Создание условий для ознакомления учащихся с басней И. А. Крылова "Квартет", развитие умения изображать картины, представленные автором в произведении и устно выражать то, что прендставили. В процессе работы над басней осуществляется фомирование навыка работы в парах, группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И. А. Крылов "Квартет"»
4 класс
Литературное чтение
Тема: И. А. Крылов, басня «Квартет»
Цели:
познакомить обучающихся с басней И. А. Крылова «Квартет»
Задачи:
развитие умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
развитие умения представлять картины, изображённые автором в басне, устно выражать то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;
формирование навыка самостоятельной и групповой работы
Актуализация знаний
А) Работа в группах. Разгадывание кроссворда
- Заменить высказывание одним словом и записать в соответствующее поле:
1) Эзоп, Жан де Лафонтен, И. А. Крылов – (баснописцы)
2) Нравоучительный вывод – (мораль)
3) Способ проявления комического в искусстве - (сатира)
4) Краткий, сжатый способ выражать мысли - (лаконизм)
5) Иносказание, изображение отвлечённого понятия через конкретный образ - (аллегория)
Б) Самопроверка
- Проверьте, правильно ли разгадали кроссворд.
Слайд 1
А
Л
Л
Е
Л Г
М А О
О К Р
Р О И
Б А С Н Я
А Л А И
С Ь Т З
Н И М
О Р
П А
И
С
Ц
Ы
- Какое ключевое понятие обозначено в кроссворде?
- Что такое басня?
- Определите, к каким басням относятся данные иллюстрации.
Слайд 2
Сообщение темы урока
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? (О басне)
- Но мы уже знаем, что такое басня, знаем отличительные черты басни от других литературных жанров.
- Предположите, что же нового можем узнать о басне?
(- познакомимся с новой басней;
- узнаем новых героев басни;
- будем учиться выразительно читать новую басню)
- Познакомимся с басней И. А. Крылова «Квартет»
Работа над новым материалом
Рассматривание иллюстрации к басне. Словарная работа.
- Кто изображён?
- Сколько животных? Назовите их.
- Предположите, что обозначает слово «квартет».
Слайд 3
Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.
Где четыре музыканта Замечательно играют Этот маленький оркестрик Все квартетом называют.
- На каких инструментах играли животные?
- Бас, альт, прима, втора - смычковые инструменты, так как звук извлекается смычком.
Первичное чтение басни учителем.
- О ком в басне идет речь? (О животных, выступающих в роли музыкантов.)
- На сколько частей можно разделить эту басню? (на 2)
3) Самостоятельная работа с учебником
- Откройте учебник, страница 91 – 92, определите границы частей басни.
- Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование
- Прочитайте мораль басни.
В целях иносказания баснописцы разных времён использовали образы зверей и даже предметов. По художественным соображениям на смену людям в басни приходят животные, наделённые отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Аллегория используется для того, чтобы через образы животных путём высмеивания искоренять пороки человечества.
Словарная работа
- Подчеркните карандашом в тексте слова, значение которых надо объяснить.
Слайд 4
Пленять – увлекать.
Чинно – строго по правилам.
Лад – согласие, порядок.
Прима — первая скрипка в оркестре
Втора – вторая скрипка в оркестре
Анализ басни
- Где происходит действие басни? (Сели на лужок под липки)
- Найдите такие слова, в которых бы выразилось отношение баснописца к своим героям.
- Верит он в то, что у них что-нибудь получится?
(“...ударяли в смычки, дерут, а толку нет»)
- Как относится И. Крылов к своим героям?
- Дайте характеристику героям, которые исполняют квартет.
Козёл – лишённый каких – либо музыкальных способностей, обладатель неприятного голоса;
косолапый Мишка - увалень, тугодум («медведь на ухо наступил»).
- Почему эти звери собрались вместе?
(- «затеяли сыграть Квартет…»;
- «пленять своим искусством свет …»)
- Подберите слова, близкие по значению к слову «пленять».
(Восхищать, очаровывать)
- Достигли ли они своей цели?
- Почему?
- Какие советы дают друг другу горе – музыканты?
- В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова?
- Как вы думаете, почему ее произносит Соловей?
(Соловей - самая музыкальная птичка)
- Так чего же не хватает героям для осуществления мечты?
(Нужно учиться)
- О ком же эта басня, кого она высмеивает?
В своей басне И. А. Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.
А поводом к созданию басни «Квартет» явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета, созданного в 1801 году, с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой.
Чтение басни по ролям.
Закрепление изученного.
Работа в группах.
- Найдите в басне выражения, соответствующие следующим высказываниям:
Покорять игрой весь мир
Нет гармонии
Усесться важно
Спорить сильнее прежнего
Пришлось прилететь на шум
Уделить некоторое время
Иметь музыкальный слух
Самопроверка.
Слайд 5
Высказывание
Строчки из басни
Покорять игрой весь мир
«Пленять своим искусством свет»
Нет гармонии
«На лад нейдёт»
Усесться важно
«Уселись чинно вряд»
Спорить сильнее прежнего
«Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры»
Пришлось прилететь на шум
«Случилось Соловью на шум их прилететь»
Уделить некоторое время
«Возьми на час терпенье»
Иметь музыкальный слух
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней»