. Средние века.

1



- характеризовать древний мир

- работа в паре

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


Таблица

Электронное приложение

13

2

Новое время . Новейшее время.

1



- осознавать познавательную задачу

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


Таблица

Электронное приложение


Страницы истории России. ( 13 часов)



14

1

Во времена Древней Руси.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1



-осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- формулировать учебные задачи

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке



15

2

Трудные времена на русской Земле.

1



- воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке



16

3

Русь расправляет крылья. Куликовская битва.

1



- осознавать познавательную задачу

- выявлять известное и неизвестное

- осознавать своё единство с окружающим миром



17

4

Мастера печатных дел.

Патриоты России.

1



- осознавать познавательную задачу

- выявлять известное и неизвестное

- осознавать своё единство с окружающим миром



18

5

Пётр Великий. Екатерина Великая.

1



- осознавать познавательную задачу

- выявлять известное и неизвестное

- осознавать своё единство с окружающим миром

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке




19

6

М. В.Ломоносов.



1



- осознавать познавательную задачу

- выявлять известное и неизвестное

- осознавать своё единство с окружающим миром

- находить нужную информацию

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


презентация

20

7

Отечественная война 1812 года

1




-- осознавать познавательную задачу

- выявлять известное и неизвестное

- осознавать своё единство с окружающим миром

- находить нужную информацию

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


презентация

21

8

Страницы истории 19 века.


1



- осознавать познавательную задачу

- выявлять известное и неизвестное

- осознавать своё единство с окружающим миром

- находить нужную информацию

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке



22

9


Россия вступает в 20-й век.


1



-- осознавать познавательную задачу

- выявлять известное и неизвестное

- осознавать своё единство с окружающим миром

- находить нужную информацию

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


Электронное приложение

23

10

Страницы истории

1920 – 1930-х годов.


1



- осознавать познавательную задачу

- выявлять известное и неизвестное

- осознавать своё единство с окружающим миром

- находить нужную информацию

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке



24

11

Великая Отечественная война и Великая Победа.


1



-- осознавать познавательную задачу

- выявлять известное и неизвестное

- осознавать своё единство с окружающим миром

- находить нужную информацию

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


Таблица

презентация

25

12

Проект № 2 « Патриоты России». Страна, открывшая путь в космос.


1



- обсуждение способов и сроков работы

- подготовка к выполнению проекта

- защита проекта

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке



презентация

26

13

Проверим себя и оценим свои достижения


1



-обсуждать выступления учащихся – оценивать свои достижения и достижения других учащихся - составлять вопросы по теме

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке




Современная Россия ( 8часов)




27

1

Мы- граждане России.

1



- осознавать познавательную задачу

- выявлять известное и неизвестное

- осознавать своё единство с окружающим миром

- находить нужную информацию


-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


Образцы денег

28

2

Славные символы России.

1



-рассказывать о символах России

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

Символы России

презентация

29

3

Такие разные праздники.


1



- знать праздники России

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


презентация

30

4

Путешествие по России .

Дальний Восток. Сибирь.

1



- осознавать познавательную задачу

- выявлять известное и неизвестное

- осознавать своё единство с окружающим миром

- находить нужную информацию


- работать в группе

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


Карта России

презентация

31

5

Золотое кольцо России.


1



- рассказывать о достопримечательностях

Золотого кольца


- готовить сообщения

- презентовать сообщения

Карта России

32

6

Проект№3

« Музей путешествий»

1



- обсуждение способов и сроков работы

- подготовка к выполнению проекта

- защита проекта

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


Карта России

33

7

Проверим себя и оценим свои достижения.

1



обсуждать выступления учащихся – оценивать свои достижения и достижения других учащихся - составлять вопросы по теме

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


карточки

34

8

Обобщающий урок.

1



- обсуждать выступления учащихся – оценивать свои достижения и достижения других учащихся





Экскурсий-2

Практических работ- 2

Проектов - 3









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
календарно тематическое планирование по окружающему миру

Автор: Дейниченко Елена Анатольевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Календарно-тематическое планирование Окружающий мир 3 класс по ФГОС "Школа России""
    ["seo_title"] => string(82) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieokruzhaiushchiimir3klasspofgosshkolarossii"
    ["file_id"] => string(6) "264563"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449748011"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(76) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-okruzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415435581"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Календарно-тематическое планирование (окружающий мир)"
    ["seo_title"] => string(62) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "341664"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1472585552"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Календарно – тематическое планирование. Окружающий мир, 2 класс. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. - М.: Просвещение, 2018-2019 год"
    ["seo_title"] => string(80) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_okruzhaiushchii_mir_2_klass_a_a_pleshakov_"
    ["file_id"] => string(6) "509220"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1557088050"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс"
    ["seo_title"] => string(65) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_okruzhaiushchii_mir_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "586595"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1631472870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства