1. Организационный момент. Прозвенел звонок весёлый. Всех зовёт он на урок. Ну-ка, дети, все готовы? Начинаем точно в срок. На места все тихо сядем, Не нарушим тишину. Приготовились все слушать, Я урок сейчас начну. Вы растёте и с каждым днём узнаёте что-либо новое. Эти знания вы получаете постепенно, в определённой последовательности. С сегодняшнего дня вы можете расширить свои знания о том, что уже знаете. - Как вы понимаете смысл пословицы: «Сила человека в его знаниях»? 2. Проверка домашнего задания. Один человек у доски разбирает слова из упражнения 114, с. 50, а остальные работают индивидуально по карточкам на оценку. Проверка домашнего задания на доске с помощью сигнальных карточек. Дополнительный вопрос: Какие гласные буквы соединяют корни сложных слов? Для слабых учащихся: Для сильных учащихся: 3. Минутка чистописания. У. Открыли рабочие тетради, записали дату, место выполнения работы. Тему урока мы запишем позже. Урок начнём с минутки чистописания. Для чего мы её проводим? Д. Мы её проводим для того, чтобы научиться красиво и правильно писать. ма ме мо м_г_зины м_дведь М_сква 4.Словарно – орфографическая минутка. У. Прочитайте ряд слов в минутке чистописания. Что вы можете о них сказать? Д. Это словарные слова. У. А сейчас мы проведём словарно - орфографическую работу. Для чего мы её проводим? Д. Мы её проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. У. Запишем эти слова в тетрадь, но сначала вставим пропущенные буквы. (Пропущенные бук вы вставляют с по мощью сигнальных карточек. Записывают слова в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают буквы, которые вставили). 5. Актуализация опорных знаний. У. Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего? Д. Все слова – имена существительные, т. к. отвечают на вопросы кто?, что? У. Назовите лишнее слово. Д. Медведь, т. к. это слово отвечает на вопрос кто?, а остальные слова на вопрос что? У. Приведите примеры слов, отвечающих на вопрос кто? - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? Д. Людей и животных. У. Какие это предметы? Д. Эти предметы одушевлённые. У. Приведите примеры слов, отвечающих на вопрос что? - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? Д. Неживые предметы. У. Какие это предметы? Д. Эти предметы неодушевлённые. Д.Магазины, т.к. это слово во множественном числе, а остальные в единственном. У. Приведите примеры слов единственного числа. - Что они обозначают? Д. Эти слова обозначают один предмет. У. Приведите примеры слов множественного числа. - Что они обозначают? Д. Эти слова обозначают много предметов. Д. Москва, т. к. имя собственное, остальные нарицательные. У. Ребята, а сейчас давайте вспомним, почему имя существительное называют собственным. Д. Собственное – это имя моё. У каждого человека есть собственное имя. Только своё. У. Приведите примеры имён собственных. - Какие слова относятся к именам собственным? Д. Фамилии, имена, отчества людей, географические названия и клички животных. У. Как пишутся имена собственные? Д. Имена собственные пишутся с большой буквы. У. Приведите примеры нарицательных существительных. - Как пишутся имена нарицательные? Д. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы. У. Какие признаки имени существительного мы повторили? Д. Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что?. Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неоду- шевлённые, единственного и множественного числа, собственные и нарицательные. 6. Сообщение темы, цели. У. Итак, с какой частью речи мы продолжаем знакомство. Д. С именем существительным. У. Запишите тему урока в тетрадь. - Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена существительные? Д. Имена существительные надо изучать, чтобы уметь их правильно писать и употреблять в своей речи. У. Правильно. Молодцы. Сегодня на уроке мы должны будем с вами учиться распознавать в речи имена существительные, узнаем на основе каких признаков слова объединяются в части речи. 7. Работа над новым материалом. У. Все слова в русской речи являются какой – либо частью речи. Среди всех частей речи наибольшую группу составляют имена существительные. Почти каждое второе слово – имя существительное. Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных - нету! И всё, что может видеть глаз, - Над вами и под нами, - И всё, что в памяти у нас, - Означено словами. а) Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? У. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы должны будете записать слова-отгадки в два столбика: кто? и что? На ромашку у ворот Опустился вертолёт – Золотистые глаза. Кто же это?... Д. Стрекоза. У. Эта стрекоза имеет очень красивое название – красотка – девушка. Не огонь – а жжётся, В руки не даётся. Выросла под ивой. Звать её… Д. Крапивой. Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать всё равно не может. Д. Гусеница. У. А это гусеница махаона. Она занесена в Красную книгу. Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом. Дунул лёгкий ветерок – И остался стебелёк. Д. Одуванчик. У. А теперь проверьте друг у друга правильно ли вы распределили слова. - Что объединяет существительные первого столбика? Д. Эти имена существительные называют одушевлённые предметы, лексическое значение этих слов – насекомые. У. Что объединяет существительные второго столбика? Д. Эти имена существительные называют неодушевлённые предметы, относятся к теме «Растения». У. Что объединяет эти две группы существительных? Д. Насекомые не могут существовать без растительного мира. У. Мы назвали конкретные предметы , которые называли одушевлённые и неодушевлённые предметы окружающего мира. б) Слова – явления природы. У. Отгадайте, кому принадлежат эти строчки и как называется произведение. С этим произведением мы знакомились на уроке литературного чтения. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя… Д. Зимний вечер. А. С. Пушкин. У. Кто прочитает это четверостишие выразительно. - Выпишите из этого четверостишия слова, которые отвечают на вопрос что? Д. Буря, мгла, небо, вихри. У. Что объединяет эти слова? Д. Эти слова называют явления природы. У. Приведите примеры. 8. Физминутка. Имя существительное – Сущность, существо. Невозможно нашу жизнь Представить без него. Предметы и явления оно обозначает. На вопросы кто? и что? Всегда отвечает. У. Если я назову предмет вы должны присесть, а если назову явления природы, то вы должны хлопнуть в ладоши. Буран, лопата, заяц, компьютер, холод, девочка, лампочка, шкаф, туман. 9. Продолжение работы по теме урока. в). Слова, которые указывают на признак как предмет. а) У. Что такое синонимы? Д. Синонимы – это слова близкие по смыслу. У. Подберите синоним к слову мрак. Д. Мрак - темнота. У. Задайте к этому слову вопрос. Д. Что? Темнота. У. На что указывает это слово? Д. Это слово указывает на признак как предмет. У. Откройте учебник на с. 53, упр. 6. Выпишите 3 слова, которые указывают на признак как предмет. г) Слова, которые указывают на действие как предмет. У. Сравните слова каждой пары. Прыгать – прыжок, петь – пение, ездить – езда. - Что обозначают все эти слова? Д. Эти слова обозначают действие. У. На какой вопрос отвечает каждое слово в паре? Какой частью речи является? Д. Что делать? Прыгать – глагол Что? Прыжок – имя существительное. Что делать? Петь – глагол. Что? Пение – имя существительное. Что делать? Ездить – глагол. Что? Езда – имя существительное. У. Что обозначают имена существительные, которые вы образовали от глаголов? Д. Эти слова указывают на действия как предмет. У. Какой мы можем сделать вывод об имени существительном? Д. Имя существительное отвечает на вопросы кто? и что?, обозначает предметы, явления природы, признак как предмет и действие как предмет. 10. Закрепление пройденного. У . А сейчас нам предстоит закрепить то, что мы узнали на уроке. Нам надо записать слова группами из упр. 7 на с. 54. 11. Итог урока. - Что мы называем именем существительным? - Что могут обозначать существительные? Экспресс – опрос. Да или нет. Если согласны с утверждением, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -. Имя существительное – часть речи. Сорока, яблоня, вагон – это неодушевлённые существительные. Леса, моря, дороги – это существительные во множественном числе. Белизна, доброта, дружба указывают на признак как существительное. Дождь – это не явление природы. Ходьба, бег, рисование указывают на действие как предмет. У. Слова, слова, слова… Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно: В огромном море – море слов – Купаться ежечасно! Слова, слова, слова… Я хочу сказать вам одно очень хорошее слово. Оно спряталось здесь. ВЭБЭБ ВМЭОБЛЯ ВЕЫ ! ЯОДЕЦЯЕ | - Прочитать вы его сможете, если уберёте все буквы, которые встречаются трижды. Какое слово я хотела сказать? Д. Молодцы! 12. Домашнее задание. Инструктаж. С. 52, № 8. 13. Оценки за урок. |