Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения | Организационный момент | Приветствие, настрой детей на успех. - Доброе утро, друзья мои! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца. И пусть хорошее настроение поможет всем нам совершить какие-то интересные открытия. Я желаю вам удачи, потому что с помощью удачи начинается большой успех. Предлагаю подумать над вопросом, а какие умения нам сегодня пригодятся | Ответы: знания, внимание, уверенность, умение слушать, работоспособность, умение работать в команде,, трудолюбие) | Личностные умения: — проявлять интерес к изучению темы; — проявлять желание употреблять самостоятельную часть речи, имя существительное так, чтобы не совершать ошибок в устной и письменной речи. | Актуализация знаний | Открыли тетради и записали: число классная работа. Не забудьте на полях поставить своё настроение на начало урока. Я предлагаю вам включить свой ум и отгадать загадки Хоть сама – и снег, и лед, а уходит слезы льет. Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы И заросли роз? Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. 1 ряд работает со словом «Зима». 2 ряд- слово «Мороз» 3 ряд – слово «Снег» А что объединяет все эти слова? Эти слова относятся к одному времени года – зиме. Этой теме были посвящены и уроки окружающего мира, изо, технологии и уроки литературного чтения Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Помните эти строки? Кто автор? Но у нас урок русского языка. Что общего еще в этих словах? | Если настроение отличное, рисуем улыбающейся смайлик, если настроение среднее- серьезный смайлик, ну, а если настроение совсем на нуле, то грустный смайлик (Зима.) (Мороз.) (Снег.) Зима – 2 слога, ударение падает на второй слог, орфограмма – безударная гласная в корне, проверочное слово «зимы» Мороз – 2 слога, ударение падает на второй слог, слово словарное, безударная гласная, на конце парная согласная «з», проверочное слово «морозы» Снег – парная согласная «г», проверочное слово «снега» Все эти слова относятся к одному времени года, к зиме Сергей Есенин Это все имена существительные | Предметные: называть предметы давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. | Самоопределение к деятельности | Так какая тема сегодняшнего урока? Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? - Для чего надо повторять, какую цель перед собой поставим? | Имя существительное. Повторению, закреплени того,что мы уже знаем. Когда мы повторяем, то выясняем, все ли понятно и над чем еще надо поработать. Очень важно понять, что я не знаю, и самому найти способ справиться с затруднениями). | Предметные: определять части слова; находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. | 4. Работа по теме урока | Поработаем на сайте Яндекс учебник. Внимание на экран Выберите имена существительные Посмотреть, в, ноты, ласточки Докажите, что это имена существительные Дети записывали, что нужно для спектакля. Выберите слова, отвечающие на вопрос кто? или что? и помогите составить список героев и реквизита. Выбраться, колодец, лиса, козел, умна, голова, бородатый, рога Что такое реквизит? Что вы знаете об имени существительном? Имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы. | Имена существительные: ноты, ласточки Отвечают на вопрос Кто?(ласточки) Что? Ноты Обозначают предмет Реквизит — предметы, необходимые для спектакля. Кто? Лиса, козел (одушевленные) Что? Колодец, голова, рога (неодушевленные) Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет. | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. | 5. Физкультминутка | Снежинки порхают раз, Снежинки порхают два, Снежинки порхают три, Ледяная фигура замри | Дети выполняют физминутку. | | 6. Продолжение работы по теме урока | Работа с тестом Ко мне на день рождения пришли братья Кармановы. Они долго вытаскивали из сумки подарок. Подарок был обернут бумагой. Я подумала – это шоколад. Но это оказалась книжка. Она называлась «Палуба пахнет лесом» Найдите имена существительные. Работаем парами. Вспомним правила работы в парах Почему вы решили, что это имена существительные? Определяем постоянные признаки имен существительных и непостоянные. В русском языке 4 постоянных признака имени существительного (род, нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, склонение) и 2 непостоянных признака(число и падеж) Определяем род имен существительных Род мужской, конечно, мой: Мой сад, мой брат, Стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу, - моя: Моя ручка, моя тучка И тетрадь моя. Средний род – оно мое: Мое окно, село мое. Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно – мое». Это правило твое. На протяжении всего урока мы будем собирать кластер в виде снеговика. В этом тесте есть фамилия. Какой признак имени существительного вы можете назвать Имена, фамилии, Клички, города – Все с заглавной буквы Пишутся всегда. Начинает буква Важные слова: Иванова Анна, Иннокентьевка, Москва. Из сумки разобрать как часть речи. (МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР) Подарок разобрать по составу(МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР) Братья – фонетический разбор Книжка просклонять по падежам с помощью кубика Блума | -Внимательно прочитайте задание. Ответ: день, рождения, братья, Кармановы, сумки, подарок, бумагой, шоколад, книжка, палуба, лесом Они все обозначают предмет имеют признаки имен существительных и изменяются по числам и падежам, и родам М.р. – день, братья, подарок, шоколад, лесом Ж.р.. – сумки, бумагой, книжка, палуба, С.р. - рождения Имена существительные бывают собственные и нарицательные Из сумки – сущ., н.ф. сумка, неодуш., нариц., из чего?,ж.р.,ед.ч., Р.п., 1 скл., втор.чл., дополн. Подарок – окончание нулевое, подарок – основа слова, дар- корень, по- приставка, ок – суффикс Братья – 6 б., 6 зв., 2 слога Дети характеризуют каждый звук Дети подбрасывают кубик и кому какой падеж попадает склоняют слово | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 8. Физкульминутка | Упражнения для пальчиков и глаз | Дети выполняют упражнение за учителем. | | 9. Рефлексия | Перед вами игра-соревнование «Кто больше?». Класс делится на 3 команды. Выигрывает та команда, которая назовет больше слов данной части речи. Оцените свою работу В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. | Дети знакомятся с заданием. Каждый ряд – команда. Явление природы – ураган, метель, засуха, дождь, шторм, вьюга, ливень, мороз, наводнение, тайфун, цунами, оттепель, жара. Домашние животные: корова, коза, баран, курица, петух, кот, собака, свинья, лошадь, гусь, индюк. . Транспортные средства: автомобиль, пароход, самолет, троллейбус, трамвай, катер, автобус, поезд. Самооценка деятельности Моя работа Аккуратность Мне понятно Было интересно… | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. | 10. Подведение итога урока | Над какой темой работали? Каким правилом пользовались? Где будем использовать полученные знания? Не забудьте на полях поставить своё настроение на конец урока. | Работали над темой имя существительное. Дети еще раз повторяют правило. | Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Домашнее задание | Повторить правила. Задание на сайте яндекс учебник | | познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь других. | |