Цели:
познакомить учащихся с обозначением звуков [й,а] в начале слова и [а] после согласных буквами Яя;
формировать умение выделять звуки [й,а] из речи, формировать навык чтения;
развивать фонематический слух, устную речь, память, мышление, внимание, воображение учащихся. прививать интерес к чтению; воспитывать прилежность, усидчивость.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний. Постановка учебной цели.
– Какие гласные буквы знаете? А звуки? Назовите признаки гласных звуков. Их можно петь, воздух не встречает препятствий, образуют слог.
– Какие из них обозначают мягкость согласного звука? Приведите примеры
– Назовите хитрые буквы, которые могут обозначать сразу два звука.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с ещё одной хитрой буквой.
3. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Выделение звуков
- Отгадайте загадки:
Круглые зеленые на дереве растут,
Как бочок краснеет, тут их и сорвут.
Сладкие и спелые соберут в корзинку.
Все на вид красивые, прямо как с картинки. Яблоки
Стукнешь о стенку — а я отскочу,
Бросишь на землю — а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу,
Смирно лежать я никак не хочу! Мяч
Рассматривается слово яблоки.
- Сколько слогов в слове? Произнесите первый слог.
Определяется, что он состоит из двух звуков, образовавших слияние [й’а]:
[й,] – согласный, мягкий, звонкий; [а] – гласный, и т.д.
2. Знакомство с буквой
- Принято обозначать слияние звуков [й’а] не двумя буквами, а одной буквой Я. Когда мы называем эту букву, то сразу произносим два звука [й’а].
Рассматривается слово мяч.
- Сколько слогов в этом слове? Один
- Какой гласный звук вы слышите? [а]
- А что можете сказать про первый согласный звук? Он мягкий
Вывод: Если мы слышим звук [а] после мягкого согласного, то обозначаем его буквой Я.
Буква Я – гласная, она смягчает впереди стоящий согласный звук, то есть является показателем мягкости согласных звуков.
Эта буква может обозначать один или два звука: два звука [й,а] в начале слова; один звук [а] – после мягких согласных.
- На что похожа буква я?
Восхваляет лишь себя
Забияка буква Я.
Букв огромная семья,
А она всё я, да я!
Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
Я – буква, слог и слово!
Куча яблок на прилавке…
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.
IV. Формирование практических умений и навыков
1. Печатание буквы Яя на раздаточных листах
2. Работа по учебнику Букварь с. 54-55
Дети читают столбики слогов и слов.
Вывод: чтобы прочитать букву Я в начале слова, надо произнести два звука [й’а], а чтобы прочитать эту букву после согласной, то надо произнести один звук [а].
Чтение стихотворения «Яша» с. 54
– Найдите и прочтите слова, в которых буква я обозначает два звука [й’а].
Ялик — небольшая шлюпка с одной или двумя парами вёсел.
3. Развитие речи учащихся
Чтение сказки «Яблоко» с. 55
- Почему поссорились зайка и ёжик?
- Как вы думаете, что сказал медведь?
4.@Работа в прописи с. 22-23
- А сейчас мы с вами научимся писать строчную и заглавную буквы я Я.
Работа со звуковыми схемами: як, рябина, яблоко.
5. Работа по учебнику Спутник букваря с. 64-65
№ 1 – чтение слогов с ускорением
№ 2 – составление слов из слогов
№ 4 – чтение текста «Семья»
№ 5 – чтение скороговорок
V. Подведение итогов урока.
- Что интересного о букве Я вы можете рассказать?
- Почему буква Я особенная?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Вы – молодцы! Хорошо потрудились!
H Домашнее задание: Спутник букваря стр. 65 выразительно читать