Урок изучения нового материала, который поможет продолжать учить детей литературоведческому анализу произведения, обратив особое внимание на жанровое своеобразие сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени»
Конспект урока литературного чтения по теме: «ЕЛ. Шварц. Сказка о потерянном времени»
(3-й класс)
Оборудование:
- Литературное чтение. Учеб, для 3 кл. нач. шк. В 4 ч. 4.1 [О.В. Кубасова.] - «Ассоциация XXI век»;
- портрет Е.Л.Шварца.
Цели:
Продолжать учить детей литературоведческому анализу произведения, обратив особое внимание на жанровое своеобразие сказки;
Пробудить интерес к произведениям Е.Л. Шварца;
Совершенствовать навыки чтения;
Развивать речь учащихся;
Обогащение, уточнение и активизация словаря;
Формирование литературоведческих понятий;
Развитие монологической речи, внимания, логического мышления, памяти;
Через работу над произведением и афоризмом подвести детей к выводу о ценности времени.
Цели для учащихся:
1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы в группах. 2. Учиться наблюдать, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы. 3. Применить полученные знания и умения в жизненной ситуации.
Формировать УУД:
Личностные:
Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
Регулятивные:
Научить принимать и сохранять учебную задачу;
Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные:
Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Познавательные:
Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
Тип урока:изучение нового материала
Формы работы учащихся:
фронтальная;
самоконтроль;
индивидуальная;
групповая
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Мотивация к работе.
1. Беседа о сказках.
- Чем сказка отличается от других литературных произведений? (Ответы учащихся)
«Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, чаще прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел».
- Назовите сказки, которые вы читали. (Ответы учащихся)
- На какие 2 группы их можно разделить? (Народные и авторские)
- В чём отличие?
2. Задания по сказкам.
На доске вывешены названия сказок. Учащиеся распределяют их в два столбика: русские народные сказки, литературные (авторские) сказки.
Гадкий утёнок
Царевна-лягушка
Красная шапочка
Иван-царевич и серый волк
Сивка-бурка
Спящая красавица
Гуси-лебеди
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
- Давайте вспомним авторов этих сказок.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним автором , который прославился в XX веке благодаря своим замечательным сказкам.
На доске - портрет Е.Шварца и годы его жизни: 1896-1958 гг.
«Евгений Львович Шварц родился в 1896 году в семье земского врача. Детство будущего писателя прошло в Майкопе. Родители любили театр, сами участвовали в любительских спектаклях и передали любовь к театру и литературе сыну. В реальном училище Шварц заполнял стихами свои и чужие альбомы. В 1913 году он поступил в Москве на юридический факультет народного университета имени Шанявского. Гражданская война поменяла его планы. Шварц поступил в ростовскую Театральную мастерскую. Со временем он стал печататься в провинциальной прессе, а с 1924 года в журналах и альманахах Ленинграда. Его дарование раскрылось в жанре пьесы-сказки для детей и взрослых. Лучшие пьесы - «Голый король», «Красная шапочка и Серый волк», «Кукольный город», «Два клёна», «Дракон».
Из статьи Людмила Поликовской «Меня Господь благословил идти...»
Секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах...он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло.
Н.Акимов “Наш автор - Евгений Шварц».
III. Работа по теме
- Ты теряешь время зря...Вы часто слышите такую фразу. Можно ли потерять время? А можно ли его вернуть? Мы ответим на эти вопросы, когда подробнее обратимся к сказке Евгения Шварца Сказка о потерянном времени.
1. Словарно-орфографическая работа.
ОКЛАДИСТАЯ (борода) - широкая и густая
КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА - лампа, освещающая при помощи керосина. ХОДИКИ - небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.
ПОЛА, ПОЛЫ - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.
- Подберите синонимы к словам:
хмурый (угрюмый, ненастный)
сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)
- Подберите антонимы к словам:
состариться (помолодеть)
трудиться (бездельничать, лениться)
2. Аналитическая работа по тексту и выборочное чтение.
- Как удобно прочитать такую сказку? (По ролям.)
- Зачитаем отрывок сказки по ролям (От начала до слов «и выбежал прочь из школы..»)
- При чтении следует учитывать авторское отношение к герою. Какое оно?
(Отрицательное, автор осуждает Петю, т.к. пишет,, не тужил,, о том, что опаздывает. Опоздание вошло в привычку. Случалось часто, но Петя не делал выводов.)
(Чтение по ролям.)
- Заметил ли Петя, что он постарел? Что с ним случились перемены?
(Нет, все произошло неожиданно.)
- Как герой воспринимает волшебство? ( Огорчается, расстраивается, пугается.)
(Выборочное чтение.)
- В какой момент жизни произошло волшебство? Почему оно произошло?
(Петя ученик 3 класса. Он молодой, а старым волшебникам нужна именно молодость.)
- Мы знаем, что у автора каждое слово носит какую-то смысловую нагрузку. В этом абзаце есть два слова, через которые автор не только выражает свое отношение к герою, но и дает ему характеристику. ( « шлепнул» и «пальтишко».)
- Давайте попробуем слово «шлёпнул» заменить синонимом и прочитаем этот абзац. (Ребята читают абзац со словом «положил», убеждаются, что текст не получился).
- Почему слово «положил» разрушает текст? (Потому что Петя неаккуратный мальчик.)
- В каком значении мы понимаем слово «пальтишко», пока не знаем, что перед нами дедушка? (Простенькое, может даже рваное)
- А теперь, когда мы знаем, что это - дедушка? (Пальтишко маленькое)
- Какой вывод можно сделать из прочитанной части?
Вывод: Человек, который не бережет вещи, одежду, беречь то, чего не видит, не ощущает не может
Вид этой сказки - сказка-быль, потому что в ней говорится о таких же детях, как вы.
- Какие действия П.Зубова приближают к вам? (Бежит сразу к маме)
- А случайно ли автор написал так, что мама не узнала сына? (Это заставило его задуматься).
- О чем Петя думал? (Ребята зачитывают абзац: «Идет он и думает...»)
- Почему он говорит о себе, как о старике, а не как о мальчике? (Потому что решил, что это навсегда)
- Почему он плохо учился? (Потому что всегда говорил: «Успею!» Не ценил время.) - Как Петя оценивал свою работу? Что главное видел? («Я всего два года работал, да и то как работал на 2, да на 3»)
- Как Петя оказался у волшебников? (Шёл куда глаза глядят.)
- Что это значит? (Шёл в никуда.)
- Как Петя узнал, что всё в его руках? (Услышал разговор злых волшебников.)
- Как Петя сидел в это время? (Как мышка.)
- Что это значит? (Не шевелясь, не привлекая к себе внимания.)
- Почему волшебники были уверены, что дети не станут снова детьми? (Ребята не ценят время, лентяи).
- Найдите абзац, который начинается словами: «Грохочут грузовики - скорее, скорее сдать грузы в магазин...». Прочитаем абзац до конца.
- Часто Петя видел эту картину. Почему только теперь он заметил, что люди боятся не успеть?
- «Жизнь кругом кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел...» Кто так думает? Чьи это слова?
IV. Физкультминутка.
V. Анализ сказки
- Достаточно ли одного Петиного желания, чтобы повернуть стрелки?
(Нет, надо найти ещё троих детей старичков. Важно было вместе захотеть вернуться в детство и научиться ценить время.)
(Выборочное чтение.)
- Найдите и зачитайте отрывки, как Петя ищет первую девочку, вторую девочку, мальчика.
- Молодой старичок как сквозь землю провалился. Что это значит?
(Нигде нет, невозможно найти.)
- Он и в ус не дует. Как понять это выражение?fНе обращает внимания.)
- Волшебство, принесшее сначала огорчение героям, в конце доставляет им счастье и радость. Герои выдержали испытание, смогли быстро найти друг друга, не опоздали к сроку, и всё окончилось благополучно.
VI. Заключение.
Я приготовила несколько пословиц о времени.(Ониразрезаны по словам) Задание - собрать пословицы, выбрать, какая по-вашему мнению больше всего подходит к главной мысли сказки. По окончании выполнения работы - задание проверяется, заслушиваются разные ответы.
Пословицы: Делу время - потехе час.
Время как воробей: упустишь - не поймаешь.
VII. Домашнее задание
- На этом уроке я умышленно опускаю прочтение конца сказки, потому что у сказки может быть любой конец. Попробуйте вы быть соавторами и придумайте свой конец, который бы отвечал теме и идее текста.