Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;
Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Этап урока | Деятельность учителя |
ООрганизационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Настраивает на успешную деятельность. Громко прозвенел звонок. Он позвал нас на урок. Тихо встали мы у парт. Поучиться каждый рад. |
II.Актуализация знаний | - Тихо сели. - Проверили свою посадку при письме. - Откройте тетради. Запишите: 1 февраля. Классная работа. 1. Минутка чистописания - Вот и наступил февраль - последний месяц зимы. - В феврале на окнах могут появиться причудливые узоры, такие же изогнутые и резные, как буквы З (заглавная) и з (строчная). - Напишите буквы у себя в тетрадях. - Подчеркните зелёным карандашом самую аккуратную заглавную букву и самую аккуратную строчную букву. |
| 2. Словарная работа - Февраль – самый вьюжный зимний месяц. - Вьюги да метели По стёклам зазвенели. По улицам летают, Дорожки заметают. Зимних слов насобирали, К нам в окошко набросали. (запись словарных слов) |
III. Самоопределение к деятельности | - Перечитайте слова ещё раз. - Вспомните тему прошлого урока и скажите, что объединяет все эти слова? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя существительное как часть речи) - Откроем эту тему в учебнике на стр. 44. - В учебнике вопрос прочтите, И скажу я вам, друзья, На него ответить сможем, Вместе дружно вы и я! |
IV.Систематизация знаний по теме | 1. Работа с рисунком - На картинки посмотрите, Много разных там предметов. Разделить необходимо Кто? или что? это. Упр. 74 выполняется в парах с последующей фронтальной проверкой. - Сделайте вывод. Прочитайте правило. Что нового вы узнали? - На какие вопросы отвечают имена существительные? 2). Страничка для любознательных - А знаете ли вы, почему имя существительное получило такое название? - На этот вопрос нам ответит наш научный консультант: Стр.47 Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (называют, именуют) всякий предмет, который существует в окружающем мире. - И действительно, из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи. Из этого можно сделать вывод, что имя существительное в русском языке употребляется чаще, чем другие слова. - Поэтому все учащиеся просто обязаны научиться отличать имена существительные от других частей речи. |
V. Физкультминутка | Кто старательно писал, тот, конечно же, устал! Всем нам нужно тихо встать. Будем вместе отдыхать. Игра «Кто? что?». Учитель называет слова. Если слово отвечает на вопрос кто?, дети совершают хлопок над головой. Если слово отвечает на вопрос что?, дети подпрыгивают. |
VI. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи» | Работа в группах. Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдается листок с предложениями. Задача группы – рассмотреть пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква cущ. 1.Рой пчел кружится над липой. Рой яму поглубже. 2.Вода перестала течь. В лодке открылась течь. 3.Не плачь из-за пустяков. Послышался плач ребенка. 4.Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил. |
VII. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи» | - Следующее задание: попробуем группировать имена существительные по их лексическому значению (на листочках) 1 ряд - оставляет себе только людей, остальные слова зачёркивает. 2 ряд - животных. 3 ряд - растения. 4 ряд – одежду. - Проверяем. - Записываем упр.75. - Выписываем в свою тетрадь слова только со своим лексическим значением. |
VIII. Закрепление полученных знаний | Закрепим полученные знания об имени существительном. Игра «Заберите с собой только имена существительные». Составьте предложения из слов (в парах) Небо, наползла, на, серая, туча. Солнце, снежные, закрыли, облака. Снег, засыпал, густой, деревья. |
IX. Итог урока. Рефлексия. | - На какой вопрос нам нужно было ответить? - Что больше всего понравилось на уроке? Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. |
X. Домашнее задание. (на выбор) | - Учебник с. 45, правило. - с. 47 - Упр. 79. Составить из слов предложения. |