Урок русского языка
1. Орг.момент.
Подберите к каждой букве слова, которые бы отвечали на вопрос : Какими мы должны быть на уроке?
У: умными, успешными
Р: рассудительными , радостными
О: организованными, образованными
К: культурными, красноречивыми
Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.
2. Психологический настрой.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
![]()


3.Сообщение темы и цели урока.


![]()
![]()
![]()
- Как одним словом можно назвать эти обозначения?
( морфема)
Мофема - это значимая часть слова.
Сегодня на уроке мы обобщим знания о составе слова.
4. Запись даты и вида работы.
____ декабря.
Классная работа.
5. Минутка чистописания.
Замело в лесу пригорки
И овражки замело,
Ни души нет на полянке.
Тихо. Холодно . Бело.
Выпишите каллиграфическим подчерком буквы , сочетания букв, которые являются определёнными частями слова.
1.Выпишите окончание в слове ( пригорки)
2.Выпишите корень в словах ( полянке , холодно)
3. Выпишите суффикс в слове (овражки)
4. Выпишите приставку в слове ( замело)
Проверка : ( Слайд )
и пол холод к за
6. Словарная работа.
Страшно выйти на крылечко-
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос?( мороз)
Проговаривание - комментированное письмо м .. роз мороз
Речевая разминка:
Мороз-( морозец, морозилка, заморозки, морозище, мороженое, морозная, морозостойкий , обморожение, заморозки, замораживать, подмораживать…)
! Доказать почему они родственные:
И снег, и ветер , и мороз
Разукрасил мне нос.
Зима ведь время года
С чудесною .(погодой)

Нач. форма существительного- погода.
Проговаривание - комментированное письмо П….ГОДА ПОГОДА
Речевая разминка:
Погода- ( погодка, непогода, распогодилось, погожий, погодушка, погодный)
! Доказать почему они родственные:
Морозы и вьюга ,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ….(декабре)
Нач. форма существительного- декабрь.

Проговаривание - комментированное письмо
Д…КАБРЬ ДЕКАБРЬ
Речевая разминка( декабрьский, декабрист, декабристка)
! Доказать почему они родственные:
Восток- запад,
ЮГ - …..( север)

Проговаривание - комментированное письмо
СЕВ…..Р СЕВЕР
Речевая разминка: северный, северянин, северянка, Североморск.
! Доказать почему они родственные:
Вывод: Мороз, погода, декабрь, север.
-Какая орфограмма объединяет все эти слова?
( Безударная гласная в корне слова не проверяемая ударением)
Нужно запомнить или проверить по словарю!
7. Обобщение знаний о составе слова.
Из чего может состоять слово?


![]()
![]()
![]()


![]()
![]()







корень
окончание
приставка
суффикс
основа
Назовите порядок разбора слова по составу?
Разбор слова по составу
1.
![]()
![]()
2.
3.


![]()
4.
5.
Разбор слов по составу.(с объяснением)
Зимушка ( сущ) , ледяной( прил) , лепит( глагол).
Прочитайте первое слово:
Назовите часть речи первого слова ? ( сущ. Как находим окончание у сущ-х?)
8.Распределить слова по группам словообразования.
К данным схемам.











![]()
Заморозки, расписка, холодный, головка, глазёнки, снежок, звонок,
сапожник, загадка.
Вывод: С помощью каких морфем образованны слова?
способ образования слов.
9.Графический диктант. Условными обозначениями частей слова.
Глазки, верхушка, повар, дочка, подснежник, Любочка, поезд, пила, наушники, книжечка.
Запись :
Проверка:
10. Самостоятельная работа.
11.Предложение. На улице выпал пушистый снег.
11. Итог урока. Рефлексия.
Какими мы были на уроке ?
У: умными, успешными
Р: рассудительными , радостными
О: организованными, образованными
К: культурными, красноречивыми