Просмотр содержимого документа
«"Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи"»
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи».
Учитель: Осипова Екатерина Борисовна
Место работы: МБОУ СОШ №17
Должность: Учитель начальных классов
Предмет: Русский язык
Тема урока:Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи
Класс: 3
Предметная программа и ее автор: «Школа России» (учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. 3 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение, 2021 г.)
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель и задачи урока:
Цель: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи.
Задачи:
-повторить имеющиеся у детей знания о частях речи;
-формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
-обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;
Определение роли глагола в предложении.
Планируемый результат: Предметные: повторить глагол как часть речи; формировать умение распознавать глаголы и употреблять их в речи; развивать внимание и память учащихся; обогащать словарный запас.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; -формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
оценивать свои достижения при выполнении заданий урока;
- воспитание интереса к предмету.
Метапредметные:
-умение ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, делать выводы.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Материал:
Ход работы:
1.Организационный момент:
Добрый день, ребята! Сегодня мы будем работать с пользой и девизом нашего урока предлагаю сделать следующие слова « Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь» (девиз вывешивается на доску) Как вы понимаете эту фразу?
Ребята, сейчас вам необходимо отгадать загадки, а ответы на них вы будете записывать в столбик. Кто отгадает, выходит записывает у доски, остальные записывают в тетради.
Нужен он нам для ума,
Посуди, дружок, сама:
За день сил уходит много,
Надо их вернуть немного.
Вот для этого и нужен
Нам с тобой приятный (Ужин)
Невидимкой, осторожно.
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это-клён, а это – ива.
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! ( Мороз)
Утром встал, охота есть,
За стол значит надо сесть.
Прием пищи как назвать,
Когда еще мог спать и спать? (завтрак)
Он на маму так похож,
Но его не проведешь!
Он заботится о нас.
У него детей весь класс! (учитель)
Молодцы, а теперь проверим, все ли слова написаны правильно? Если кто-то видит ошибку, поднимите руку. Для чего мы учим словарные слова?
-Какой частью речи являются эти слова? (имя существительное?) Как вы это определили? (отвечают на вопросы кто? что?)
Добавьте к этим именам существительным признак, чтобы придать более красочное описание (поздний ужин, крепкий мороз, вкусный завтрак, добрый учитель).
Проверяем, что у нас получилось? (дети зачитывают словосочетания)
Какой частью речи являются слова, которые вы добавили к именам существительным? Что вы знаете об этой части речи?
А теперь измените имена существительные так, чтобы они обозначали действие предмета.
( ужинать, морозить, обедать, учить).
На какой вопрос отвечают эти слова? Как будут называться эти слова?
Назовите тему сегодняшнего урока? Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи
Можем ли мы сказать, что эта тема совсем новая для вас?
Итак, давайте определим цель и задачи нашего урока:
- вспомним что обозначает глагол и его признаки;
- научиться распознавать глагол среди других частей речи;
(вывешивается на доску)
3. Работа по теме урока:
Сейчас я вам прочитаю стихотворение про глагол.
Мы знаем о глаголе уже немало. Однако не все. Глагол - самая сложная часть речи русского языка. Слово глагол в Древней Руси обозначало речь. А еще «Глаголь» - это старинное название буквы Г.
Предлагаю вам поработать в паре, у вас на партах лежат листки с именами существительными. Вам необходимо подобрать к этим словам как можно больше глаголов.
Мальчик
Птица
Рыба
Снежок
Камень
Девочка
Медведь
Солнце
Цветок
Ребенок
Молодцы ребята, много подобрали глаголов. А теперь посмотрите на экран. Вам необходимо найти глаголы, которые употреблены в переносном смысле.
4. Физкультминутка
Я буду называть глаголы, а вы будете действиями их показывать: