kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И. Крылов. Басня «Стрекоза и муравей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение. И. Крылов. Басня «Стрекоза и муравей»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И. Крылов. Басня «Стрекоза и муравей»»

Тема урока. И. Крылов. Басня «Стрекоза и муравей»

Обучающие:

  • выработка навыков грамотного, беглого, выразительного и сознательного чтения;

  • раскрыть смысл басни, образное содержание;

  • ярко представить животных, их действия;

  • составление коллективного повествовательного рассказа об особенностях насекомых.

  • развивать мыслительную и творческую деятельность

Развивающие:

  • коррекция произношения;

  • коррекция мышления на основе способности к установлению причинно-следственных связей;

  • коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

  • коррекция воображения, эстетических чувств, образного восприятия.

Воспитывающие:

  • бережное отношение к природе родного края;

  • раскрыть многообразие флоры и фауны;

  • осознание последствий лени и беззаботности человеческих пороков и недостатков.

  • воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью

ХОД УРОКА

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  1. Психологический настрой

Каждый день – всегда, везде
На уроках и в игре 
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.



  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Выборочное чтение домашнего задания.

Ответы на вопросы по домашнему заданию.


  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Прочитайте, что зашифровано на доске. Это псевдоним, вымышленное имя одного известного нам человека.


НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов)

Так он подписывал свои первые басни, которые начал писать в 37 лет.

Вступительное слово учителя


- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему. Великий русский баснописец. В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел. Чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.


Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.


-Ребята, а сейчас , отгадайте загадку о наших сегодняшних героях.


Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,

Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,

Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.

Крылья – бантиком. (Муравьи)

(Стрекоза)


– Ребята, Стрекоза и Муравей пришли к нам в гости. Они послушают как вы умеете читать и отвечать полным ответом.

Кто видел стрекозу в природе? Чем она занимается летом?


Летает. Порхает, садится.

Ловит мошек, комаров.


– А какой муравей? (Сильный, трудолюбивый.)

А сейчас послушайте немного интересных фактов об этих насекомых.


Муравей – санитар леса. Уничтожает вредных насекомых. Живет в муравейнике. Муравейники надо беречь. Муравьи – наши друзья.

1 ) Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более 100 миллионов лет. Сегодня они обитают по всему миру кроме Исландии, Гренландии и Антарктиды.


2 ) В мире насчитывается около 8800 видов муравьев. Все они очень разнообразны; так крупные лесные рыжие муравьи очень отличаются от маленьких черных, которые иногда забираются в сахарницы на дачах.


3 ) По своему общественному устройству муравьи — самое эволюционно продвинутое семейство насекомых и наиболее близкие к человеку существа на Земле. Они образуют сложные семьи, состоящие из нескольких каст с разделением труда. Это позволяет координировать их действия при выполнении поставленных задач.


4 ) Главное занятие муравьев — это подготовка запасов пищи на зиму. Они прячут собранные ночью зерна, а днем выносят их сушить на солнце. Эту сушку они производят в хорошую погоду и никогда не вынесут свои запасы перед дождем, как будто предчувствуя перемену погоды.


5 ) В муравейнике все роли строго распределяются, и существует строгая иерархия. Главная царица – это самка, откладывающая яйца. Она управляет всем гнездом. Рабочие муравьи — тоже самки, но они не могут производить потомство, пока жива царица. Ее срок жизни составляет 15-20 лет. А самцы живут всего один сезон, погибают сразу после спаривания и в жизни муравейника не участвуют.


6 ) Муравьи всегда передвигаются строем и безошибочно находят дорогу к своему гнезду. Это объясняется тем, что муравьи оставляют за собой след из феромонов, по которому потом и ориентируются. Также с помощью феромонов они узнают о самочувствии их царицы.


7 ) Пищу, которую муравей находит, он не поедает, а доставляет вверх по инстанциям, и лишь потом, при строгом контроле царицы она распределяется по муравейнику.


8 ) Муравьи очень оберегают свое потомство. Однако существуют некоторые виды муравьев, которых, за их вампиризм прозвали «муравьи-дракулы». Эти взрослые муравьи питаются кровью своих личинок.


9 ) Муравьи очень справедливы. Они докармливают своих собратьев получивших увечье при исполнении трудового долга, но очень строго относятся к муравьям-фуражирам, которые перестают приносить корм в муравейник – они их просто убивают.


10 ) Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются общественно-полезной работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят.


  1. К 2013 году ученые описали 6042 вида стрекоз, которые ныне населяют нашу

планету. Стрекозы — это прекрасно летающие и грозные хищники. В прошлом Землю населяли стрекозы с размахом крыльев больше 70 см, поэтому они считались крупнейшими из всех известных насекомых. Больше познавательного расскажут 10 фактов о стрекозах.


  1. Современные стрекозы разделяются на 3 подотряда. Это равнокрылые, у которых

в состоянии покоя крылья сложены над брюшком, разнокрылые, у которых крылья в спокойном состоянии расположены перпендикулярно к телу, и подотряд Epiophlebia, к которому относятся всего 2 вида, обитающие в Японии и Индии.


  1. Megaloprepus caerulatus — крупнейший представитель вида среди современных

стрекоз. Размах крыльев этого насекомого достигает 190 мм, а длина брюшка — 100 мм. Обычно у стрекоз самки больше самцов, но это один из немногих видов, у которого самцы превосходят по размеру самок.


  1. Стрекозы — грозные хищники мира насекомых и полезные насекомые для

человека. Они могут, например, хватать на лету пауков прямо с их ловчих сетей, также на лету хватают мух, которых могут съесть до 40 штук в день. Их польза для человека состоит в том, что они истребляют комаров, мошек и других вредных насекомых.


