Интегрированный подход в формировании исследовательской деятельности и информационной культуры младших школьников
Интегрированный подход в формировании исследовательской деятельности и информационной культуры младших школьников
Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании сегодня очевидна. Компетентность ребёнка в различных областях начинает формироваться ещё до достижения им школьного возраста. Поэтому школа не начинает, а, скорее, продолжает сопровождение ребёнка в процессе формирования его как компетентностной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный подход в формировании исследовательской деятельности и информационной культуры младших школьников»
Интегрированный подход
в формировании исследовательской деятельности и информационной культуры младших школьников
Выполнила учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №11 «Гармония»
Устинова Юлия Викторовна
Содержание
I. Введение стр. 3-4
II.Разработки уроков
(с комментариямик некоторым из них) стр. 4- 15
III. Список используемой литературы стр. 16
I. Введение
Один шаг в обучении может означать
сто шагов в развитии.
Л. С. Выготский
Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании сегодня очевидна. Компетентность ребёнка в различных областях начинает формироваться ещё до достижения им школьного возраста. Поэтому школа не начинает, а, скорее, продолжает сопровождение ребёнка в процессе формирования его как компетентностной личности. Важно, чтобы этот процесс проходил в наиболее благоприятных для ребёнка, ставшего учеником, условиях.
Изучение информатики в начальной школе в интеграции с другими предметами рассматривается как основа получения младшими школьниками умений и навыков работы с информацией и распространение полученных знаний и навыков на другие предметные области.
Целью моей педагогической деятельности является: формирование у учащихся способности к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию через раскрытие их интеллектуальных творческих возможностей.
Реализовать эту цель мне помогает развивающая система Л. В. Занкова. Принципы, разработанные Л. В. Занковым, направлены на достижение возможно более высокой эффективности развития младших школьников в процессе обучения.
В течение последних лет я активно создаю и апробирую систему интегрированных с информатикой уроков по русскому языку, риторике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, которая не только помогает обучающимся учиться грамотно работать с информацией при изучении учебных предметов, но и формирует информационную культуру младших школьников, развивая их умение самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения, направляя детей на осознание необходимости их самостоятельной работы над развитием их собственного интеллекта, культурного уровня и информационной компетентности.
Интегрированные уроки помогают лучшему усвоению материала, способствуют большей заинтересованности детей в исследовательской деятельности, повышают их познавательную активность. Они учатся думать, учатся учиться, развиваются и самосовершенствуются.
Представляю серию интегрированных уроков русского языка, риторики, литературного чтения и технологии с уроком информатики во 2 классе. Данные уроки объединены общей темой: «Текст и предложение» (10ч).
Одним из приоритетных видов работ на этих уроках является проектная деятельность. В течение шести уроков проходила работа по осуществлению проекта «Новый год»:
Что такое текст?
Виды предложений. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
О чём говорит шрифт? Работа с объектом Word Art.
Типы текстов. Конструирование текста поздравительной открытки.
Особенности сказочного жанра. Работа с бумагой. Оригами. Фигурки животных. Кукольный спектакль.
II. Разработки уроков
I. Предмет: русский язык и информатика.
Тема. Что такое текст?
Цель: познакомить с понятием текст.
Задачи: учить отличать текст от набора предложений, копировать и вставлять объекты, учить работать в группе, создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества в группе; развивать мышление, память, расширять кругозор, применять полученные знания.
Планируемый результат: восстановление деформированного текста.
Оборудование: учебник А. В. Поляковой «Русский язык», 2 класс, М.: Просвещение, 2017; интерактивная доска, ПК с электронным материалом учителя.
Структура урока:
этапы работы
деятельность учителя
деятельность учащихся
орг. момент
приветствие с музыкальным сопровождением
приветствие
подготовка к восприятию
определение критерий оценки деятельности на уроке
практическая работа с интерактивной доской
диалог: учитель
класс ученик
поисковая работа на основе ранее изученного материала
введение в новый материал
создание проблемы
практическая работа в группе с использованием полученных знаний: поиск информации
контроль за усвоением новых знаний
наблюдение
выбор задания своего уровня
рефлексия
деформированное стихотворение
индивидуальная работа на ПК по восстановлению текста (копирование и вставка объектов)
практическая значимость
для чего нужны тексты
итог урока по критериям
оценка деятельности учащихся
самооценка
Подготовка к восприятию
На интерактивной доске запись:
- Из первой строки выберите лишнюю букву.
