Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивационный этап | 3 минуты | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Анастасия Дмитриевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. С каким настроением вы пришли на урок? Если с хорошим поднимите зеленый круг, а если плохое, то красный. - Я очень рада, что у вас сегодня хорошее настроение и вы готовы к тому, чтобы начать наш урок. Для начала давайте проверим все ли у нас готово к началу урока. Учебник, тетрадь, пенал у вами аккуратно лежат на углу парты. Спину мы держим прямо, ноги вместе, руки лежат на парте. Сегодня у нас новая тема урока. А какая? Вы узнаете чуть позже. Давайте запишем сегодняшнюю дату, классная работа. Тетрадь мы кладем под наклоном, спина прямая, ноги прямо. Когда закончите записывать покажите свою готовность. | Приветствуют учителя, спокойно садятся за парту. Поднимают круг в зависимости от настроения. Проверяют свою готовность к началу урока. | Коммуникативные УУД, Личностные УУД. |
Словарная работа | 7 минут | А сейчас у нас словарная работа. Но для начала давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной. «Замок». На двери висит замок — Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Тянем кисти в стороны.) Покрутили… (Волнообразные движения.) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.) И открыли! (Пальцы расцепились.) -Ребята, у вас на столах лежат карточки, подпишите их (приложение №1).На ней написаны слова. Внимательно прочитайте их и впишите пропущенные безударные гласные в слова. На выполнение этого задания вам дается 3 минут. Можете приступать. Не забывайте, листочек мы держим под наклоном, спина у нас ровная, ноги находятся на полу. -Сейчас мы с вами проверим вашу работу. Поменяйтесь листочками с соседом по парте (на слайде презентации появляться правильные ответы). На слайде вы видите правильные ответы. Оцените работу вашего соседа. Будьте внимательны. Если в работе допущена 1 ошибка, то ставите оценку 5. Если допущено 2 ошибки, то оценку 4. Если допущено 3 ошибки, то оценка 3. -Ребята, поменяйтесь обратно работами. Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил 2 ошибки? Передайте свои работы с последней пары на первую. -Какие же буквы вы вставляли в пропущенные места слов? -Что общего у этих слов? -Докажите, что это имена существительные. -На какие группы можно разделить эти слова? -В каком числе записаны эти имена существительные? -В каком ещё числе могут быть имена существительные? | Обучающиеся повторяют за учителем элементы пальчиковой гимнастики. Обучающиеся на отдельном листке пишут словарные слова, вставляя пропущенную букву и подчеркивая орфограмму. Затем обучающиеся занимаются взаимопроверкой работ. Ставят плюсы и минусы за ответы. Обмениваются работами назад. -Ответы обучающихся: мы вставляли безударные гласные а, о, е. -Эти слова обозначают предметы, отвечают на вопрос КТО? ЧТО? -Все они словарные и являются именами существительными. -Эти слова можно разделить на такие группы: 1) по родам, докажите. 2) в зависимости от безударной гласной: а; о; е. -Они все в единственном числе. - Во множественном числе. | Личностные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД. |
Этап актуализации знаний | 5 минут | –Ребята, давайте мы с вами вспомним, какие признаки имени существительного мы еще не назвали. Мы с вами вспомнили, что имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? Принадлежит к одному из 3 родов. Имя существительное изменяются по числам (единственное и множественное). Назовите пример имени существительного в единственном числе и множественном числе. Имя существительное бывает собственным - нарицательным, одушевленным-неодушевленным.Приведите примеры. Какие признаки мы с вами еще не назвали? -Какие падежи вы помните?Если учащиеся не вспомнят падежи, то учитель предлагает открыть страницу учебника 37 и вспомнить падежи и падежные вопросы. | Обучающиеся внимательно слушают учителя. Приводят пример слов имени существительного в единственном и множественном числе. Приводят пример имени существительно мужского, женского и среднего рода. -Имя существительное имеет первое, второе и третье склонение, а также изменяется по падежам. -Именительный (кто? что?) Родительный (кого? чего?) Дательный (кому? чему?) Винительный (кого? что?) Творительный (кем? чем?) Предложный (о ком? о чем?) | Личностные УУ, Регулятивные УУД. |
Сообщение темы и цели урока | 2 минуты | -Ребята, посмотрите внимательно на доску: в каком падеже были употреблены существительные, с которыми мы работали? Давайте мы попробуем сформулировать цель нашего урока. - Что мы должны сделать на уроке? | - Именительный падеж. Цель нашего сегодняшнего урока научиться находить в предложения существительные в именительном падеже. | Коммуникативные УУД |
«Открытие нового знания» | 8 минут | -Откройте учебник на станице 42. Давайте мы с вами выполним упражнение № 74. Прочитайте внимательно текст. Спишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Задание будем выполнять вместе. Учитель вызывает одного из учащихся к доске для выполнения первого предложения.Давайте еще раз прочитаем задание.Как будем выполнять задание? Не забывайте подчеркивать орфограммы,которые вы вставили. -Давайте, мы с вами разберем предложение на члены предложения .И.п Ночью был буран. -Ребят, как вы думаете, правильно ли выполнено задание? Объясните свой ответ. -Найдите в предложение имя существительное в именительном падеже. Каким членом предложения является слово буран? -Давайте, мы с вами сейчас прочитаем правило, которое выделено в учебнике. -Давайте мы сейчас с вами прочитаем стихотворение об именительном падеже. -Ребята, какие признаки именительного падежа названы? Проведение физминутки«Буратино». Буратино - потянулся, Раз - нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. | Обучающиеся читают тему урока. Один из обучающихся на выбор учителя читает текст. Обучающиеся в своих тетрадях выписывают текст, вставляя пропущенные буквы и подчеркивая орфограммы которые вставили. Разбирают предложения на члены предложения. Подчеркивают подлежащие и сказуемое. -Да, потому что это имена существительные женского рода единственного числа, которые оканчиваются на шипящие. -Буран -Потому-что это имя существительное, отвечает на вопрос ЧТО? и в предложении является подлежащим. (Буран, ветер, снег, Таня, вьюга). Всем классом читают правило. Отдельные учащиеся повторяют правило. Один ученик по выбору учителя начинает читать стихотворение. -Имя существительное, которое в предложении является подлежащим и отвечает на вопросы КТО? И ЧТО? находиться в именительном падеже. Повторяют за учителем физминутку. | Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД. |
Первичное закрепление | 17 минут | -Сейчас мы с вами выполним упражнение № 75. Составьте и запишите предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях главные члены. Укажите падеж выделенных имен существительных. Первый ряд составляет второе предложение, второй ряд третье, а третий ряд четвертое. Вы можете совещаться со своим соседом по парте. Давайте первое предложение сделаем все вместе. Один из учащихся по выбору учителя читает набор слов. -Давайте подумаем, как можно грамотно составить предложение из слов? Обучающиеся, пытаются составить предложение самостоятельно, но если возникают, затруднение учитель помогает в составлении предложения. -Давайте, мы с вами найдем и подчеркнем главные члены. -Как вы думаете, в каком падеже стоит имя существительное? -Докажите, что имя существительное стоит в именительном падеже. -Можете приступать к парной работе, но для начала давайте вспомним правила работы в парах. Их вы можете увидеть на доске. Давайте прочитаем. На выполнения задания вам дается 10 минут. -Давайте начнем проверку. Первая парта первого ряда читает полученное предложение, остальные проверяют. Не забудьте назвать главные члены предложения, и в каком падеже употреблено существительное. Ребята, вы согласны с ответом? Второй ряд, вторая парта прочитайте, пожалуйста, свое предложение. Все согласны? Третий ряд четвертая парта прочитайте свое предложение. Все согласны? Какой вывод мы можем сделать? Сейчас на слайде появятся три предложения, прочитайте их и запишите: - Определите, в каком предложении существительное снег стоит в именительном падеже. - Как вы определяли? | Обучающиеся внимательно читают слова в первом предложение. -Следы привели охотника на полянку. Имя существительное следы стоит в именительном падеже. Потому-что имя существительно в предложениях является подлежащим. Учащиеся читают правила работы в парах. Затем приступают к выполнению задания. Над существительными подписывают падеж, в котором употребляются данные существительные. Внимательно слушают ответы одноклассников, по необходимости исправляют. -Имена существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами. Снег медленно падает на землю. Мама любила первый снег.(в.п. Кого?что?) Девочка упала в снег.(в.п. есть предлог) | Личностные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД. |
Рефлексия | 3 минуты | -Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Давайте мы с вами вспомним, что нового вы сегодня узнали? На какие вопросы отвечает существительное в именительном падеже? Каким членом предложения является? Что у вас получилось, а что нет? Какие трудности возникли во время выполнения заданий? Какое настроение у вас к концу нашего урока? Если хорошее поднимите зеленый круг, а если плохое, то красный. Дома вы выполните упражнение №76 на странице 43. Вам надо прочитать стихотворение и записать его в тетради. Определить падеж выделенных имён существительных, подчеркнуть и подписать над существительными, к какому падежу относиться. Спасибо за урок! Теперь вы можете приготовиться к следующему уроку. | Отвечают на вопросы учителя. Поднимают круг в зависимости от настроения. | Личностные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД. |