  1. Стрекозы не только умелые охотники, но еще и одни из самых удачливых в

животном царстве. Например, лев, по статистике, лакомится лишь каждой четвертой своей жертвой, за которой охотился, акула — каждой второй, а вот эффективность охоты стрекозы составляет 95%. Стрекоза на лету способна определять скорость движения своей жертвы и, просчитав траекторию, летит ей наперерез.


  1. Большие фасеточные глаза стрекоз особенно привлекают внимание в их строении

тела. Глаза стрекоз состоят из 30 тысяч фасеток каждый, что превосходит всех остальных насекомых (в глазах мухи, например, только по 6 тысяч фасеток). Нижние фасетки различают только цвет, а верхние — форму. Так стрекоза может хорошо ориентироваться в пространстве.


  1. Зрение стрекоз действительно уникально, по человеческим меркам его можно

было бы назвать даже суперзрением. Стрекозы могут видеть кроме обычного спектра ультрафиолетовый свет, могут различать поляризацию плоскости света и видят одновременно во всех направления, то есть на 360°. Но еще более удивительной способностью зрения стрекоз является то, что во время охоты стрекоза зрительно разделяет поле зрения на секции, подобные сетке. Удерживая добычу в одном сегменте такой сетки, стрекоза и охотится с невероятной точностью.


  1. Цикл развития стрекоз связан с водоемами. Они откладывают яйца в воду или на

водные растения, личинки живут в воде и дышат жабрами, последняя стадия развития стрекозы также происходит вблизи воды. Именно поэтому на большие расстояния от водоемов стрекозы не улетают, за исключением нескольких видов. Среди них стрекозы вида Libellula quadrimaculata, которые во время массового перелета образуют сплошную полосу длиной в десятки километров.


  1. Стрекозы, несмотря на их милый и безобидный вид для человека, являются

«машинами для убийства» насекомых на любых стадиях своего развития. Отличными охотниками становятся не только взрослые особи, но личинки (наяды). Личинки развиваются в воде и охотятся на личинок водных насекомых, мальков рыб и головастиков. Эти личинки могут выпускать струю воды, которой будто торпедируют свою жертву.

  1. Жизненный срок стрекоз различается в зависимости от их размеров и

среды обитания. Крупные стрекозы в дикой природе живут до 6-7 лет,

более мелкие — от 6 месяцев до 1 года, а большая часть этих насекомых

живет намного меньше — от 1 до 3 недель.


  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с басней Ивана Крылова «Стрекоза и муравей»


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


1) Первичное знакомство — просмотр мультфильма.

- Хотите узнать, что произошло, когда были потеряны дни? Давайте познакомимся с новой басней.

- Учимся читать выразительно. Послушаем, как это делает профессиональный актёр.

Слушайте текст, какие-то слова вам покажутся незнакомыми, непонятными. После просмотра попробуем объяснить их значение.


2) Словарная работа.


У ребят было индивидуальное задание: по словарю найти значение трудных выражений и слов, которые встретятся сегодня в басне.


Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава)

Лето красное — тёплое, красивое, солнечное

Оглянуться не успела — очень быстро

До вешних дней — до весны

Голову вскружило — обо всём забыла

Помертвело чисто поле - опустело, неподвижное, бесчуственное

Злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

Нужда — недостаток в необходимом


3) Самостоятельное чтение басни обучающимися. (Жужжащее чтение).

4) Выразительное чтение басни.

  1. Чтение басни по ролям.

6) Интерактивное упражнение «Ассоциативный куст».

- Ребята, давайте попробуем охарактеризовать главных героев, какие слова вы можете сказать о наших героях?

Стрекоза Муравей


(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Игра «Отыщи строку»

-Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру. Для начала вам нужно сосчитать строки в басне. Я называю номер строки, а вы должны быстро найти её в учебнике и зачитать.

2) Работа в парах. Работа с пословицами.

-Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.


Что посеешь, то и пожнёшь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Делу — время, а потехе — час.

Сделал дело — гуляй смело.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

Лето пролетишь — зимой с сумой побежишь.

Гуляй, гуляй — зато потом не пеняй.

Без труда не выловишь рыбку из пруда


  1. РЕФЛЕКСИЯ.

-Ребята, а сейчас ответьте на мои вопросы.

1. Как называется басня?

2. Кто написал басню?

3. Как жила Стрекоза летом?

4. Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

5. К кому пошла Стрекоза за помощью?

6. С какой просьбой она обратилась к Муравью?

7. Что ей сказал Муравей?

8. Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела…”

9. Что вы сегодня узнали на уроке?

10. Что вам понравилось или не понравилось?


8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выразительное чтение басни.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
И. Крылов. Басня «Стрекоза и муравей»

Автор: Крюкова Юлия Владимировна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308494

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "И.А.Крылов Басня "Стрекоза и муравей" "
    ["seo_title"] => string(38) "i-a-krylov-basnia-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "166606"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422976289"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей» "
    ["seo_title"] => string(40) "i-a-krylov-basnia-striekoza-i-muraviei-1"
    ["file_id"] => string(6) "171457"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672851"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Басня «Стрекоза и Муравей» "
    ["seo_title"] => string(27) "basnia-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "171445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672427"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "И.А.Крылов. Басня. Персонажи басен. "Стрекоза и Муравей", "Лебедь, Щука и Рак" "
    ["seo_title"] => string(79) "i-a-krylov-basnia-piersonazhi-basien-striekoza-i-muraviei-liebied-shchuka-i-rak"
    ["file_id"] => string(6) "153645"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421058656"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по литературному чтению 3 класс Тема: И.А.Крылов, басня «Ворона и Лисица»"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-tiema-i-a-krylov-basnia-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "277911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453020753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства