познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
познакомить со значением воды в жизни человека;
расширять знания о формах существования воды в природе.
Задачи урока:
Познавательные:
осознают значение воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы.
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
Оборудование:
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 кл А. А. Плешаков “Тесты к учебнику для 2 класса” А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова; аудиозапись: шум дождя, ручья, моря, 2 стакана с водой, таблички на доску, игрушка с пищалкой, план работы исследования, написанный на доске, лёд, таблички «вода – это …, жизнь, здоровье, помощник человека»,видео Красота воды», проект « Состояние воды», видео к стихотворению.
ХОД УРОКА
I. Орг. Момент
- Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжаем узнавать с вами загадки нашего окружающего мира.
- Какое настроение мы возьмем с собой?
II. Актуализация знаний.
У. Вспомните, про что мы говорили на прошлом уроке?
Д. Про воздух.
У. Продолжите мои высказывания: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
У.Воздух можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк)
У. Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания?
Д. . Кислород.
У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ)
У. Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать? (открывать окна и проветривать помещение)
III. Мотивация учебной деятельности
У. Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по окружающему миру. Продолжаем наши исследовательские работы. Давайте познакомимся с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем.
Послушайте музыку, какая сегодня тема урока? Музыка
Д. Это – вода.
У. Сегодня мы будем говорить про воду.
-Давайте посмотрим на карточку. Прочитайте её.
А что вы о ней знаете?
Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять.
У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?
Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.
IV. Работа по теме урока.
У. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях
Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик) видео 1
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
У.Что нового вы узнали о воде из стихотворения? /вода содержится в сосульке, в тумане, в ледниках/
У.Последние слова, которые прозвучали в стихотворении «Без воды нам не прожить». С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний.
Что будет предметом исследования?
Д. Вода.
Слайд 1
Практическая работа.
Опыт №1
У. Вы, наверное, догадались, что у меня в колбе? 1 вопрос
Д. Вода.
У.Какого она цвета?
Д.Прозрачная
( на доске- прозрачная)
У. Каким запахом обладает вода?
Д. Без запаха
(на доске - без запаха)
У. Какой вкус у воды?
Д. Без вкусная.
(на доске – без вкуса).
Вода обладает свойствами, а какими, мы узнаем из проекта Ромы.
Проект: Состояние воды. Слайд 2
Вопросы:
Какими свойствами обладает вода?
Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?
Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. /вывешивается табличка, внизу закрыто листами/
Молодцы! Вспомнили, где нам встречается вода в природе в различных состояниях.
У. Давайте перейдем к третьему вопросу.
3. Значение воды для растений, животных и человека.
Работа с глобусом
У. Посмотрите на глобус. Если его раскрутить,
Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля?
Д. Голубого.
У. А почему?
Д. Это вода.
У. Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли.
Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). Слайд 3
А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.
У. Где мы используем воду?
У. С помощью рисунков расскажите, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52).
(Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д.)
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
(На доске карточка со словами Вода – это… )
У. Значит, вода – это…
Д. Вода – это жизнь.
(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)
У. Зачем мы должны мыться, закаляться?
Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.
(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)
Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)
У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.
У меня в руках два стакана( одна чистая, другая мутная), какую бы воду вы хотели бы выпить? Кто хочет пить? (вызвать одного ученика) Какой стакан ты возьмешь? (с чистой водой) А почему ты не взял другой стакан? (вода грязная)
Работа с микроскопом
Сейчас мы рассмотрим под микроскопом чистую воду и загрязненнуюводу. Что вы видите? Чем отличается?
У. Перейдем к четвертому вопросу.
4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
У. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей)
У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!
Рыбак:
Из страны заморской, дальней Я подарок получил Удочку, чтоб рыб ловил На Оку я поспешил Леску в воду опустил
Друзья: Ну и что, поймал?
Рыбак: Поймал!
Друзья:
Какую?
Может, рыбку золотую?
Рыбак:
Да куда там? Если б так Я б тогда не был бедняк Я поймал не щуку, не карася, А маленького пескаря Говорит вдруг мне пескарь!
Пескарь:
В речке нам житья не стало Рыб, ракушек стало мало.
Рыбак: Что с твоим речным народом?
Пескарь:
Грязь всю в речку к нам сливают От нее все погибает Все бросают в воду к нам От иголок до пижам И полно других отходов Вот беда у нас какая!
Рыбак:
Что же делать? Как нам быть? Соберу-ка, я друзей И решим вопрос скорей.
У. Грустная сказка! Но и быль не радостней. Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода.
Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Рассмотрите фотографии на странице 53. Объясните, отчего загрязняется вода?
Д. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
У. Как еще человек загрязняет воду?
Д. Бросает мусор, моет машины.
У. Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Оке? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.
Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других. По возможности очищать берега близлежащих рек, озер. Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов. Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.
У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)
У. Надеюсь, вы так и будете поступать.
V. Рефлексия учебной деятельности
Для проверки знаний выполните тест.
Видео
VI. Итоговое обобщение.
У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!
Природу не уродуй, Природу не обидь Родился человеком Так надо им и быть!
У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана большая работа.
Слайд
VIII. Домашнее задание
Самостоятельно прочитать текст “Красота воды”. Рабочая тетрадь с. 18 №1.