Интерес современного школьника к работе с компьютером достаточно велик. Применяя в учебном процессе образовательный и развивающий потенциал информационных технологий, учитель может осуществлять гибкое управление учебным процессом, дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей.
Цели и задачи.
Одна из главных задач: способствовать развитию познавательной и исследовательской активности младших школьников.
Цели урока:
Образовательный аспект
Раскрыть нравственный смысл произведения;
Упражнять учащихся в литературном разборе текста, совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного чтения;
Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в группе, в паре;
Продолжить работу над пословицами, поговорками, фразеологизмами.
2. Развивающий аспект.
Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:
Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени.
Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.
Показать нравственные качества человека.
Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному.
4.Здоровьесберегающий аспект:
Научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой;
Сформировать уверенность в том, что каждый способен справиться с этими проблемами;
Формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение», Л.Ф.Климанова, 4 класс, 2 часть, задание для групповой работы и индивидуальной работы.
Механизм и продолжительность реализации разработки.
Урок составлен по учебнику «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, УМК «Школа России». Урок из раздела «Делу время – потехе час». На урок по произведению «Сказка о потерянном времени» отводится 3 часа. Тип урока: закрепление и анализ прочитанного произведения.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны уметь свободно ориентироваться по тексту, давать характеристику героям, самостоятельно находить в произведении пословицы, поговорки, фразеологические обороты, уметь раскрыть их смысл.
Перспектива.
Урок может быть использован в 3 - 5 классах по внеклассному чтению, во внеклассной работе. Рекомендуется учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.
Ход урока:
Организационный момент.
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и с пользой.
Актуализация знаний.Постановка темы урока.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? (Звук тиканья часов).
- Верно. Что происходит, когда идут часы?
(Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь)
- А для чего люди изобрели часы?
- На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят
Делу – время, потехе – час.
Также называется раздел, с произведениями которого мы начали знакомство.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Время идет, не останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь.
Прочитайте отрывок из произведения. Вспомните, как называется произведение и кто его автор.
- Евгений Львович Шварц - писатель, драматург – рассказал нам одну историю и назвал ее «Сказка о потерянном времени».
- Сегодня мы попробуем с вами глубже понять идею этого произведения, рассмотрим поступки героев и сделаем для себя выводы.
- На уроке попытаемся ответить на вопросы: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ, что в ней вымысел, а что могло произойти реально?
аудиозапись 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд
Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были прочитать сказку еще раз. Сейчас мы проверим, насколько внимательными вы были читателями.
Я предлагаю вам найти и зачитать отрывок из произведения, к которому наиболее удачно подходят следующие иллюстрации.
Слайд 5-12
Работа над новым материалом.
- Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения)
- Какую проблему поставил автор перед своими читателями?
(нужно беречь время)
- Является ли эта проблема актуальной сегодня?
(да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром)
- Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает около 700 тыс. часов? И, несмотря, на такое большое число, времени постоянно не хватает.
- Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов). Опишите его.
- Кто выступает в роли вредителей?
(злые волшебники)
- Почему им удалось превратить детей в стариков? Найдите ответ в тексте.
( Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)
- Имеет ли главный герой цель, и какую?
(Найти детей-стариков и вернуть потерянное время)
- Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников?
- Меняется ли главный герой в ходе сказки?
(СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)
- Почему дети смогли победить волшебников?
- Давайте ответим на главный вопрос урока.
Для чего была придумана сказка?
Многие сказки заканчиваются такими словами: «Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
- О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки.
Слайд13
Продолжение работы над темой.
1 группа.
Найти ответы на вопросы в тексте:
- Как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? (да куда им!...с 10)
- Что говорит о детях Пантелей Захарович? (Не придут… с.10)
2 группа.
Подберите синонимы к словам:
хмурый (угрюмый, ненастный)
сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)
- Подберите антонимы к словам:
состариться (помолодеть)
трудиться (бездельничать, лениться)
3 группа
Собрать пословицы.
