1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
II. Речевая разминка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | – Пропойте по «ленте букв» гласные звуки | Поют буквы | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Сегодня на уроке мы узнаем еще одну гласную букву | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем | Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 111) | Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов | На доске размещены предметные картинки с изображением яблоко и маяка и начерчены схемы к этим словам. – Рассмотрите картинки. – Давайте выполним слого-звуковой анализ слов, обозначающих рисунки. – Произнесите слово яблоко по слогам. – Сколько слогов в слове? – Какой первый? – Какой второй? Третий? – Медленно произнесите первый слог [й’аб]. Он состоит из трех звуков. Два звука, образовавшие слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной. | Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов. – Первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй и третий слоги – это слоги-слияния | Производят слого-звуковой анализ слов яблоки, маяк: определяют количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делают вывод о том, что если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]. Анализируют схемы-модели слов. Обозначают слияние [й’а] буквой я. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы я | Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов |
| | Какое еще слияние двух звуков обозначается одной гласной буквой? – Выполните анализ слова маяк. – Если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а] | – Слияние еще двух звуков обозначается одной гласной буквой е | (обозначать целый слог-слияние – два звука). Сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись. Выявляют способ чтения буквы я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Делать вывод о чтении буквы я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов | |
2. Знакомство с бук-вой Я | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | Показывает на «ленте букв» букву Я. – Это буква Я. Читать слова с буквой я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука [й’а]. – На что похожа буква Я? Куча яблок на прилавке... И заметил, я друзья: Если б яблоку две лапки, Сразу б вышла буква Я. | Находят букву Я на «ленте букв». Высказывают свое мнение | Находят букву Я на «ленте букв», определяют ее место среди других букв. Моделируют ее из шнурка или нитки | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
| | – Выложите из шнурка или нитки букву Я | Из шнурка или нитки выкладывают букву Я | | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | На болоте две подружки – Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям – физкульт-привет! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Чтение слогов-слияний и слов | Коллективная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте слоги. – Мягкими или твердыми являются согласные перед буквой я? – Прочитайте слова. – Сколько звуков вы слышите, произнося букву я? | Хором читают слоги-слияния и слова с буквой я. – Согласные перед буквой я мягкие | Наблюдают над произнесением согласных в слогах-слияниях с я. Делают вывод (под руководством учителя): если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [’а], то пишется буква я. Обозначают буквой я гласный звук [’а] после мягких согласных | Коллективный. Чтение, беседа |
4. Работа с текстом (учебник, с. 111) | Фронтальная, парная. Словесный, практический. Чтение, беседа | – Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию. – Поработайте в паре: составьте к тексту вопросы и ответьте на них | Читают текст. Работают в паре, задают друг другу вопросы по тексту и отвечают на них | Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Формулируют вопросы по тексту | Фронтальный. Устные ответы, чтение |
5. Работа с картой (учебник, с. 110) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с картой, беседа, рассказ | – Рассмотрите карту. Это изображение нашей страны. Что вы видите на карте? – Составьте рассказ (задание в учебнике) | Рассматривают карту. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ о своей малой родине, о Родине | Составляют связный рассказ с опорой на предложенные слова, привлекая имеющиеся знания. Соблюдают логику изложения | Фронтальный. Устные ответы, рассказ |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа с пословицами (учебник, с.110) | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, чтение | – Прочитайте пословицы. – Объясните смысл пословиц. – Найдите в пословицах букву я | Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву я | Анализируют пословицы, высказывают свое мнение | Фронтальный. Устные ответы, рассказ |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |