Оборудование: портрет И.А Крылова, иллюстрации, рисунки к басне
Билингвальный компонент: басня – аныз энгiме
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1.Чтение домашнего сочинения басни (выборочно).
Обмен мнениями.
2. Опорное повторение.
Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, описания событий и морали.
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.
Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.
Мораль басни – краткое заключение, в котором разъяснена основная поучительная мысль. Иногда такая поучительная мысль разъясняется в начале басни.
II. Вводно-мотивационный.
1. Сообщение темы и целей урока.
Мотивация учебной деятельности.
Целеполагание.
III. Операционно-познавательный.
1. Словарно-лексическая работа по басне «Волк и ягненок».
Закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;
тьма – много;
надобно – надо;
рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;
на добычу – на добычу;
светлейший – в царской России почётное обращение к князю;
донесть – донести, доложить, сказать, заявить;
в запрошлом лете – два года тому назад;
разведаться – рассчитаться, отомстить;
досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени;
Иллюстрация к басне И.А. Крылова художника А. Лаптева (демонстрация ученикам).
2. Работа в группах.
I группа - басня «Волк и ягненок»;
II группа - басня «Квартет»;
III группа – басня «Свинья под дубом».
1. Анализ басни «Волк и ягненок» (I группа):
1. Сколько персонажей в басне?
Три: Волк, Ягнёнок, образ автора-повествователя. Образ автора - ведущий в басенном тексте.
2. Определите характер каждого персонажа.
Волк – проявляется не только злобность и грубость Волка, желание съесть Ягненка (обращения к Ягненку: «как смеешь ты, наглец», «негодный», «щенок», «я голову с тебя сорву» и т. д.), но и наглость, самоуверенность, лицемерие Волка в своей безграничной власти и безнаказанности. И главное- то, что поступать и вести себя так дает ему право сильного.
Волкпоначалу притворяется обиженным и оскорблённым, как бы играет с Ягнёнком, пытаясь придать своим хищническим намерениям «законный вид», замаскировать их, якобы желая отмщения и справедливости. Однако в конце басни он сбрасывает маску жертвы, он «устал» притворяться и обнажил свою истинную сущность – злобную и беспринципную. «Молчи! Устал я слушать…» - произнесена со злобной прямотой, без притворства, игры.
Ягненок– слышится испуг, удивление (проявляется не только его слабость и беззащитность), у него есть робкая надежда на то, что Волку можно что-то объяснить, доказать, что справедливость восторжествует. Наивный Ягнёнок верит Волку, считая, что тот просто заблуждается.
3. Кто победил в словесном споре – волк или ягненок?
Диалог Волка и Ягненка нельзя назвать спором, потому что Волк слушает и слышит только себя, слова Ягненка ему безразличны. Но, несмотря на то, что смышлёный Ягнёнок разрушил его лицемерную систему обвинений, он будет всё равно съеден. Волк, воспользовавшись правом сильного, поступает так, как хочет.
4. Согласны ли вы с трагическим финалом басни?
Ягненок будет всё равно съеден. Ни невиновность, ни логика его не спасли. Ведь на стороне Волка власть и грубая сила. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен. У Волка нет правды, но зато есть сила.
5. Найдите в тексте мораль.
«У сильного всегда бессильный виноват».
Басня осуждает именно это наглое право сильного.
6. А как вы понимаете мораль басни «У сильного всегда бессильный виноват?»
В басне Крылов высмеивает такие человеческие пороки, как грубость, физическое превосходство.
7. Найдите фразы, которые могли бы стать пословицами.
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
«У сильного всегда бессильный виноват».
3. Чтение басни «Квартет» учителем.
4. Словарно-лексическая работа.
Квартет – музыкальная группа из 4-х.
«Медведь на ухо наступил».
5. Анализ басни «Квартет» (II группа):
1. Почему, по мнению Соловья, никто не годится в музыканты?
Соловей – положительный, мудрый персонаж; в реальной жизни – птичка певчая.
2. Какими словами автор выражает ироническое отношение к персонажам?
Ирония – скрытая насмешка, иносказание.
Авторская ирония выражена в словах Соловья. Кроме того, и в других
высказываниях: проказница Мартышка, косолапый Мишка, пленять своим искусством свет, уселись чинно в ряд. Ирония видна и в подборе самих музыкантов с их музыкальным невежеством (осел, козел, медведь).
3. Какие чувства стремится вызвать автор у читателя по отношению к персонажам? Горе-музыканты вызывают у читателей чувства, совершенно противоположные ими задуманным, ожидаемым. Читатель не восхищается их талантом, а смеётся над их глупостью, самоуверенностью, невежеством.
4. Какова мораль басни?
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитес). Мораль заключается в том, что любое дело, а тем более искусство, требует умений и способностей.
Физминутка
6. Чтение басни «Свинья под дубом» учителем.
7. Анализ басни «Свинья под дубом» (III группа):
1. Какой описывает Крылов свинью?
Глупой, невежественной, ленивой, эгоистичной.
2. Каков в басне образ Свиньи? Почему Крылов вводит в басню образы ворона и дуба? Образ Свиньи – самоуверенный невежда; образ Дуба и Ворона, которые не случайно живут так долго – мудрые, житейски опытные люди. Устами автора выражена мораль: невежественные люди недальновидны, они часто «рубят сук, на котором сидят».
3. Какое чувство вызывает у читателей Свинья? Какие слова использованы для её описания?
Свинья вызывает отвращение и возмущение. Для ее описания выбрана просторечная, грубая лексика: до отвала, продравши, рыло, жирею.
4. В каких строчках заключена мораль басни?
Автор сталкивает истинное просветление и невежество.
5.Кто по-настоящему просвещён в этой басне? Почему?
Ворон пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит.
Образ Дуба - как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.
IV. Контрольно-оценочный:
1. Дайте ваше определение басне при помощи синквейна. Басня Насмешливая, юмористическая Критикует, высмеивает, учит Басня помогает бороться с пороками Аллегория (мораль)
V. Итог урока.
В баснях И.А. Крылова аллегорически рассказывается о людских пороках; басни злободневны во все времена; басни написаны простым, но выразительным языком, с использованием разнообразных тропов.
VI. Рефлексия.
VII. Задание на дом: выучить наизусть басню «Волк и ягненок»;
опережающее: подготовить рисунки к басне «Волк на псарне».