Урок литературного чтения в 3 классе Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
Урок литературного чтения в 3 классе Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
Урок литературного чтения в 3 классе
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
А. Ж. АБИЛИНА,
учитель Кишкенекольской СШ № 1.
Северо-Казахстанская область,
Уалихановский район,
Цель: познакомить учащихся с творчеством Евгения Шварца.
Задачи:
образовательные: совершенствовать навык выразительного чтения, чтение по ролям; формировать умение выражать свое отношение к прочитанному; показать нравственные качества человека; раскрыть нравственный смысл произведения;
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени» »
Урок литературного чтения в 3 классе
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
А. Ж. АБИЛИНА,
учитель Кишкенекольской СШ № 1.
Северо-Казахстанская область,
Уалихановский район,
Цель: познакомить учащихся с творчеством Евгения Шварца.
Задачи:
образовательные:совершенствовать навык выразительного чтения, чтение по ролям; формировать умение выражать свое отношение к прочитанному; показать нравственные качества человека; раскрыть нравственный смысл произведения;
воспитательные: воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
Оборудование: Интерактивная доска, мультфильм «Сказка о потерянном времени»
Эпиграф: «Сказка рассказывает не для того, чтобы скрыть, а для того чтобы, открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь» Евгений Шварц.
Ход урока
I.Организационный момент
Ознакомление учеников с темой урока, с целями и задачами:
II.Вводная беседа
Учитель: Ребята, послушайте, что мы слышим? (Тиканье часов).
- Что происходит, когда идут часы?
Часы отчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит наша жизнь.
- А для чего люди изобрели часы?
На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят «Делу – время, потехе - час». Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди имеют дополнительную возможность творить и познавать. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учебе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из вас должен ценить и экономить время.
Учитель: Ребята, вы должны были внимательно прочитать сказку, побольше узнать об авторе, подготовить пословицы и поговорки о времени.
Проверка домашнего задания. Дети читают поговорки и пословицы. Дети рассказывают об авторе. Слайд портрет Евгения Шварца.
1 Ученик: Е. Шварц родился 21 октября 1896 года в г. Туапсе, но с двухлетнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя городом своей души.
2 Ученик: Е. Шварц был владыкой сказочного королевства. Он написал сказки «Обыкновенное чудо», «Дракон», «Два клена», «Снежная королева», «Два брата», «Сказка о потерянном времени».
III.Основная часть урока
Чтение по ролям. Работа с текстом.
Учитель: А теперь вспомним, как начиналась вся эта история.
- Кто были героями сказки?
Ответы детей
- Какое несчастье их объединило?
Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками.
- Кто первым обнаружил, что уж он не школьник, не ученик начальной школы, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик.
Это был Петя Зубов.
- Когда Петю не узнала мама, как он отреагировал на это, что думал?
Дети: Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И, главное, ничему не успел научиться.
Учитель: Найдите в тексте и прочитайте, как просыпался город?
Дети: «Темно было в окнах, пусто на улицах. Только милиционеры стояли на постах, Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. Жизнь кругом там и кипит, Один он Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен».
Учитель: Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
Ответы детей.
Учитель: А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?
Дети: Жизнь остановилась. Люди опаздывали бы на работу.
Стихотворение «Кот и лодыри» С. Я. Маршака
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста эти лодыри похожи на Петю Зубова и его товарищей?
Учитель: А почему их не могут ничему выучить?
Дети: Потому что человек должен сам этого хотеть, а лодыри не хотели учиться, им было лень.
Учитель: Как вы думаете Петя Зубов был лентяем? Найдите в тексте.
Дети: Жил-был мальчик…
Учитель: А в школе много таких детей учиться? (ответы Детей)
Учитель: Как обнаружил их Петя? Чем они отличались от других нормальных стариков и старушек? Как они себя вели?
Учитель: Наверное впервые в жизни Петя Зубов боялся потерять время. Найдите их и прочитайте, где он в этом признается.
Дети: - Ах время, время!- говорит Петя.
Учитель: Скажите, а что им помогло стать опять школьниками?
Учитель: Они успели перевести стрелки часов? Найдите в тексте.
Учитель: Какими словами автор заканчивает свой рассказ?
Дети записывают ответы в тетради.
«Они то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает как стареет».
Учитель: Ребята, я хочу, чтобы эти слова вы запомнили на всю жизнь.
Физминутка. Просмотр мультфильма «Сказка о потерянном времени».
IV. Закрепление урока
1.Работа с иллюстрациями,
Детям показывают иллюстрации, они находят эпизоды к рисункам.
2. Составление синквейна.
Учитель: Теперь мне бы хотелось услышать ваше мнение о героях сказки. Хотели бы вы оказаться на их месте?
3. Работа по карточкам.
Учитель: Перед вами карточки, на которых написаны качества человека, и хорошие и плохие.
1. Выберите те качества, которые помогают вам добиться успехов в учебе.
2. Каких качеств, вы считаете, вам недостает, и вы бы их хотели развить в себе? Напишите.
V. Итог урока.
1. Вопросы:
а. Что унесете вы с этого урока?
б. Что вам понравилось больше всего?
Вывод: У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты каждого характера можно изменить. Все зависит от самого человека.
2. Оценки.
VI. Домашнее задание: читать ипересказывать по плану. Составить план и написать, что можно сделать за 1 минуту.