kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гласные буквы Ее, Ёё

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан по УМК "Перспектива", тип урока- открытие нового знания.  Цель: познакомить с новыми буквами и способами  обозначения их на письме; учить различат на слух сочетания [йэ], [йо] и обозначать их буквами Е, Ё; закрепить знания о роли этих букв в обозначении мягкости согласных;воспитывать бережное отношение к природе.Урок соответствует современным требованиям и содержит  большой материал по обучению грамоте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гласные буквы Ее, Ёё »

урок по обучению грамоте 1класс

Тема: Гласные буквы Ее, Ёё

Цель: познакомить с новыми буквами и способами

обозначения их на письме;

учить различать на слух сочетания [йэ], [йо] и обозначать

их буквами Е, Ё;

закрепить знания о роли этих букв в обозначении

мягкости согласных;

воспитывать бережное отношение к природе.


Ход урока:

I. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Я к вам на урок пришла не одна, со мной пришли мои коллеги. Повернитесь, пожалуйста, к гостям и поздоровайтесь словами: «Здравствуйте, дорогие гости!»

II. Хоровая речевая разминка

- А теперь давайте поздороваемся с источником жизни на земле – с солнышком:

Здравствуй, солнце золотое!

(руки подняты вверх, повернуться к окну)


- Давайте поздороваемся с небом:

Здравствуй, небо голубое!

(руки поднимаем вверх и опускаем)


- А теперь поздороваемся со всей Землёй:

Здравствуй, матушка – Земля

(«рисуем» круг вверху руками)


- Поздороваемся с нашей Родиной:

Здравствуй, Родина моя!

(развести руки в стороны).


III. Актуализация опорных знаний

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с особенной буквой.

- Сегодня с нами на уроке будут работать Емеля, он приехал к нам… на чём? Правильно, на печке.

(Выставляется рисунок Емели на печке)

















-Он предлагает вам игру «Дополни предложение»:

1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

2) Звуки слышим, буквы... (пишем).

3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).

4) После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).

5) После мягких согласных пишется гласная... (и).

– Как отличить согласный звук от гласного?

Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением Валентина Берестова о гласных и согласных:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

IV.Постановка проблемы

- Емеля приготовил для вас ещё одно задание – соотнесите рисунки со звуковыми схемами.

На доске рисунки: оса, ели и три звуковые схемы:

























Дети правильно выбирают схему для слова «оса»; для слова «ели» часть детей выбрали вторую схему, часть – третью схему.

































- Почему задание одно, а ответы разные?

- Сегодня мы познакомимся с буквой, которой обозначают первые звуки в слове ели.

V. «Открытие» нового знания

-  Произнесите хором слово ели по слогам.

Д.  Е-ли.

-  Сколько слогов в слове ели?

Д. Два.

-  Произнесите первый слог протяжно.

Д. [й’э].

Что слышите?

Д. Слияние, в котором 2 звука. Это слияние мягкого согласного с гласным звуком.

На магнитной доске выставляется схема первого слога.



-  Произнесите второй слог. Из чего он состоит?

Д. Из слияния мягкого согласного с гласным.



Выставляется схема второго слога.



-Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первым слогом?



Дети не могут ответить на вопрос.



– Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем одну букву е. Где стоит буква е?

Д. В начале слова.



-  Почему эта буква особенная?



Д. Обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова.

-  Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели?

Д. В слове ели 4 звука, 3 буквы.

-  Исправьте ошибку, если вы ее допустили.



VI. Знакомство с буквами Е, е

-  Какова тема нашего урока?



Д. Буква Е е.



-  На что похожа буква Е е?



Выслушиваются мнения детей. Учитель читает короткие стихотворения, а дети находят в них сравнения предметов с написанием новой буквы:



На дворе – такая жалость –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

(Е. Тарлапан)

Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.

(Г. Виеру)



Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

(В. Степанов)



– Напечатайте в тетради буквы Е, е.

Учитель показывает образец.

V.Физминутка

Емеля.
Емеля шёл, шёл, шёл
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок
Положил их в кузовок.



Емеля шёл, шёл, шёл
Красну ягодку нашёл.
Раз, два, три, четыре, пять

Ягодки в грибках лежат.



VI.Первичное закрепление материала



Игра «Наряди ёлку»



- Ребята, а какое время года стоит на дворе?

- Назовите ваш самый любимый зимний праздник.

- Без чего встреча Нового года будет неинтересной?



Если дети не находят правильного ответа, предложить отгадать загадку:



Что же это за девица:

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год
(ЕЛЬ)

Выставляется рисунок ели























- Пришла к нам в дом ель. Что будем делать дальше? Как готовиться к Новому году?



Нужно ель украсить игрушками.



- Давайте подарим нашей ели шар с буквой М.



Выходит ребёнок и прикрепляет букву

























- Что случилось?

Д. Была ель, получилась мель.

- Какую работу теперь выполняет буква е?

Д. Указывает на мягкость предшествующего согласного.

- Какой звук мы теперь слышим на месте буквы е?

Д. Звук [э].

- Почему так получилось?

Д. Потому что буква встала за согласным.

- Кто из вас знает, что такое мель?

Д. Мелкое место на реке.

- А если мы подарим шар с буквой Ц, то получим слово…



Выходит ребёнок и прикрепляет шар с буквой Ц























Д. Получим слово цель.

- Что такое цель?

Д. это то, к чему мы стремимся, идём.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? К чему мы должны стремиться?

Д. Научиться читать слова с новой буквой, правильно делать звукобуквенный анализ слов с новой буквой и определить, какую работу выполняет буква е.

- Вы можете сказать, какую работу выполняет буква е, когда она стоит в начале слова?



(Обратится к звуковой схеме слова ель)



Д. Обозначает два звука.

- какую работу выполняет буква е, когда она стоит после согласного?

Д. Показывает мягкость предшествующего согласного.

(Обратиться к звуковой схеме слова мель)



Работа с буквой ё

- А что это мы ребята всё о букве е говорим? Ведь у буквы е есть сестрица – озорница. Не назвать ли вам её? Вы узнали? Это ё.



На доске открывается слово ёлка.





- Посмотрите – ка на доску: была у нас с вами зелёная ель, а стала нарядная ёлка.

- Кто хочет составить звуковую схему слова ёлка?



Один ученик у доски, остальные на местах – составляют звуковую схему слова.



- Чтобы нам начать читать, нужно слоги повторять.



Чтение слогов по слайдам



- А хотите что- то ещё узнать о буквах е и ё ?



V.Чтение стихотворение детьми самостоятельно с листочков





Е и Ё - родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки, 

Словно в лесенке гвоздочки.

-Буквы хоть и сестрички, но отличие есть. Одну букву почему-то называют колючкой. Как вы думаете какую?

Прогнозирование содержания по заголовку: стихотворение «Ежинка».

- Давайте попробуем предположить, о чём это стихотворение?

Д.Название похоже на слово снежинка. Может о снежинке.

- Что нужно сделать, чтобы понять, о чём стихотворение?

Д. Прочитать!

Чтение стихотворения по слайдам, дети следят по листочкам.



Ежинка
Соколов-Микитов Иван


В глyбокой прохладной ложбинке

Где летняя травка свежа,

Привольно живется Ежинке,

Единственной внучке Ежа.


Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листом,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом.



Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать,

И Ёжик любимую внyчкy

Заботливо вышел встречать.


И вдруг, запыхавшись, Зайчишка

Бежит, перепуган до слез:

Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинкy в корзинке унёс!


Мелькали берёзы и ёлки,

Зелёный кустарник и рожь.

Подняв, как оружье, иголки

Бежал, ощетинившись, Ёж!