- В слове второй строки найдите орфограмму. Выберите эту букву.
- Из слова третьей строки выберите безударную гласную в корне слова.
Дети составляют своё слово, а затем свой результат сравнивают с доской (необходимо переместить область с вопросом в любом направлении).
Введение в новый материал
Работа в группах (на карточках предложены 2 группы записей), 2 человека работают за компьютером у учительского стола (те же тексты, что и у детей на карточках), в это время доска притушена.
- Прочитайте две записи и попробуйте определить, где текст.
- Какая запись является текстом? Почему? (взаимопроверка)
- Какой вывод можно сделать?
Контроль за усвоением новых знаний
Работа с учебником. Выбор задания своего уровня.
Рефлексия
На компьютерах в папке «Уроки» набран деформированный текст стихотворения, такой же текст есть и на карточках, лежащих на столах.
- Дети, сидящие за компьютером, должны найти на рабочем столе папку «Уроки». Откройте её. Откройте документ «Текст». Прочитайте.
То же делает другая группа детей, работающая с карточками.
- Что заметили? Как можно собрать строчки так, чтобы получилось стихотворение?
Далее дети, работающие с карточками, восстанавливают текст в тетради.
Группа детей, работающих за компьютерами, копируют и вставляют объект в нужное место. Закрывают и сохраняют документ.
Итог урока
Дети меняются ролями и проверяют выполненную работу. Взаимопроверка.
- Что выяснили на уроке?
- Из чего состоит текст?
- Как предложения связаны в тексте?
- Как бы вы назвали стихотворение? Почему?
-
Найдите дома это стихотворение, выясните, кто его автор и сравните своё название с названием автора. Самооценка.
II. Предмет: русский язык.
Тема. Виды предложений. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
Цель: познакомить с видами предложений.
Задачи: учить отличать предложения по интонации и по цели высказывания, отработать навыки составления предложений из слов с опорой на вопросы, развивать речь учащихся, воспитывать умение слушать и слышать товарищей, работать в паре.
Оборудование: учебник А. В. Поляковой «Русский язык», 2 класс, М.: Просвещение, 2017; интерактивная доска, ПК, ЭУП, разработанные под рук. кандидата пед.наук А. В. Молоковой, русский язык-2; ЭУП: компьютерное обучение. Семейный наставник. Русский язык. 2 кл.-Минск: Инис-Софт, 1999-2001.
Структура урока:
этапы работы
деятельность учителя
деятельность учащихся
орг. момент
приветствие
приветствие
подготовка к восприятию
определение критерий оценки деятельности на уроке
словарная работа с компьютером (вставьте пропущенные буквы)
диалог: учитель
класс ученик
поисковая работа на основе ранее изученного материала
введение в новый материал
создание проблемы (Можно ли эту запись назвать предложением?)
практическая работа в паре с использованием полученных знаний: поиск информации (составление алгоритма работы)
контроль за усвоением новых знаний
наблюдение
выбор задания своего уровня (индивидуальная работа за ПК), используя ЭУП «Русский язык-2» (Виды предложений по интонации и цели высказывания)
рефлексия
диагностические тесты
работа в парах за компьютерами (Компьютерное обучение. Русский язык. 2 класс./ Диагностические тесты; произвольный (фикс.) тренинг)
практическая значимость
для чего нужны разные виды предложений
разыгрывание ситуаций
итог урока по критериям
оценка деятельности учащихся
самооценка
III. Предмет: риторика и информатика.
Тема. О чём говорит шрифт? Работа с объектом Word Art.
Цель: познакомить с понятием «шрифт», видами шрифтов, назначением.
Задачи: познакомить с историей появления различных шрифтов, показать, как оформление текста на письме различными шрифтами помогает понять его смысл, воспитывать уважение к истории своей Родины; любовь к родному языку; научить вставлять в текст различные шрифты при помощи Word Art, создавать афиши, отрабатывать навык копирования объектов.
Планируемый результат: создание афиш.
Оборудование: учебник Ладыженской Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 2 класс – М.: Баласс, 2018; электронное пособие: иллюстрированный энциклопедический словарь.- «Новый диск», 2013; Зимин В. И. Русские пословицы и поговорки: учебный словарь.- М.: Школа-пресс, 1994; интерактивная доска, ПК.
