Просмотр содержимого документа
«« Горные местности. Растения и животные горных местностей».»
Тема: « Горные местности.
Растения и животные горных местностей».
Цель: Дать понятие о том, что климатические условия горных поясов повторяют климатические условия других природных зон, поэтому в горах есть местности, повторяющие жизнедеятельность и лесов, и лугов, и степей, и пустынь .
Задачи:- Дать знания о растениях и животном мире горной местности.
- Воспитать бережное отношение к родному краю, растениям и животным
Однажды вождь племени, послал юношей на вершину Аконкагуа. « Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги» - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы.» Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножья горы, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя даже заслужил похвалу: « Ты добрался до родника». Подобное поощрение и четвертому, с веткой крушины, он поднялся в гору до первой каменной осыпи. Пятому, принесшему ветку кедра, стрик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но его лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка – символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин в твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».
Вслед за героями легенды и мы совершим восхождение в горы.
Тема нашего урока: «Горные местности. Растения и животные гор.» (cл 2)
- А есть ли горы в нашей стране? Назовите.
(самостоятельно записать 1 минута)
- Какие горы записали?(Алтайские горы, Джунгарский и Заилийский Алатау, Тянь-Шань, Саур-Тарбагатай, Мугоджары, Сарыарка) (cл 3)
- Покажите на карте, где находятся?(Работа с картой)
- Что вы знаете о горах? (cл 4)
(высокие-низкие, можно определить возраст,молодые-старые; строение: подошва, склон, вершина , каким цветом обозначается на карте)
II. А теперь сыграем в небольшую игру «Вопрос – ответ». (cл 5)
- Они используются как пастбища и ценные сенокосы. В начале и середине лета трава там становится высокой и сочной. Наступает пора сенокоса ( луг)
- Назовите животных и растения луга.
- На лугах не встретить крупных диких животных. Почему? ( негде укрыться)
- Они бывают луговые, сухие и пахотные. ( степь)
- Назовите растения и животных степи.
- Они бывают песчаными, солончаковыми, глинистыми, каменистыми ( пустыни)
- Назовите растения и животных пустыни.
- Место, где растет много разных деревьев, кустарников, трав.(лес)
- Какие бывают леса?(лиственные и хвойные)
- Назовите растения и животных леса.
(параллельно на доске и в тетради составляется схема горных поясов: степь, лес- сначала лиственный, потом хвойный; луга «альпийские», каменная пустыня)
III. Новая тема
-Как вы думаете, почему мы вспомнили все эти природные зоны? Как они могут быть связаны с темой урока? (все они встречаются в горах)
- Какой вывод можно сделать? (что и растения и животные так же обитают в горах)
- Правильно, растительный и животный мир гор разнообразен.
Вот сейчас на примере Алтайских гор, Заилийского и Джунгарского Алатау. Мы и попытаемся это увидеть, но прежде послушаем участников экспедиций, которые исследовали животный и растительный мир гор.
(Выступают подготовленные ребята с сообщениями, остальные дети записывают в исследовательскую тетрадь названия растений и животных. Параллельно демонстрируются слайды животных и растений.)
Выступления на темы:
- Растительный мир гор.(презентация)
- Животный мир гор.(можно разделить на части: птицы, животные, снежный барс).(презентация)
- Что вы ещё можете сказать о снежном барсе? Как его ещё называют?(символ Казахстана, 7-ой Азиады 2011)
- Что вы можете об этом рассказать? (Казахстан-1 место среди 30 стран, золотых – 32, итого 70 медалей)
- Мараловодство
Физминутка
IV. Заповедники (звучит музыка )(cл 6 - 23)
-А теперь внимание на экран. Сядьте удобно и отдохните.
Величественные горы с заснеженными вершинами и хвойными лесами никого не оставляют равнодушными. С восходом солнца лес оглашается пением птиц. Чистые ручьи, стекающие с вершин, разнотравье лугов, ели, сосны как будто говорят: « Тебе мы дарим не только красоту, но и чистый воздух, сладкие ягоды, пение птиц, различных животных. Цени и береги природу!»
За последнее 100 лет человек настолько изменил природу планеты, что многие виды растений и животных могут выжить лишь в заповедниках.
- Что такое заповедники? (cл 24)
Чтобы сохранить грациозных маралов, мощных архаров и горных козлов,
гигантских грифов, гордых и ловких барсов, в горных местностях Республики Казахстан организованно несколько заповедников: Алматинский, Аксу – Жабаглинский, Маркакольский, Алакольский, Западно – Алтайский. (cл 25)
Но растительный и животный мир нуждается в защите и охране не только в заповедных зонах, и чтобы не остаться на голой, безжизненной планете нам всем нужно бережнее относиться к окружающей нас природе, родному краю.
V. Итог урока – Что нового узнали?
- Что показалось интересным?
VI. Д/з. Подготовить сообщение по тему: (cл 26)
« Какие бы вы предложили меры по охране животных и растений гор Казахстана»
( или прочитать статью на с. 100-104. ответ- вопрос)
VII. Выставление оценок детям.
А закончить урок я хочу строками стихотворения одного поэта. (cл 27)