kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по чтению по теме "И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;

2. Научить находить в тексте мораль;

3. Работать над выразительностью чтения;

4. Развивать творческое воображение, технику чтения, умение анализировать и делать выводы; развивать у учащихся  умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей; воспитывать интерес к чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по чтению по теме "И.А.Крылов "Ворона и Лисица"»

Тема: И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;

2. Научить находить в тексте мораль;

3. Работать над выразительностью чтения;

4. Развивать творческое воображение, технику чтения, умение анализировать и делать выводы; развивать у учащихся  умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей; воспитывать интерес к чтению.


Планируемые результаты:

Личностные:

Способствовать формированию:

-положительное отношение к учебной деятельности;

-интерес к учебному труду;

- основные моральные нормы поведения;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

- оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

- понимать содержание прочитанного;

- высказывать свое отношение к прочитанному;

-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий;

-представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков Регулятивные:

-определять учебную задачу урока в совместном обсуждении;

- соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока;

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Коммуникативные:

способствовать формированию умений:

слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре.

постановка вопросов - сотрудничество между учащимися, основанное на совместном сборе и поиске информации


Конспект урока:

1.Этап мотивации (самоопределение) СЛАЙД

-Здравствуйте, ребята! Садитесь!

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок?

- Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением.

-А какие качества хорошего ученика возьмём с собой на урок? Сыграем в игру «Светофор». Я перечисляю качества, а вы, если считаете, что такое качество надо взять с собой на урок, поднимаете зелёный сигнал светофора, если такое качество нам на уроке не нужно – то красный. СЛАЙД (внимательный, старательный, дисциплинированный, красивый, активный, ленивый, невнимательный, сонный)


2. Этап актуализация знаний

1)Игра «Кубик»

- Вам уже знакома фамилия Ивана Андреевича Крылова. Дома вы должны были поработать с его биографией. А что же вы про него знаете? Давайте поиграем в кубик. Какое число выпало – на такой вопрос и отвечаете. СЛАЙД

1.Где и когда родился И.А.Крылов? (13 февраля 1769 года в Москве)

2.Как И.А.Крылов получал образование? (после смерти отца семья была бедной, и Ваня занимался своим образованием сам.)

3.Сколько басен написал И.А. Крылов? (236 басен)

4.Когда и отчего умер И.А.Крылов? (21 ноября 1844 года в возрасте 75 лет от внезапного воспаления легких)

5.Интересный факт из жизни? (фото 1)

6.Интересный факт из жизни? (фото 2)

- В каком городе установлен этот памятник?

-Как ещё называли И.А.Крылова? (дедушка Крылов)

-Мы уже сказали, что Иван Андреевич написал 236 басен. А как называют человека, который пишет басни? (баснописец)

-Кто является первым баснописцем? (Эзоп)

- Эзоп — известный древнегреческий поэт-баснописец. Считается, что он родился около 620 года до н. э., а скончался в 564 году до н. э.

Эзопа считают первым баснописцем, именно он положил начало развитию этого жанра. Под именем Эзопа сохранился сборник, который состоит из 426 коротких басен. Басни Эзопа в разные времена вызывали огромный интерес и переводились на различные языки мира.


-И.А.Крылов писал басни сам, а ещё занимался переводом, в том числе и басен Эзопа.

-А какие басни Крылова нам уже известны? (показ картинок)

-А что такое басня? (басня – это краткий иносказательный рассказ поучительного характера)

-Чем басня отличается от других произведений? Что в ней есть обязательно? (мораль)

-Хорошо! Я вижу, что вы многое знаете про этого писателя и его басни. Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё его одной басней.

2)Упражнение на дыхание «Свеча»

-Но для начала предлагаю успокоиться и сосредоточиться.

- Сделаем глубокий вдох через нос. Выдох – через рот. (учащиеся выполняют упражнение)

- А теперь будет задувать свечу небольшими порциями воздуха на три счёта. На раз – вытянуть руку, на два – согнуть, на три - поднести ещё ближе. (учащиеся выполняют упражнение)


3. Этап постановки учебной задачи. Формулирование школьниками целей урока.

- Сегодня мы с вами знакомимся с басней Крылова, а как она называется, вы отгадаете сами. Название состоит из трёх слов.

-Чтобы назвать первое слово, вам нужно разгадать ребус. (ребус ворона)

- Второе слово состоит из одной буквы. Отгадайте, о какой букве идёт речь.

Раз – брусок и два – брусок, 

Плюс один наискосок, 

Снизу, сверху – уголки, 

А всё вместе – буква... (И)

- А теперь отгадайте последнее слово.

Следы запутаны в лесу,

Не каждый зверь так исхитрится.

Собак учует за версту

Плутовка рыжая… (лисица)

-Как звучит тема нашего урока?

- Сегодня мы с вами познакомимся с басней Ивана Андреевича под названием «Ворона и Лисица».

- Как вы думаете, о чём может идти речь в произведение с таким названием?

- Какие цели поставим перед собой? СЛАЙД (познакомиться с басней И.Крылова «Ворона и Лисица», научиться находить мораль, развивать навыки выразительного чтение, воображение )

4.Этап введения в тему

- А что вы знаете про этих животных? (ответы детей)

-Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица! Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека.

Вороны великолепно себя чувствуют в больших городах. В Москве зимует почти миллион ворон. Они облюбовали контейнеры для мусора и свалки, где всегда есть чем поживиться, ведь вороны — птицы всеядные.

-Что вы можете сказать про лису? (ответы детей)

- Лисы – очень умные и хитрые звери. Они запоминают множество тропинок и способны скрыться от любого охотника или другой опасности. У лис хорошо развит слух и нюх, намного лучше, чем у человека. Это помогает лисам быть хорошими и меткими охотниками. Они прекрасно видят в темноте и чаще всего выходят на охоту ночью. Ночью многие зверьки уже ложатся спать или теряются без солнечного света. Пользуясь этим, лисы нападают на них и несут в свою норку.

- При чтении нам встретятся незнакомые и малопонятные слова и выражения. Давайте узнаем, что они обозначают.

Лесть (льстец) – угодливое восхваление СЛАЙД

Сколько раз твердили – постоянно повторяли

СЛАЙД

Гнусна — внушающая омерзение, вредна — опасна

Не впрок — не на пользу

СЛАЙД Уголок – маленькое местечко

СЛАЙД вещунья – предсказательница

СЛАЙД Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

•Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

•Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

•Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

•Царь – птица – главная среди птиц.


5.Этап первичного восприятия текста

Прослушивание басни.

-Сейчас я предлагаю вам внимательно прослушать басню. Потом вам предстоит ответить на мои вопрос.

(прослушивание басни)

Вопросы:

1.Понравилась вам эта басня? Чем?

2.Назовите героев этой басни.

6.Физкульминутка

-А теперь я предлагаю вам подумать какими чертами характера вы бы хотели обладать.

-Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками. А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка, ленивый, неблагодарный.


-А хотели бы вы прочитать эту басню ещё раз?


7.Этап вторичного восприятия текста. Анализ содержания текста

1.Чтение басни по частям.


Чтение басни до слов «Вороне где-то..»

Вопросы:

1) Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

2)Что значат слова «Уж сколько раз твердили миру»?

3) С какой интонацией мы должны будем читать эти строчки?

- Хорошо. Продолжаем читать дальше.


Чтение басни до слов «На ту беду лиса близёхонько бежала…»

Вопросы:

1)Откуда у вороны появился сыр?

2)Что собиралась сделать ворона? Как вы думаете, о чём она могла призадуматься?

3) С какой интонацией надо читать эти строчки?


Чтение басни до слов «Вещуньина с похвал вскружилась голова…»

Вопросы:

1)Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

2)А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и подтвердите словами из текста.

3) Кто слышал какой звук издаёт ворона? Какой у неё голос?

4) А что Лиса говорит о нём?

5) С какой интонацией мы будем читать эти слова?


Чтение басни до конца.

Вопросы:

1) Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.

2)Как вы думаете, почему Лисице удалось получить желаемое?

3) С какой интонацией нужно читать эти строчки?

- Кого же больше всего высмеивает и осуждает автор? (Тщеславных людей, ограниченность умственных способностей, несообразительность, и в то же время Крылов осуждает изворотливость, обман, хитрость, скрытность своих истинных намерений.)

- В каких словах заключена мораль басни? Прочитайте.

2. «Метод шляп» СЛАЙД

- Предлагаю вам дать оценку персонажам с разных точек зрения.

- У меня шесть шляп:

Белая

(Факты, что говорит сам автор.)

Лисица

Хитрая

Жила в лесу

У дерева оказалась случайно

К дереву подходит на цыпочках

Доброжелательна; вертит хвостом

Ворона

Простая

Сидит на дереве

Бог послал ей кусочек сыру

Хотела позавтракать

Голову ей вскружила лисица похвалами

Дыханье сперло от радости

Поймала Лисица ее на обмане

Желтая

(Оптимизм. Хорошие суждения. Положительное в отрицательном герое!!!)

Пусть Лисица и обманщица, но сколько всего хорошего, доброго, ласкового сказала она Вороне, что у нее вскружилась голова и дыханье сперло)

Черная

(Негатив .Критика. Оцениваем отрицательные события)

Лисица- Плохо поступила, что обманула Ворону! Лесть –это плохо. Это нечестный способ для одержания победы, для достижения своей цели!

Ворона- Плохо, что послушала Лисицу, поддалась на обман! Она не обдумала услышанное и в этом ее большая глупость.

Зеленая

(Творчество. Что необычного встретилось? Невероятные идеи, что-то неожиданное.)

Лисица показала свою добрую душу, любовь к ближнему (сестрица), слабому, но все с целью обмана.

Ворона- не поняла еще обмана, Лисица убежала, мы не знаем что бы она смогла с ней сделать….могла бы заклевать!)

Красная

(Чувства. Свое отношение к героям)

Лисица испытывает чувство зависти. Лисица хочет казаться доброй, на самом деле она злая!

Ворона испытывает опустошение, обиду.

У меня чувство жалости к Вороне - она прислушалась к сладким речам Лисицы, хотя знает ,что перед ней хищница, но все же идет у нее на поводу, соглашается ос мнением о собственной красоте, сыр выпадает……

Синяя

(Выводы. Определение морали басни.)

В каких словах заключается мораль басни?(найдите в тексте)

Какой жизненный урок извлекли из басни? Чему вас научила басня?) (Обманывать некрасиво. Это обижает других. Вранье - отрицательное качество личности.

Через обман к победе - плохой путь!

Мораль: Не надо поддаваться лести людей, которые обманным путем хотят принести пользу.

3.Фронтальная работа

- Вернёмся к героям басни. Это Ворона, Лисица. СЛАЙД

- Какие действия совершает каждый из героев? Поработаем с текстом.

Второй ряд находит действия вороны (взгромоздясь, позавтракать собралась, позадумалась, держала, каркнула)

Третий ряд находит действия Лисы (бежала, дух остановил, видит сыр, сыр пленил, подходит, вертит, не сводит, говорит, )

Первый ряд находит как Лисица называет Ворону (голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица)

А Света и Дима, Юля выполняют индивидуальную работу.

Карточка для дифференцированной работы

Соедини стрелкой кто из героев какие действия совершал.

Взгромоздясь бежала

Позавтракать собралась видит сыр

Позадумалась подходит

Держала вертит

Каркнула не сводит

Лисица Ворона


4.Работа в парах.

-Мы знаем, что Крылов героями своих басен делал животных, и про них он говорит как о человеке. У любого человека есть документ, подтверждающий его личность. Поэтому мы составим паспорт Вороны и Лисы. А для этого поработаем в парах.

Прием “Паспорт литературного героя”

Имя:______________________________________________________________

Автор (создатель):__________________________________________________

Прописка (название произведения):____________________________________

Личные качества:__________________________________________________

Имя:_____________________________________________________________

Автор (создатель):________________________________________________

Прописка (название произведения):___________________________________

Личные качества:___________________________________________________

5.Работа с классом

-А теперь предлагаю вам эту басню прочитать по ролям.

(инсценировка басни)

8.Этап рефлексии учебной деятельности

- Сегодня мы познакомились с басней Крылова «Ворона и Лисица». Чему учит нас она?

-Скажите, как бы вы поступили, оказавшись на месте вороны, лисы?

-Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека вы написали бы?

- А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. ( приём «Лестница успеха») СЛАЙД

Домашнее задание на выбор.

Словесная оценка всех учащихся







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по чтению по теме "И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

Автор: Щербакова Елена Алексеевна

Дата: 26.05.2023

Номер свидетельства: 632511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства