Тема: И. Крылов. «Ворона и Лисица». Иллюстрирование басни.
Цели: развивать интеллект, логическое мышление учащихся, умение делать выводы, развивать творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса, развивать графические умения для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям, пробуждать добрые чувства, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: портрет И. Крылова, «волшебная шкатулка», карточки с выдержками из изученных басен, рисунки с изображением лисы с разными зверями, альбомный лист, простой карандаш, резинка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целевая установка.
3. Вступительное слово учителя:
— Иван Андреевич Крылов — великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое преклонение перед всем заграничным. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около 200 басен. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И. А. Крылов "Ворона и Лисица"»
Урок литературного чтения
учитель Винокрова Елена Валериановна
Тема: И. Крылов. «Ворона и Лисица». Иллюстрирование басни.
Цели: развивать интеллект, логическое мышление учащихся, умение делать выводы, развивать творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса, развивать графические умения для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям, пробуждать добрые чувства, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: портрет И. Крылова, «волшебная шкатулка», карточки с выдержками из изученных басен, рисунки с изображением лисы с разными зверями, альбомный лист, простой карандаш, резинка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целевая установка.
3. Вступительное слово учителя:
— Иван Андреевич Крылов — великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое преклонение перед всем заграничным. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около 200 басен. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями.
На доске записаны слова М. Исаковского, посвященные юбилею И. Крылова:
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Дети читают текст с доски.
4. Повторение изученных басен.
В «волшебной шкатулке» лежат выдержки из басен Крылова; выходят несколько учеников, открывают шкатулку, читают выдержку из басни, остальные дети отгадывают название басни, действующих лиц и рассказывают наизусть эту басню, или инсценируют ее, или читают выразительно по ролям по книге.
Шкатулка яркая, красочная. Карточки в шкатулке такого содержания:
1) «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона!»
Выразительное чтение наизусть.
2) «Да только воз и ныне там...» Вспомните действующих лиц, объясните выдержку.
3) «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Инсценирование басни.
4) «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» Вспомните действующих лиц, объясните выдержку.
5) «Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит». Чтение по ролям по книге.
Итог повторения.
5.Работа над новым произведением.
Знакомство с новой басней И. Крылова «Ворона и Лисица». Чтение ее учителем наизусть. Вопросы учителя: «Чем, ребята, вам хочется поделиться? Какие мысли у вас возникли?»
6.Работа над текстом.
Чтение басни учащимися про себя.
— Что вы можете сказать об этой басне? — спрашивает учитель.
Чтение басни детьми в парах сменного состава.
Какой вы представили себе Лису?
Прочитайте слова из басни, которые раскрывают характер Лисы.
Какой вы представили себе Ворону?
А кто выразительным чтением покажет хитрость Лисы, глупость Вороны?
7. Беседа по иллюстрациям.
Иван Андреевич Крылов образными словами, точными определениями, глаголами смог показать нам характер своих героев. А теперь внимательно посмотрите на иллюстрацию в учебнике.
Какие выразительные средства использовал художник, чтобы раскрыть характеры басенных героев?
Лиса — сама невинность, изящное движение тела, острая, вытянутая мордочка, опущенные уши, поджатый хвост.
Ворона - доверчивая, глупая.
А теперь, ребята, постарайтесь нарисовать иллюстрацию к этой басне, чтобы был ясен характер героев: хитрая, льстивая Лиса, глупая, доверчивая Ворона.
Чем мы можем подчеркнуть характер своих героев?
Анализ разных рисунков, сравнение их.
Задание: нужно передать характер героев. Об этом следует помнить, когда будете рисовать. Лукавство и хитрость Лисы видны во всех ее движениях, в выражении зорко настороженных глаз, острой мордочке. Сделайте линейный набросок с легкой штриховкой, подчеркивающей форму. Не отвлекайтесь на мелкие детали, старайтесь передать только общую форму, характер, диалог. Штриховкой можно передать меховой покров.
8. Самостоятельная работа учащихся над композицией в карандаше.
Интегрированный урок чтения, изобразительного искусства и музыки.
Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цели: соединить три предмета в одном уроке, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки, научить с помощью изобразительного искусства выражать пережитое в рисунке.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Дома вы прочитали «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина. Что вы можете о нем сказать? (Высказывания учащихся.)
А. С. Пушкин написал очень много замечательных, произведений: стихотворений, романов, сказок (показывает портрет поэта, трехтомник Пушкина). В каждом своем произведении поэт очень точно использует слова для описания событий, поступков героев, их характеров.
Что в «Сказке о царе Салтане...» вам особенно запомнилось? Почему?
Какой отрывок вам хочется прочитать вслух? (Чтение детьми понравившихся отрывков.)
Чье чтение вам особенно понравилось? Почему?
Работа над темой урока.
Беседа о музыке.
Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке. Музыка дает вторую жизнь литературным произведениям, делает яркими, многогранными, обогащает их. Все вы теперь хорошо знаете сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу, ему хотелось его увидеть. Скажите, смог ли он осуществить свое желание. Кто ему в этом помог?
Сейчас вы прослушаете музыку Римского-Корсакова «Полет шмеля». (Дети слушают.)
Какая музыка по характеру?
Что в ней вам особенно понравилось?
— Музыка гудящая, шмелиная.
Вы не раз слушали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах. Она звучит не назойливо, в ней ликование, радость.
Почему?
А как звучит отрывок о полете шмеля в стихах Пушкина? Прочитайте.
Какие же три чуда были у Гвидона? Прочитайте о каждом.
Что вы заметили?
— Читать нужно по-разному.
— А теперь прослушайте три чуда Римского-Корсакова.
(Дети определяют характер музыки):
1) белочка;
2) тридцать три богатыря;
3) царевна Лебедь.
— Что общего в музыке и в стихах о трех чудах?
Какие картины предстали перед вами при прослушивании сказки?
А при чтении?
Как вы представили себе образы героев?
Что бы вы хотели изобразить в своих рисунках?
Кто хочет нарисовать первое чудо?
Какой вы представляете себе белочку?
Какие краски будете использовать?
Кто хочет изобразить царевну Лебедь?
Беседа по картине Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь».
Какие краски здесь используете?
Какие другие картинки вам хочется нарисовать?
Какие цвета используете?
6. Самостоятельная работа учащихся. Дети рисуют сразу красками.
7. Выставка рисунков.
8. Задание на дом: приготовить выразительное чтение понравившихся отрывков.