Структура урока:
этапы работы
деятельность учителя
деятельность учащихся
орг. момент
речевая разминка
речевая разминка «Озвучь и изобрази»
подготовка к восприятию
определение критерий оценки деятельности на уроке
практическая работа с карточками
диалог: учитель
класс ученик
работа в парах на основе ранее изученного материала
введение в новый материал
создание проблемы «Чем необычны тексты пословиц?»
путешествие во времени
(слайд-программа из истории различных шрифтов)
открытие нового «Каким шрифтом необходимо воспользоваться?»
*поисковая работа в группе с использованием полученных знаний: поиск информации
*составление алгоритма создания афиши для спектакля
контроль за усвоением новых знаний
наблюдение
Работа с объектом Word Art. Создание афиш детьми (работа в парах по плану)
рефлексия
Что было самым интересным?
презентация афиш
практическая значимость
для чего нужны разные шрифты
показ лучших детских афиш
итог урока по критериям
оценка деятельности учащихся
самооценка
Из всех этапов урока остановлюсь на том, где идёт непосредственная практическая работа детей по созданию афиш.
Работа с объектом WordArt.
Здесь важно детям помогать выполнять необходимые команды при помощи вопросов-помощников:
- Какая панель поможет сделать название текста ярким, заметным? (рисование)
- Какой объект панели Рисование должны выбрать? (WordArt)
- Наведите указатель мыши на значок этого объекта, щёлкните один раз левой кнопкой.
-Выберите нужный стиль надписи Word Art. Как это сделать? (щёлкнуть один раз левой кнопкой мыши и нажать ОК)
- Теперь создаём текст. Как перейти на новую строчку? (нажать Enter)
- Наберите текст. Что осталось добавить? (рисунок)
- Как добавить рисунок? (Свернуть документ. Найти в правом верхнем углу рабочего стола документ «Сказка», открыть его. Выбрать подходящую иллюстрацию и скопировать).
- Как скопировать объект? (Через Меню- Правка)
Когда все необходимые части афиши созданы, ребята приступают к форматированию.
IV. Предмет: русский язык и информатика.
Тема. Типы текстов. Конструирование текста.
Цель: формирование навыка конструирования текста.
Задачи: познакомить с термином «тема текста», закрепить знания детей об основных признаках текста, отрабатывать умение создавать информационные объекты, научить копировать объект, перемещать, изменять его.
Планируемый результат: составление собственного текста на основе данного образца.
Оборудование: учебник А. В. Поляковой «Русский язык», 2 класс, М.: Просвещение, 2017; интерактивная доска, ПК, электронные материалы, подготовленные учителем.
Структура урока:
этапы работы
деятельность учителя
деятельность учащихся
орг. момент
приветствие
приветствие
подготовка к восприятию
определение критерий оценки деятельности на уроке
словарная работа с компьютером (вставьте пропущенные буквы)
диалог: учитель
класс ученик
работа в парах на основе ранее изученного материала
введение в новый материал
создание проблемы «Что объединяет все слова?»
поисковая работа в группе с использованием полученных знаний: поиск информации
контроль за усвоением новых знаний
наблюдение
Работа с электронным материалом (приложение 4 и 5). Дети редактируют текст на зимнюю тематику (расставляют знаки препинания, изменяют величину буквы в начале предложения, копируют предложения, перемещают их, добавляют текст своими предложениями)
рефлексия
Что удалось??
презентация текстов
практическая значимость
Где мы можем применить свои умения?
составление мини-текстов на тему: «Сегодня на уроке …»
Оборудование: учебник А. В. Поляковой «Русский язык», 2 класс, М.: Просвещение, 2017; интерактивная доска, ПК, электронные материалы, подготовленные учителем, www.postcard.ru; ЭУП: иллюстрированный энциклопедический словарь «Новый диск», 2003.
Структура урока:
этапы работы
деятельность учителя
деятельность учащихся
орг. момент
приветствие
приветствие
подготовка к восприятию
определение критерий оценки деятельности на уроке
демонстрация «Истории открытки» на экране
диалог: учитель
класс ученик
работа на основе ранее изученного материала
введение в новый материал
создание проблемы – предъявление примерного деформированного текста открытки
поисковая работа в группе с использованием полученных знаний: поиск информации (составление алгоритма редактирования текста)
контроль за усвоением новых знаний
наблюдение
Работа с электронным материалом (приготовил учитель). Дети редактируют текст поздравительной открытки и оформляют картинками
рефлексия
Что было самым интересным?
презентация открыток
практическая значимость
Кому подарим?
печать детских работ
итог урока по критериям
оценка деятельности учащихся
самооценка
При работе детей с электронным документом необходим контроль со стороны учителя (особенно тем, кто недостаточно хорошо владеет компьютером). Так как конструирование текста отработано, трудностей в редактировании текста у учеников не возникает. Необходимо более подробно остановиться на оформлении открытки. Для рационального использования времени урока учителю рекомендуется отобрать серию открыток и поместить на рабочем столе документ «Новогодние открытки». В копировании и вставке объекта сложностей обычно не возникает. Стоит обратить внимание на то, как расположен рисунок в открытке и, что нужно сделать, чтобы его переместить. Для этого наведите указатель на картинку и, удерживая левую кнопку мыши, переместите картинку в нужное место. Затем открытки выводятся в печать.
VI. Предмет: литературное чтение и технология
Тема. Особенности сказочного жанра. Работа с бумагой. Оригами. Фигурки животных. Кукольный спектакль.
Этап обучения: основной
Цель: выявить закономерности кумулятивной сказки, выполнить поделку в технике оригами.
Задачи: учить пользоваться учебным пособием – технологической картой, знакомить с терминологией, учить работать в группе, создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества в группе; развивать воображение, мышление, память, расширять кругозор, применять полученные знания.
Планируемый результат: создание коллективной работы (проект) по прочитанной сказке в технике оригами для новогоднего прапздника.
Оборудование: музык. запись «Приходите в гости к нам», интерактивная доска, рисунок зимнего леса, выполненный детьми на уроке ИЗО, карточки с загадками, технологические карты (2 варианта с учётом детей разного уровня владения материалом), «Учись учиться», цветная бумага, клей, ножницы.
Ход урока:
этапы работы
деятельность учителя
деятельность учащихся
орг. момент
приветствие с музыкальным сопровождением
приветствие
подготовка к восприятию
определение критерий
создание проблемы
диалог: учитель
класс ученик
разгадывание загадок в паре, поисковая работа на основе ранее изученного материала (использование интерактивной доски для составления схемы к сказке)
введение в новый материал
сюрпризный момент
техника оригами – новое в технологии работы с бумагой
практическая работа в группе с использованием полученных знаний: поиск информации, чтение технологической карты, выполнение алгоритма «Собери фигурку животного»
контроль за усвоением новых знаний
наблюдение
выбор задания своего уровня
рефлексия
вопросы
коллективная работа (проект) в технике оригами
практическая значимость
где можно использовать эту технику
показ сказки с использованием фигурок животных (подготовка к новогоднему празднику)
итог урока по критериям
оценка деятельности учащихся
самооценка
Результатом этого проекта явилось:
создание афиш для предстоящего спектакля по сказке «Рукавичка» (в рамках праздничного концерта к Новому году);
создание декораций, героев и показ спектакля «Рукавичка»;
создание поздравительной открытки к Новому году
В заключение хотелось бы отметить, что формирование и развитие компетентной личности – процесс, который не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к их решению.
С появлением компьютера в ежедневной практике обучения младших школьников всё многообразие школьной жизни не может и не должно быть загнано в виртуальное пространство. Компьютер – только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики.
III. Список используемой литературы
Р. Г. Чуракова. Дидактическая система Занкова. Самара: изд-во «Учебная литература», 2003.
Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: изд-во «Учебная литература», 2018.
М. М. Поташник. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
Б. С. Волков. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007.
О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова. Все вместе: программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004.
М. М. Поташник, М. В. Левит. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология), Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2008.
http: // school-collection.edu.ru
Молокова, А. В. «Русский язык – 2». Электронное учебное пособие для начальной школы [Текст] : Метод. рекомендации / А. В. Молокова, Ю. Г. Молоков, С. Ф. Шаровская ; под ред. И. М. Бобко. – Новосибирск: НГУ, 2004.
Молокова, А. В. Информационные технологии в начальной школе [Текст] : Метод. пособие для учителей / А. В. Молокова ; под ред. И. М. Бобко, Ю. Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2004.
Молокова А. В. Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях информатизации образования [Текст] / А. В. Молокова // Материалы международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетенции учителя начальных классов». – Барнаул, 15-16 ноября 2007 г. – Барнаул : БГПУ, 2007.