В прохладной пыли на дороге

Он след мальчугана искал,

Он по лесу бегал в тревоге

И внyчкy по имени звал!


Стемнело... И дождик закапал,

Живого следа не найдешь.

Упал под сосной и заплакал

Измученный дедушка Ёж!


А дедова внучка сидела

За шкафом, свернувшись клубком.

Она и взглянуть не хотела

На блюдце с парным молоком!


А yтром к зелёной ложбинке

Из города дети пришли

И дедовy внyчкy Ежинкy

В корзинке назад принесли.


Пyстили на мягкyю травкy:

- Дорогу домой ты найдешь?

- Найдет! - Закричал из канавки

Взволнованным голосом ёж







Работа по содержанию с опорой на текст на листочках

- О чём это стихотворение?

- Кто такая Ежинка? Зачитайте это место.

-Хорошо ли живётся Ежинке в лесу? ( Прочитайте эти строчки).

- Что однажды случилось с Ежинкой? (прочитать)

-Как отреагировал дедушка – ёж на пропажу внуки? (прочитать)

- Что происходило в это время с Ежинкой? (прочитать)

- Как развивались события дальше? (прочитать)

- Как вы думаете, могли события, описанные в стихотворении происходить в жизни?

- Что бы вы сказали тем детям, которые унесли Ежинку в дом?

-Как вы думаете, они хотели навредить Ежинке или это случилось по какой-то другой причине?

- Можно ли забирать в дом лесных зверей?

- Так какую букву из двух сестричек вы бы назвали колючкой? (Ё)

VI. Физминутка

Ветер дует нам в лицо

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.


- При письме люди часто забывают дописывать точки-колючки, и за это буква Е на них обижается. Однажды люди поняли, что поступают несправедливо по отношению к букве Ё и решили попросить у неё прощение за небрежное отношение к написанию точек.

Так в России, в городе Ульяновске 4 сентября 2005 года был открыт памятник букве Ё, чтобы люди помнили, как пишется буква Ё и не забывали ставить точки-колючки.



Слайд памятника букве Ё.



































VII.Рефлексия

- Ребята, мы совсем забыли о нашем госте. Лучшим подарком для него будет составление звуковой схемы его имени. Кто хочет порадовать нашего гостя?

Один ученик составляет у доски, остальные на местах.



- В чём секрет буквы Е и буквы Ё?



- Буквы е, ё, обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной.

- Буквы Е, Ё показатели мягкости предшествующего согласного.



VII.Итог урока:

- Наш урок подходит к концу. Давайте дадим оценку нашему уроку. Как мы работали? (Дружно)

- Кто были именинниками на нашем уроке?

Буквы Е и Ё.

- Что вы сегодня поделитесь своими знаниями с родителями, что интересного вы им расскажите о букве Ё?

(В Ульяновске букве Ё поставлен памятник)

- Благодарю вас за работу на уроке.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гласные буквы Ее, Ёё

Автор: Колпакова Наталья Евгеньевна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка урока по грамоте на тему: "Гласные буквы Е, Ё""
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotkaurokapoghramotienatiemuglasnyiebukvyieio"
    ["file_id"] => string(6) "289004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454699707"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Гласная буква Ёё "
    ["seo_title"] => string(19) "glasnaia-bukva-ioio"
    ["file_id"] => string(6) "194073"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427725044"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему:"Гласные буквы и звуки""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokanatiemuglasnyiebukvyizvuki"
    ["file_id"] => string(6) "318287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460548943"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "«Гласные буквы У и Ю. Х.К.Андерсен «Гадкий утенок» "
    ["seo_title"] => string(52) "glasnyie-bukvy-u-i-iu-kh-k-andiersien-gadkii-utienok"
    ["file_id"] => string(6) "204913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429769902"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Гласная буква Я"
    ["seo_title"] => string(17) "glasnaia_bukva_ia"
    ["file_id"] => string(6) "460471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520006916"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства