kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя существительное : Общее значение, вопросы, грамматические признаки (род, число, падеж)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок русского языка.

Тема: Обобщение сведений об имени существительном: общее значение, вопросы, грамматические признаки (род, число, падеж)

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи;
  • совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род и число, изменять по падежам;
  • развивать орфографическую зоркость, память, мышление;
  • обогащать словарный запас учащихся, формировать образность речи, расширять  кругозор, накопление внеязыковой информации;
  • формировать навыки связной речи;
  • воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе;
  • умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное : Общее значение, вопросы, грамматические признаки (род, число, падеж)»

Урок русского языка.

Тема: Обобщение сведений об имени существительном: общее значение, вопросы, грамматические признаки (род, число, падеж)

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи;

  • совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род и число, изменять по падежам;

  • развивать орфографическую зоркость, память, мышление;

  • обогащать словарный запас учащихся, формировать образность речи, расширять  кругозор, накопление внеязыковой информации;

  • формировать навыки связной речи;

  • воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе;

  • умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.

Оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал, проектор, ноутбук, презентация.





1. Организационный момент. (Слайд №1)

– Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей)
– Хорошее настроение – это не просто так. Это большой положительный заряд на весь день, который помогает вам справиться с проблемами и трудностями.

– А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок? (Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями)
– А вы поможете мне провести такой урок? (Да, поможем)
– Что самое главное мы должны делать на уроке? 

(Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться)(Слайд2)


2. Оформление тетради. (Слайд№ 3)

Десятое декабря.

Классная работа.

- Откройте тетради и запишите дату, и вид работы. «Классная работа»



3. Минутка чистописания. (Слайд №4)



– И сейчас с хорошим настроением и  с радостным чувством мы переходим  к минутке красивого письма. (Слайд №5)

На доске : Прочиайте словосочетания. Зарубить на носу.

Как рыба в воде.

– Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы) 

- А что такое фразеологизмы?

Фразеологизм-это

Как вы понимаете

  • Зарубить на носу? (Слайд № 6)

Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.



Как вы понимаете

  • Как рыба в воде? (Слайд №7)



 Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.

Запишите красивым каллиграфическим почерком фразеологизмы.

Слайд № 8

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.


Я желаю вам быть на уроке как рыба в воде, все запомнить, то есть зарубить на носу.


3. Словарная работа. (Слайд 9)

“Угадай существительное”.

По именам прилагательным – определить имя существительное , с непроверяемой безударной гласной в корне.

Запишите существительные, обозначьте орфограмму:


(Слайд № 8)


а) Прекрасная, солнечная, морозная … (погода) Слайд №10


б) Быстрый, ловкий, белый …(заяц ) Слайд№11


в) Полезное, жирное, парное…(молоко)Слайд№12


г) Быстроходный, белоснежный, двухпалубный …(корабль)Слайд№13


д) Ежедневная, свежая, интересная …(газета).Слайд№14



Проверьте( слайд № 15)


– Как называются слова,  в которые вы  записывали?

(Словарные слова)


-Какая орфограмма объединяет данные слова? ( Безударная гласная в корне слова непроверяемая ударением. Их нужно запомнить.)


– Какой частью речи являются данные слова ? (имя существительное)


Докажите:- отвечают на вопрос кто? что?

- обозначают предмет


-С какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке?

( имя существительное)


4. Постановка цели урока.

-Сегодня у нас очень важный урок. Сегодня нам предстоит обобщить знания об имени существительном.


Тема урока: Имя существительное. ( слайд№16)


Работа по группам.

Сегодня мы будем работать по группам.

Какие правила должен знать каждый работая в группе?

1.В группе должен быть ответственный.

2.Работать должен каждый на результат.

3.Один говорит , другие слушают.

4.Если не понял ,переспроси.

5.Своё, несогласие высказывай вежливо.


Слайд №17


:



Составление кластера ( по группам) Слайд № 18


Каждая группа составит кластере по теме « Имя существительное»


Выступление : 1чел.

Другие группы дополняют.

Вывод:

Имя существительное является ведущей частью речи и в грамматике: с наиболее характерными для русского языка грамматическими понятиями рода, числа, падежа и склонения.




6. (Работа в группах) Слайд № 19

Группа № 1

Ф.И.________________________________

Вставить пропущенные буквы. Найти имена существительные. Указать  число, род имен существительных.

Зв…рёк.

В нашем л..су живёт ро..кий  зв…рёк. Летом на нём серенькая

лё..кая шубка. К з…ме он меняет её на пушистую бел..нькую. Она

спасает зв..рька от м..розов. Жилья у бедняги нет. Что у зв..рька

на обед? Горькая кора б..рёзки .

Вывод: Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на

вопрос кто? что?

Если к существительному можно подставить слова - моя, она, то это существительное женского рода.

Если к существительному можно подставить слова - мой, он, то это существительное мужского рода.

Если к существительному можно подставить слова - мое, оно, то это существительное среднего рода.

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете.

Во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.

Например:



2 группа

Списать текст. Вставить пропущенные буквы, указать падеж имен существительных.

Пришли м….розные д….ньки . Падают с неба белые звёздочки.  Снежный к …вёр укрывает п…ля и л…са. Д…ревья одеты в белые шу..ки. Спит пру… под л…дяной  коркой. По снегу т..нулась цепочка следов разных птиц.

Вывод: Изменение существительных по падежам называется склонением.

Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно:

а) найти слово, к которому относится существительное;

б) поставить от этого слова к существительному два вопроса;

в) по вопросам и предлогу определить падеж.

Например:

3 группа – дополнить

1.Просклонять существительные.

Гнездо, птица.

2.Подчеркнуть слова которые имеют только форму мн. числа.

Каникулы, сапог, заморозки, молоко , детвора, сумерки.



Вывод:

  • Изменение существительных по падежам называется склонением. Просклонять слово т.е. изменить по падежам.

  • Все падежи, кроме Именительного называются косвенными.

  • Некоторые имена существительные употребляются или только в форме единственного, или только в форме множественного числа.



4 группа

Составит словосочетания, поставив существительные в нужный падеж. Указать падеж существительного.



Готовились к (отлет…), вышел из (лес…), кусочек (пирог….), остался без (работ.....), крепость из (песк…), плыли по (рек.…), тетрадь (сестр….), добежали до (дом…), сел за (парт …), подошёл к (лес…), вытащил из (вод… ), рубит (топор…), сидела в (гнезд…), бежала до (дом…) , чинит ( гнезд…), летает над( берег…..),схватил ( рыбк….),бежит по ( волн….), были около (дом….).



Вывод: Чтобы определить падеж существительного :

а) найти слово, к которому относится существительное;

б) поставить от этого слова к существительному два вопроса;

в) по вопросам и предлогу определить падеж.

Например:

Окончание- это изменяемая часть слова , которая служить для связи слов в предложении.



5 группа

Исправить ошибки. Указать падежи существительных.

Белочька.

Жывет в лису белочька. Гниздо у белки на сасне в дупле. ана сушыт грипки и яготки. Настала халодная зема. Снешком замело паля и трапинки. Трудно искать пищю. А белочька грызет в типле орежки.

Вывод: . Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно:

а) найти слово, к которому относится существительное;

б) поставить от этого слова к существительному два вопроса;

в) по вопросам и предлогу определить падеж.

Например:

Слайд №20 Проверь ( Проверить свою работу)

Слайд № 21 Критерии оценок( Оцени свою работу)

Слайд № 22 Выступление групп.( Вывод)



Выступление представителя от каждой группы. (Каждая группа рассказывает о проделанной работе) Проверка. 



Физминутка.Слайд 23

- Если вы услышите существительное, то сделайте хлопок над головой.

Наступила долгожданная Волшебница-зима. Она покрыла снежным белым зимним покрывалом поля, луга, леса. Берёза одела блестящую шаль. Пеньки нарядились в роскошные папахи. Сосенки оделись в серебряные меха , а ёлочки стоят в кокетливых шапочках. Зимой в лесу очень много чудес. Когда снег покрывает пеньки и деревья, тогда можно разглядеть различные фигуры животных. Снежные зайцы смотрят вокруг, снежные котики спрятались на ветках. В лесу можно увидеть следы людей или не впадающих в спячку животных. Глубокий снег мягок, как лебяжий пух. Даже жалко идти по нему.

Неповторима красота родной природы! Разве можно не любить её?



Творческая работа.(коллективно)Слайд №24



  • Вставить по смыслу пропущенные слова. Чтобы получился текст.


  • Что такое текст?


Текст.Слайд №25


Холодный , зимний____________ . Утром ____________свежий и морозный. Ударили сильные _______________. Белый ___________ блестит на _______ . Над__________шумит_____________. На пушистых ____________ висят ___________. В _______ замело все ______________.



Каждая группа читает получившийся вариант текста.

Например:

Холодный , зимний день. Утром воздух свежий и морозный. Ударили сильные морозы . Белый снег блестит на земле . Над деревьями шумит ветерок. На пушистых елях висят шишки. В лесу замело все тропинки.


  • Зачитывают тексты

-Слова какой части речи вставляли?(имя существительное)

- Что она обозначает сущ. ?

-А что такое признак предмета?

-От каких слов зависят прилагательные?(от сущ.)

Докажите примерами из текста.

- С какой частью речи согласуется имя сущ.?( или вывод)

Что мы составляли ?( тект)

Что такое текст?

Озаглавьте.



Слайд № 26Синтаксический разбор предложения.( таблица)

Белый снег блестит на земле .



Индивидуальная работа.

Задание. Прочитай текст. Найди ошибки в определении

падежа имени существительного.

Зимняя ночь.

В лесу ( В.п.) наступила ночь( И.п.). По стволам( Т.п.) и сучьям

(Д.п.) толстых деревьев( И.п.) постукивал морозец (В.п.). С

вершин ( В.п.) ели ( В.п.) хлопьями( П.п.) посыпался легкий

серебристый иней(И.п.). В темном высоком небе( В.п.) блестели

яркие зимние звезды (В.п.). Вот хрустнула и сломалась мерзлая

ветка(В.п.). Прокричал филин ( И.п.).

(По И. Соколову-Микитову)








Графический диктант(Слайд) или тест Слайд№ 27

– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».

  1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?

  2. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета

  3. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

  4. Имена собственные  пишутся с маленькой буквы.

  5. Имена существительные изменяются по числам и падежам.

  6. Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

  7. В русском языке шесть падежей.

  8. При склонении имён существительных изменяется только окончание.

  9. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?

  10. Имена существительные бывают только женского и среднего рода.

Ф. И. ученика:______________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











Проверка Слайд №28

Критерии оценок Слайд № 29

7. Рефлексия

– Посмотрите на получившейся кластер и послушайте стихотворение загадку об имени существительном. 

Все что существует, оно обозначает, (Слайд 30)
На вопрос кто? и что? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть, 
Падежей различных сразу целых шесть.

Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером и стихотворением мы будем пользоваться и на следующих уроках, потому что сегодня  только повторяли изученное об имени существительном  и продолжили   изучать имя существительное.

– Кто все понял и запомнил о существительном? 
– Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного? 
– Что из нашего урока  вам понравилось? Почему?





Оцените себя, как знатока имени существительного. Слайд № 31

Слайд № 32 Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Полетаева Маргарита Витальевна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Обобщение сведений об имени существительном: общее значение, вопросы, грамматические признаки (род, число, падеж)"
    ["seo_title"] => string(121) "obobshchieniiesviedieniiobimienisushchiestvitielnomobshchieieznachieniievoprosyghrammatichieskiiepriznakirodchislopadiezh"
    ["file_id"] => string(6) "284212"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453951420"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Обобщение сведений об имени существительном: общее значение, вопросы, грамматические признаки (род, число, падеж)"
    ["seo_title"] => string(122) "obobshchieniiesviedieniiobimienisushchiestvitielnomobshchieieznachieniievoprosyghrammatichieskiiepriznakirodchislopadiezh1"
    ["file_id"] => string(6) "284213"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453951426"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Имя существительное. Общее значение, вопросы, грамматические признаки ( род, число, падеж ). "
    ["seo_title"] => string(104) "imia-sushchiestvitiel-noie-obshchieie-znachieniie-voprosy-ghrammatichieskiie-priznaki-rod-chislo-padiezh"
    ["file_id"] => string(6) "243910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445854604"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Обобщение сведений об имени прилагательном, изученных в 3 классе: общее значение, вопросы, грамматические признаки (изменение в роде, числе, падеже)."
    ["seo_title"] => string(156) "obobshchieniiesviedieniiobimieniprilaghatielnomizuchiennykhv3klassieobshchieieznachieniievoprosyghrammatichieskiiepriznakiizmienieniievrodiechisliepadiezhie"
    ["file_id"] => string(6) "262639"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449397228"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Урок русского языка в 4 классе на тему: Имя прилагательное и его грамматические признаки"
    ["seo_title"] => string(87) "urokrusskoghoiazykav4klassienatiemuimiaprilaghatielnoieiieghoghrammatichieskiiepriznaki"
    ["file_id"] => string(6) "282141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453650031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства