– Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей) – Хорошее настроение – это не просто так. Это большой положительный заряд на весь день, который помогает вам справиться с проблемами и трудностями.
– А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок? (Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями) – А вы поможете мне провести такой урок? (Да, поможем) – Что самое главное мы должны делать на уроке?
-Какая орфограмма объединяет данные слова? ( Безударная гласная в корне слова непроверяемая ударением. Их нужно запомнить.)
– Какой частью речи являются данные слова ? (имя существительное)
Докажите:- отвечают на вопрос кто? что?
- обозначают предмет
-С какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке?
( имя существительное)
4.Постановка цели урока.
-Сегодня у нас очень важный урок. Сегодня нам предстоит обобщить знания об имени существительном.
Тема урока: Имя существительное. ( слайд№16)
Работа по группам.
Сегодня мы будем работать по группам.
Какие правила должен знать каждый работая в группе?
1.В группе должен быть ответственный.
2.Работать должен каждый на результат.
3.Один говорит , другие слушают.
4.Если не понял ,переспроси.
5.Своё, несогласие высказывай вежливо.
Слайд №17
:
Составление кластера ( по группам) Слайд № 18
Каждая группа составит кластере по теме « Имя существительное»
Выступление : 1чел.
Другие группы дополняют.
Вывод:
Имя существительное является ведущей частью речи и в грамматике: с наиболее характерными для русского языка грамматическими понятиями рода, числа, падежа и склонения.
6. (Работа в группах) Слайд № 19
Группа № 1
Ф.И.________________________________
Вставить пропущенные буквы. Найти имена существительные. Указать число, род имен существительных.
Зв…рёк.
В нашем л..су живёт ро..кийзв…рёк. Летом на нём серенькая
лё..кая шубка. К з…ме он меняет её на пушистую бел..нькую. Она
спасает зв..рька от м..розов. Жилья у бедняги нет. Что у зв..рька
на обед? Горькая кораб..рёзки .
Вывод: Имя существительное изменяется по числам и падежам.
Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на
вопрос кто? что?
Если к существительному можно подставить слова - моя, она, то это существительное женского рода.
Если к существительному можно подставить слова - мой, он, то это существительное мужского рода.
Если к существительному можно подставить слова - мое, оно, то это существительное среднего рода.
Имена существительныеупотребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете.
Во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Пришли м….розные д….ньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный к …вёр укрывает п…ля и л…са.Д…ревья одеты в белые шу..ки. Спит пру… под л…дяной коркой. По снегу т..нулась цепочка следов разных птиц.
Вывод: Изменение существительных по падежам называется склонением.
Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно:
а) найти слово, к которому относится существительное;
б) поставить от этого слова к существительному два вопроса;
в) по вопросам и предлогу определить падеж.
Например:
3 группа – дополнить
1.Просклонять существительные.
Гнездо, птица.
2.Подчеркнуть слова которые имеют только форму мн. числа.
Изменение существительных по падежам называется склонением. Просклонять слово т.е. изменить по падежам.
Все падежи, кроме Именительного называются косвенными.
Некоторые имена существительные употребляются или только в форме единственного, или только в форме множественного числа.
4 группа
Составит словосочетания, поставив существительные в нужный падеж. Указать падеж существительного.
Готовились к (отлет…), вышел из (лес…), кусочек (пирог….), остался без (работ.....), крепость из (песк…), плыли по (рек.…), тетрадь (сестр….), добежали до (дом…), сел за (парт …), подошёл к (лес…), вытащил из (вод… ), рубит (топор…), сидела в (гнезд…), бежала до (дом…) , чинит ( гнезд…), летает над( берег…..),схватил ( рыбк….),бежит по ( волн….),были около (дом….).
Вывод: Чтобы определить падеж существительного :
а) найти слово, к которому относится существительное;
б) поставить от этого слова к существительному два вопроса;
в) по вопросам и предлогу определить падеж.
Например:
Окончание- это изменяемая часть слова , которая служить для связи слов в предложении.
5 группа
Исправить ошибки. Указать падежи существительных.
Белочька.
Жывет в лису белочька.Гниздо у белки на сасне в дупле. ана сушыт грипки и яготки. Настала халодная зема.Снешком замело паля и трапинки. Трудно искать пищю. А белочька грызет в типле орежки.
Вывод: . Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно:
а) найти слово, к которому относится существительное;
б) поставить от этого слова к существительному два вопроса;
в) по вопросам и предлогу определить падеж.
Например:
Слайд №20 Проверь ( Проверить свою работу)
Слайд № 21 Критерии оценок( Оцени свою работу)
Слайд № 22 Выступление групп.( Вывод)
Выступление представителя от каждой группы. (Каждая группа рассказывает о проделанной работе) Проверка.
Физминутка.Слайд 23
- Если вы услышите существительное, то сделайте хлопок над головой.
Наступила долгожданная Волшебница-зима. Она покрыла снежным белым зимним покрываломполя, луга, леса. Берёза одела блестящую шаль. Пеньки нарядились в роскошные папахи.Сосенки оделись в серебряные меха , а ёлочки стоят в кокетливых шапочках. Зимой в лесу очень много чудес. Когда снег покрывает пеньки и деревья, тогда можно разглядеть различные фигуры животных. Снежные зайцы смотрят вокруг, снежные котики спрятались на ветках.В лесу можно увидеть следы людей или не впадающих в спячку животных. Глубокий снег мягок, как лебяжий пух. Даже жалко идти по нему.
Неповторима красота родной природы! Разве можно не любить её?
Творческая работа.(коллективно)Слайд №24
Вставить по смыслу пропущенные слова. Чтобы получился текст.
Что такое текст?
Текст.Слайд №25
Холодный , зимний____________ . Утром ____________свежий и морозный. Ударили сильные _______________. Белый ___________ блестит на _______ . Над__________шумит_____________. На пушистых ____________ висят ___________. В _______ замело все ______________.
Каждая группа читает получившийся вариант текста.
Например:
Холодный , зимний день. Утром воздух свежий и морозный. Ударили сильные морозы . Белый снег блестит на земле . Над деревьями шумит ветерок. На пушистых елях висят шишки. В лесу замело все тропинки.
Зачитывают тексты
-Слова какой части речи вставляли?(имя существительное)
- Что она обозначает сущ. ?
-А что такое признак предмета?
-От каких слов зависят прилагательные?(от сущ.)
Докажите примерами из текста.
- С какой частью речи согласуется имя сущ.?( или вывод)
серебристый иней(И.п.). В темном высоком небе( В.п.) блестели
яркие зимние звезды (В.п.). Вот хрустнула и сломалась мерзлая
ветка(В.п.). Прокричал филин ( И.п.).
(По И. Соколову-Микитову)
Графический диктант. (Слайд) или тест Слайд№ 27
– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
В русском языке шесть падежей.
При склонении имён существительных изменяется только окончание.
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
Имена существительные бывают только женского и среднего рода.
Ф. И. ученика:______________________________________
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Проверка Слайд №28
Критерии оценок Слайд № 29
7. Рефлексия
– Посмотрите на получившейся кластер и послушайте стихотворение загадку об имени существительном.
Все что существует, оно обозначает, (Слайд 30) На вопрос кто? и что? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть.
Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером и стихотворением мы будем пользоваться и на следующих уроках, потому что сегодня только повторяли изученное об имени существительном и продолжили изучать имя существительное.
– Кто все понял и запомнил о существительном? – Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного? – Что из нашего урока вам понравилось? Почему?
Оцените себя, как знатока имени существительного. Слайд № 31