Русский язык 2 класс
Дата:
Тема: Главные и второстепенные члены предложения.
Цель: развивать умения выделять предложение из речевого потока, правильно оформлять его на письме; формировать умения находить в предложении главные и второстепенные члены предложения; развивать устную речь, память, мышление, внимание, воображение учащихся; воспитывать прилежность, усидчивость, прививать любовь к языку.
Ресурсы: ТСО.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка учебной цели.
Минутка чистописания
На доске записаны слова: волк, в..сёлый, в..дичка, Валя.
– Какое слово лишнее? (1) Лишнее слово – весёлый, это прилагательное. Остальные слова – существительные. 2) Лишнее слово – волк, в этом слове все согласные обозначают твердые звуки. В остальных словах есть и твердые, и мягкие согласные звуки.) 3) Лишнее слово – Валя, это имя собственное.
– На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Две из них являются безударными гласными в корнях слов. Третья буква встречается в каждом из этих слов. Какие это буквы? (Сегодня мы будем писать букву е, она является безударной гласной в слове весёлый. Будем писать букву о. В слове водичка она является безударной гласной. Также мы будем писать букву в. Она есть во всех написанных словах.)
Еов Вео Ове …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Все цепочки начинаются с прописной буквы. Последняя буква в каждой следующей цепочке становится на место первой.)
Словарная работа
Газета - периодическое издание в виде больших листов, посвящённое событиям текущей общественной и политической жизни.
Изначально газета – «монета в 2 сольдо (итальянские деньги) с изображением сороки». На неё можно было купить газету. По-итальянски сорока – газза. Отсюда и газета.
Из газеты мы узнали об открытии зоопарка в нашем городе.
Актуализация опорных знаний.
Работа с предложениями:
Под старым дубом лежали жёлуди. В библиотеку привезли новые книги? Как хорошо пахнут фиалки! Учись разгадывать загадки природы.
- Как называются эти записи?
- Что такое предложения?
- Какие бывают предложения по интонации? По цели высказывания?
- Дайте характеристику этим предложениям.
Звуко-буквенный анализ слова: деревья.
Разбор слов по составу: рыбак, пришкольный.
Формирование новых знаний, умений, навыков.
На доске – запись:
девочка улица гуляет собака
- Ребята, запишите это предложение. Чем вы хотите поделиться?
Это не предложение. Предложение начинается с заглавной буквы, и в конце должна стоять точка.
Учитель записывает первое слово с заглавной буквы, в конце предложения ставит точку.
Это тоже не предложение. Ведь слова в предложении должны быть связаны по смыслу.
- Совершенно верно. На доске записаны отдельные слова. Но если мы их изменим, то можем составить предложение. Давайте составим предложение из этих слов.
Девочка гуляет.
Девочка гуляет с собакой.
Девочка гуляет по улице с собакой.
- Давайте с вами поговорим о первом предложении «Девочка гуляет». Есть ли здесь предмет речи? Да. Можно спросить: «О ком говорится в предложении?» А еще можно узнать, что об этом говорится? Что девочка гуляет.
- Рассмотрим предложение «Девочка гуляет с собакой».
- Чем оно отличается от первого предложения? Оно более полное предложение. У нас получилось совсем другое предложение. Почему я так говорю? Девочка может гулять одна, может с подругой или с мамой... Во втором предложении мы уточнили, с кем гуляет девочка.
- Рассмотрим следующее предложение «Девочка гуляет по улице с собакой». Это тоже новое предложение. Мы уточнили, где они гуляют.
- Чем похожи все эти три предложения? Главными остались слова «Девочка гуляет». Это главные члены предложения, основа предложения. Остальные слова в предложении называются второстепенными членами предложения.
Вывод: В предложении есть слова, которые указывают, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится. Они называются главными членами предложения и составляют грамматическую основу предложения. В неё входят подлежащее и сказуемое. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? и подчёркивается двумя чертами.
- Предлагаю вам записать эти предложения в тетради и подчеркнуть основу предложений.
Чтение диалога стр.188
упр.503 (устно), упр.504 (письм.)
Домашнее задание: правило стр.188, упр.506 (письм.)
Подведение итогов урока.