расширять словарный запас учащихся, развивать умения работать в парах.
-личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;
-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;
-регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация. Самоопределение к деятельности | - Наш урок поможет вам приоткрыть тайны родного языка, показать его красоту и богатство. Поэтому девизом урока станут слова великого писателя Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг». - В чем мудрость этих слов? - Итак, начнем наш урок. Успехов вам в открытии нового! | ответы на вопросы учителя. | Оформление своих мыслей в устной форме, умение слушать других (К) Самоопределение (Л) |
2. Актуализация знаний. | - Прочитайте слова, записанные на слайде: Пенал, обедать, мы, восемь, воробей, жёлтый, она, третий, яблочный, четыре, работать. - Все эти слова можно разделить на несколько групп. - Подумайте, по какому признаку это сделать? Работа в группах. Выпишите каждая группа слова предложенной вам части речи. - Проверьте свои записи. - Докажите, что вы правильно определили части речи. -Почему вы считаете, что именно эти слова являются именами сущ., докажите. -Как вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным? -Докажите, что эти слов – глаголы? -А что вам известно о местоимениях? У вас на столах лежат листы самооценки. Оцените свою работу на данном этапе урока. Как вы работали в группе. | Дети читают слова Части речи Дети записывают в карточки Сущ. Прил. Гл. Мест. Самопроверка | Сравнение и обобщение, классификация (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
3. Выявление места затруднения. | - Какие слова не вошли ни в одну группу? Почему не распределили слова? (Мы не знаем, куда их распределить. Они не подходят к изученным частям речи) Возникла проблема, которую мы с вами должны сегодня решить. | Четыре, восемь, третий. | Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
4. Целеполагание и построение проекта. | _ Какую цель поставим сегодня на уроке? -А чего вам не хватает, чтобы определить, какая эта часть речи? - Чтобы решить наши задачи, я вам предлагаю более подробно рассмотреть эту часть речи - Составим план работы по изучению новой части речи. Что мы должны узнать? Как называются эти слова? Что обозначают? На какие вопросы отвечают? | УЗНАТЬ к какой части речи относятся слова, которые мы не распределили. -Нам не хватает знаний. Составляют план изучения части речи. | |
5.Реализация проекта. «Открытие» нового знания. | 1) Выбор термина. - Вернемся к нашим словам. Прочитайте их еще раз. - Что называют слова? - Попробуйте дать им название. - Такие слова называются ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. - Сформулируйте тему урока. 2) Наблюдение над именем числительным. -Нас ждёт исследовательская работа. Откройте тетрадки. -Сколько учеников на каждой картинке? (Один, два, три.) Запишите слова. -Какая это часть речи? -Что обозначают слова? - На какой вопрос отвечают? (Это имена числительные, они обозначают количество предметов, отвечают на вопрос – сколько?) -А теперь давайте оживим эти картинки. (Дети выходят к доске и становятся, как на слайде . Роль этого ученика сыграет….) Представьте, что не на уроке русского языка, а на физкультуре. -Даётся команда: по порядку номеров рассчитайтесь! -ДЕТИ: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой. -Какие слова вам помогли выполнить это задание? -Запишите их. (Первый, второй, третий, четвёртый.) -Какая это часть речи? -Что они обозначают? (порядок при счете) - На какой вопрос отвечают? (который?) (Это имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос – который?) Оцените свою работу на этом этапе. Как активно вы участвовали в исследовании. | Числа Дети предлагают свои названия имени числительного. Называют тему урока. | Сравнение, обобщение, аналогия (П) Поиски выделение необходимой информации (П) Структурирование знаний (П) Аргументация своего мнения (К) Учет разных мнений (К) Построение логической цепи рассуждений (П) |
Физминутка | Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши. Счёт « один » - мы станем смирно И потянемся теперь. На счёт «два » - мы улыбнёмся. На «три » - за руки возьмёмся. На счёт « шесть » мы прыгнем выше, Чтобы стать чуть - чуть повыше. В ладоши дружно хлопаем, Как услышим « восемь » мы. На счёт « девять » мы присядем, Покачаем головой. Вот счёт «десять ». Эй, вставайте И работу продолжайте. | Выполняют физминутку. | |
6. | -Давайте обобщим наши знания. - Что мы узнали об имени числительном? Сравним своё определение с тем, что предлагают авторы учебника страница 60 - Хорошо, мы справились. | ОЦЕНИТЕ | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | - Выполним упражнение 106 . – Списать, подчеркнуть имена числительные. Проверка со слайда 2 Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста. Докажите, что правильно подчеркнули слова. | Выполняют упражнение в тетради. | Контроль, коррекция (Р) |
8. Включение в систему знаний. | - На партах у вас лежат карточки. - Дополните схему недостающими данными. | Самостоятельная работа в карточках. ОЦЕНИТЕ, | |
9. Рефлексия. | - Какую ставили цель? - В каких других областях знаний мы можем использовать имена числительные? - Оцените свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы, оценивают себя. ОЦЕНИТЕ | Ориентирование в своей системе знаний – отличие новое от уже известного.(П) оценивание собственной деятельности на уроке (Р) |
Домашнее задание. | Найдите и запишите пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные. Найдите и запишите фразеологизмы, в которых употребляются числительные. | Записывают домашнее задание в дневник | |