развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.
Задачи:
дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года;
закрепить и расширить знания детей об изменениях в неживой природе;
развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли;
через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.
Ход урока
Орг. момент - Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать
– Здравствуйте, дорогие гости.
– Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.
2Минутка календаря
3 Систематизация знаний
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и лиса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … (природа).
- На прошлом уроке мы вспомнили, что относится к природе. Приведите примеры объектов природы.(Деревья, звезды, цветы, вода) – На какие две группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая) – В прочитанном мной стихотворении тоже говорится о природе, докажите? (Перечисляют примеры из стихотворения).
На доске одновременно с ответами появляются карточки с названиями . Слайд3
– Проверьте, правильно ли распределили карточки? (Правильно). – Чем отличается живая природа от неживой? (Живые существа – дышат, питаются, растут, размножаются и умирают). – Но листва не дышит как человек, а мы ее отнесли к живой природе? (Листва дышит по-своему, с помощью специальных клеток). – А как связана между собой живая и неживая природа? (Без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить).
Вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.
4 Видео « Явления природы»
-И тема нашего сегодняшнего урока «Явления природы»
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по временам года, где будем исследовать, и узнавать явления природы, характерные для каждого времени года.
-Каждому времени года характерна своя палитра красок. Какому времени года характерен желтый цвет? Зеленый? Белый? Красный?
5 -Итак, мы начинаем путешествие. Отгадайте загадку.
Если дождик бьет в лицо, Тучи по небу плывут
Ветер треплет деревцо. Это осеньюзовут. Слайд 5
Мы попадаем в прекрасное время года – осень.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Так поэт Ф. Тютчев написал об осени.
Солнце ярко сверкает, в начале осени можно наблюдать теплые деньки. Но набежит облачко, почувствуешь холодное дыхание осени. А золотое одеяние осени закружит, запляшет разноцветьем. А чем же огорчит нас осень?
Что бывает осенью часто? (Дождь)слайд 6
Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Скребицкий
«Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь».
А какое красивое явление природы мы видели, когда были на экскурсии в парке? (Листопад) Расскажите об этом явлении природы. Слайд 7
А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. Туман
Какого цвета туман? (Серый, молочный, белый) СЛАЙД 8
Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно.
Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью.
• А что такое роса? (Ответы учащихся)СЛАЙД 9
Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный.
Чем ближе зима, тем меньше росы.
А с наступлением морозов роса замерзает – так появляется иней. слайд 10
6
НЕСГ на полях,
ДЁЛ на реках,
ВГЮЬА гуляет,
Когда это бывает?
В каком царстве мы с вами очутились? В царстве зимы. СЛАЙД 11-12
А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе? СЛАЙД 13
Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи? . СЛАЙД 14
Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные!
• Как вы думаете, зачем нужен снег природе? .
(Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу)
Учитель: А что же происходит на реках?
(В сильные морозы вода замерзает)
Это явление называется ледостав. слайд 15
Работа с наблюдениями: Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед)
То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед.
Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица) ученик рассказывает Слайд 16
. ФИЗМИНУТКА
– Изобразите действием мой текст. Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.
-А теперь внимательно посмотрите на картины известных художников. Какое время года изображено на картинах? (Весна) СЛАЙД 17
По каким признакам вы это определили? (Ответы учащихся).
Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы) слайд 18
Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза. Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу? Прослушивание звуков грозы и дождяОпишите, что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь) СЛАЙД 19
Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете? (Ответы учащихся). ученик рассказывает
7 Задание: прослушайте песню и найдите явления природы.Звучит 1 куплет песни "Вот оно какое, наше лето"
Итак, мы оказались в летнем царстве. Какие явления природы упоминаются в песне? (Ветер и дождь)
Какие еще явления природы вы наблюдаете летом? (дожди, град, радуга) СЛАЙД 20
Почему идет дождь, мы уже с вами знаем. Но летом очень часто вместе с дождем идет град.
Град – это та же вода, которая скапливается в тучах. Но в высоких облаках часть воды замерзает. Градины не могут долго удерживаться в облаке и падают на землю. Видели вы когда-нибудь град? На что похожи градинки? (Ответы учащихся) слайд 21
Учитель:а сейчас послушайте загадку
Что за чудо - красота!
Расписные ворота Показались на пути!..
В них ни въехать, ни войти.
Слайд 22
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.
«Райская дуга» назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
- А вы знаете, как возникает на небе радуга? Рассказывает ученик
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце.
- Сколько цветов у радуги? Перечислите.
8 Видео Фототерапия
9Физ.минутка выполняется под музыку( для глаз)
Закрепление изученного материала.
1 0 Игра. «Угадай, к какому времени года относятся явления природы?»
Учитель называет явления природы – ученики показывают карточки с изображением времени года.
Дождь Метель
Снег Листопад
Радуга Ледоход
Туман Иней
Таяние снега Гром и молния
10 Вопросы
1 Назовите самое холодное время года?
2 Перечислите весенние месяца?
3 Что такое листопад?
4Что такое ледоход?
5 Какая погода летом +или -? Почему?
6 Что появляется быстрее гром или молния?
7 Есть ли одинаковые снежинки?
8 Сколько цветов имеет радуга?
9 Чем опасен гололед?
10 При какой температуре вода замерзает?
11 Природные катастрофы.
Такие природные явления как землетрясение, цунами, извержение вулкана, лавины называются катастрофами. Гибнут люди и животные, разрушаются целые города и села.
В сердцах людей остается -боль и страх.
1. Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы. (Извержение вулкана) Слайды23
2. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение. (Лавина) Слайды24
3. Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных. (Цунами)
4 Землетрясение —одно из самых страшных и Слайды25 разрушительных явлений природы. И это действительно так. Энергия, которая выделяется при землетрясении, в тысячи раз превышает энергию атомной бомбы. Самое страшное, что землетрясение может произойти абсолютно в любой стране в любое время, независимо от климата и географического расположения. Слайды26
Только ученные могут предположить, где могут возникнуть землетрясения, однако сказать когда это произойдет они не в состоянии.
11 А вот есть явления природы которые могут происходить только в определенных регионах давайте посмотрим
Что такое северное сияние? Северное сияние – это свечение, которое видно с земли, вследствие взаимодействия атмосферы с солнечным ветром. Удивительно, но существует не только солнечный свет (поток фотонов), но и солнечный ветер (поток заряженных частиц). Еще Ломоносов предположил, что это явление электрического характера. Впоследствии, ученые, которые положили свою жизнь на изучение и объяснение феномена, подтвердили это. Пропуская ток через разреженные газы (аргон, азот, неон), они увидели, что каждый из них светился по-разному. Было выявлено, что люминесценция происходит в верхней части атмосферы и связана с взрывами на солнце. Слайд 27
Поля́рная ночь — период, когда Солнце более 24 часов (то есть более суток) не появляется из-за горизонта. Самая короткая полярная ночь (почти двоесуток) наблюдается на широте ≈ 67° 24′ с. ш., определяемой как широтаСеверного полярного круга ≈ 66° 34′ с. ш., к которой прибавлены радиус солнечного диска (15—16′) и величина атмосферной рефракции (на уровне моря в среднем 35′); самая длинная — на Южном полюсе, чуть менее шестимесяцев. Полярная ночь является следствием наклона оси вращения Земли к плоскости эклиптики, который составляет приблизительно 23,5°. Слайд 28
Белые ночи — это такие ночи, в которых не наступает темнота. Их можно увидеть в широтах, выше 60° . Чем широта выше, тем дольше можно наблюдать белые ночи. Это явление можно наблюдать только летом — вблизи солнцестояния, то есть с середины июня по начало июля. В России есть город, для которого белые ночи давно стали одним из символов — это Санкт-Петербург. В северной столице в период с 11 июня по 2 июля даже не включается уличное освещение. В это время года по ночам здесь очень людно. Съезжаются туристы из разных регионов, городские власти приурочивают к этому времени разнообразные фестивали. Слайд29
Песчаная (пыльная) буря — это перенос огромного количества частиц почвы, таких как песок и пыль, в атмосфере. При этом наблюдается значительное ухудшение прямой видимости (обычно, на уровне 2-х метров от земли она составляет 1 км., в редких случаях может изменятся до нескольких сотен и, даже, десятков метров). Со стороны буря выглядит, как плотная стена с высотой несколько сот метров.
Возникают песчаные бури при сильных воздушных потоках, скорость которых более 10 м/сек, она зависит от типа и влажности почвы. В пустынных и полупустынных местностях это атмосферное явление наблюдается особенно часто. Может происходить в пустынях и полупустынях. Слайд 30
12 .Каждая пара получает картинку с изображением одного времени года. Задание: Собрать пазл, объяснить, что за время года изображено на картине, подобрать явления природы, характерные для этого времени года.
13 Творческое задание в тетрадях
Выберите и выполните самостоятельно задание, которое вам понравилось.
Нарисуй, как солнышко выглядывает из-за тучи.
Дорисуй дождь по образцу.
У снежинки есть подружки. Нарисуй
Итог урока. Сделаем вывод.
- О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?
Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.
Рефлексия.
Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?
- У вас на партах лежат карточки «настроения» - солнышко и тучка.
Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой «солнышко», если не очень хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой «тучка».
Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали.
14. Домашнее задание Слайд 32
1. Записать, какие явления природы вы будете наблюдать в эти дни.
2. Творческое задание: подготовить сообщение о любом явлении природы