Работа в группах
Слайд 14
Применение знаний и умений.
Какие фразеологизмы вы смогли найти при повторном чтении произведения? Объясните их смысл.
- все пропало -
- терять время понапрасну -
- держать ухо востро -
- как сквозь землю провалился -
- и в ус не дует -
- не терять времени даром –
Слайд 15
Рефлексия.
- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время?
(Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)
-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим, на что вы тратите своё время.
1. Индивидуальная работа с карточками №1
Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.
- почерк стал хуже
- буквы бывают неровными, кривыми
- трудно учить уроки
- много ошибок и исправлений
- долго собираюсь делать уроки
- быстро отвлекаюсь
- трудно выучить стихотворение
- трудно решить задачу
- трудно запомнить условие задачи
- быстро устаю
- мне бывает трудно усидеть на одном месте
Учитель: Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, два, три кружка - МОЛОДЦЫ!
Если больше 3, тебе нужно изменить режим дня!
Тест на закрепление (карточка № 2)
- Что в этой сказке вымысел? Что могло произойти в реальном времени?
-Я желаю вам никогда не тратить понапрасну время.
Помните : Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Слайд 16
Домашнее задание.
- Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?
Придумать продолжение истории.
Слайд 17
Список рекомендованной литературы:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Литературное чтение, учебник, 4 класс, 2 часть, М.: Просвещение, 2012 г.
Н.М.Шанский, Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний, М.: Дрофа, 2006г.
Приложение 1.
Задания для групп.
1 группа.
Найти ответы на вопросы в тексте:
- Как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков?
Просмотр содержимого документа
«Евгений шварц. Сказка о потерянном времени. »
Муниципальный конкурс «Планета открытий – «2014»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 1с валеологическим направлением г Можги
Номинация: Лучшая разработка с использованием информационных технологий для начальной школы.
Предмет: Литературное чтение. УМК «Школа России».
Класс: 4
Автор:
Сабурова
Надежда Леонидовна,
учитель начальных классов
2014
Аннотация.
Разработка урока посвящена знакомству с удивительным миром литературы. На уроке решаются вопросы нравственного характера. Разработка полезна студентам педагогических заведений, молодым специалистам, а также может быть использована как дополнительный материал учителями со стажем на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.
Содержание.
Аннотация ………………………………………………….. 2
Введение …………………………………………………… 4
Конспект …………………………………………………… 6
Список литературы ……………………………………….. 11
Приложение 1……………………………………………… 12
Приложение 2 ……………………………………………… 13
Приложение 3………………………………………………. 14
Введение.
Актуальность и новизна.
Интерес современного школьника к работе с ко䐼胲Უ芘અ떇鰆碯啯켋㱸ࡊ夏㔞埡슨霵죗觱⬽念飻䳒ﭤ萋ឍ쿠썀謽摽뮇뫴뀙ﯙ쎭ᱭᙅⱇ醳㏰㻈⠗믊爿绾먹贞搶糁遯ᩁ籱䰸㾀䓕ꕘ췬ව뙤羫줴跉頹帱쁎⬎儬徏惈᳑朔㩠ꡤ垮낾ﹹᠹ쪰徿ꐡ㖦⫻뼖⛸橊ᕍ傪봼싟흏릤욣䯃熆黳镓燶⮼㾳깜䴍嵟洛峑㏒⨢弝濈穐囙栀켇䗱⯷뿜䵼栒秖麾夤䲓ﴇ鏭环ᚰ쑐顱뾼♪䔖ㅦ猙煘ꭵ箢帑탈ᑐᠲޏᏅ䋣ำ宒妪䞹䳾빔篋켧ἵ啎骪诟牡≖乮蚶庂⒦饭逐⊃곔א駧㮡멾ꐆ켐宐⸓ᰵ鳔䞺䶩걘㕋쵌跚氦잽䊥䚧뺏䠆랶へ杍갽㒄၌ຂᾤ昷㝥悗賔⫔▚楦㷖鵝赤ਧԴﵨ첕儁䘥굜ም儵㹣짥ꐥꏊ얅౩骭雊梡ܿ缫얎뱟퐄䔳೯㛴ច퉚쿨⣋ꎹ蠈倣퐡ሢ饶⤽蚜횖烋ꯏ嘟泞릔厪춧談풃畲ᝌ뗳贼䮥ࣙꇷ諭ۥ竰꤄ଳ⛰籽㸼醏㒼넶ᒅ坔㞰렊魓寶ണ㸽係Ӫ㧄꼓ᣳ捪갳㡨꯲䕔ꟁٲ샧鮈פֿ罾敊躘េ᪒፴罺ꈠ跑⾽䊥玡ꆹ桶曦橍㎻裂ᩘǏさ賙뻅낉罙ᦙ缍㎚畎䚈䤆툲ꎯ됩䢫㻿㧧鯏䛝ʭ拌멕끻➋ﺕ憕ረ岔转᳑비拘聒깾ꩽ씖뿹瘁厬⣭ᗃ骚st秥腓㭀멋ᥕ똄ꞎ燆䅸构獎栃訓嚡줫㗐퇐㻛옜剣সⰚ赓轓鉷殮損股ꏒ驈䲇哒雩ᘭ岧疨偷踛ᔹ東껀ୋ늆䗮嶟籹倥췭蝛弶䈅侙霝ꦧṂ셓뭝蚾蠕ꗢ뉹轹✽撇痒ލ훞衋㭘ᑦ㛁䋶ᮛ◙崾ꪹ춓裰ᚠ斴埜櫖䁭넢ߙᏏ醾䚘挪콁瑂좥墆ཾ튝뺆阾㝎હ✻쟵 딁ᷧ떑壈瑼퇒ꀇ䧴욂犕괞㻤ﳏ닕빣᭕嵠䎓簿皪ᑩ뵡⼅䤛漑ὴ쉠ꡏ칠◞䏡缼翟햸⢇⎫ት涌Ḻ諸폩ꓺ┸䰉폣듗岑먊ᱤⴛ贩ꭚ㔮塴ˮ曾ꉾ풛㙻颱난㼗礼쯖흇샵⦒编鈝狱諆䊵릑躌䝵⨴拓೯䵋䂠᭢ܗff䵝豥՜ꏴꃸ⢱惓Ҕноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в группе, в паре;
Продолжить работу над пословицами, поговорками, фразеологизмами.
2. Развивающий аспект.
Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:
Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени.
Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.
Показать нравственные качества человека.
Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному.
4.Здоровьесберегающий аспект:
Научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой;
Сформировать уверенность в том, что каждый способен справиться с этими проблемами;
Формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение», Л.Ф.Климанова, 4 класс, 2 часть, задание для групповой работы и индивидуальной работы.
Механизм и продолжительность реализации разработки.
Урок составлен по учебнику «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, УМК «Школа России». Урок из раздела «Делу время – потехе час». На урок по произведению «Сказка о потерянном времени» отводится 3 часа. Тип урока: закрепление и анализ прочитанного произведения.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны уметь свободно ориентироваться по тексту, давать характеристику героям, самостоятельно находить в произведении пословицы, поговорки, фразеологические обороты, уметь раскрыть их смысл.
Перспектива.
Урок может быть использован в 3 - 5 классах по внеклассному чтению, во внеклассной работе. Рекомендуется учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.
Ход урока:
Дозировка времени
Этапы урока
Методические рекомендации
Примечание
0,5 мин.
Организационный момент.
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и с пользой.
3-5 мин.
Актуализация знаний.
Постановка темы урока.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? (Звук тиканья часов).
- Верно. Что происходит, когда идут часы?
(Часы отсчитывают время.
Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь)
- А для чего люди изобрели часы?
- На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят
Делу – время, потехе – час.
Также называется раздел, с произведениями которого мы начали знакомство.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Время идет, не останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь.
Прочитайте отрывок из произведения. Вспомните, как называется произведение и кто его автор.
- Евгений Львович Шварц - писатель, драматург – рассказал нам одну историю и назвал ее «Сказка о потерянном времени».
-Сегодня мы попробуем с вами глубже понять идею этого произведения, рассмотрим поступки героев и сделаем для себя выводы.
- На уроке попытаемся ответить на вопросы: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ, что в ней вымысел, а что могло произойти реально?
аудиозапись
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
7-10 мин.
Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были прочитать сказку еще раз. Сейчас мы проверим, насколько внимательными вы были читателями.
Я предлагаю вам найти и зачитать отрывок из произведения, к которому наиболее удачно подходят следующие иллюстрации.
Слайд 5-12
3-5 мин.
Работа над новым материалом.
- Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения)
- Какую проблему поставил автор перед своими читателями?
(нужно беречь время)
- Является ли эта проблема актуальной сегодня?
(да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром)
- Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает около 700 тыс. часов? И, несмотря, на такое большое число, времени постоянно не хватает.
- Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов). Опишите его.
- Кто выступает в роли вредителей?
(злые волшебники)
- Почему им удалось превратить детей в стариков? Найдите ответ в тексте.
( Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)
- Имеет ли главный герой цель, и какую?
(Найти детей-стариков и вернуть потерянное время)
- Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников?
- Меняется ли главный герой в ходе сказки?
(СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)
- Почему дети смогли победить волшебников?
- Давайте ответим на главный вопрос урока.
Для чего была придумана сказка?
Многие сказки заканчиваются такими словами: «Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
- О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки.
Слайд13
1 мин.
Физкультминутка
3-5 мин.
Продолжение работы над темой.
1 группа.
Найти ответы на вопросы в тексте:
- Как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? (да куда им!...с 10)
- Что говорит о детях Пантелей Захарович? (Не придут… с.10)
2 группа.
Подберите синонимы к словам:
хмурый (угрюмый, ненастный)
сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)
- Подберите антонимы к словам:
состариться (помолодеть)
трудиться (бездельничать, лениться)
3 группа
Собрать пословицы.
Работа в группах
Слайд 14
3-5 мин.
Применение знаний и умений.
Какие фразеологизмы вы смогли найти при повторном чтении произведения? Объясните их смысл.
- все пропало -
- терять время понапрасну -
- держать ухо востро -
- как сквозь землю провалился -
- и в ус не дует -
- не терять времени даром –
Слайд 15
5-7 мин.
Рефлексия.
- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время?
(Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)
-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим, на что вы тратите своё время.
1. Индивидуальная работа с карточками №1
Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.
- почерк стал хуже
- буквы бывают неровными, кривыми
- трудно учить уроки
- много ошибок и исправлений
- долго собираюсь делать уроки
- быстро отвлекаюсь
- трудно выучить стихотворение
- трудно решить задачу
- трудно запомнить условие задачи
- быстро устаю
- мне бывает трудно усидеть на одном месте
Учитель: Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, два, три кружка - МОЛОДЦЫ!
Если больше 3, тебе нужно изменить режим дня!
Тест на закрепление (карточка № 2)
- Что в этой сказке вымысел? Что могло произойти в реальном времени?
-Я желаю вам никогда не тратить понапрасну время.
Помните : Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Слайд 16
0, 5 мин.
Домашнее задание.
- Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?
Придумать продолжение истории.
Слайд 17
Список рекомендованной литературы:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Литературное чтение, учебник, 4 класс, 2 часть, М.: Просвещение, 2012 г.
Н.М.Шанский, Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний, М.: Дрофа, 2006г.
Приложение 1.
Задания для групп.
1 группа.
Найти ответы на вопросы в тексте:
- Как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков?