Просмотр содержимого документа
«Глагол, как часть речи»
Конспект урока русского языка в 3 «А» классе
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов.
Цель: способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи
Задачи: - повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;
- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;
- определение роли глагола в предложении.
Планируемые результаты:
Предметные:
-проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Личностные:
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- оценивать ход и результат выполнения задания;
- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;
- уметь работать в парах
- внимательно слушать друг друга;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с информацией:
- работа с материалом учебника;
- искать и выделять необходимую информацию.
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); рабочая тетрадь на печатной основе (автор В.П. Канакина), карточка с заданием для работы в паре, в группе.
Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей на уроке.
Ход урока
I.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом.
- А теперь посмотрите слайд и прочитайте высказывание.(Слайд 1)
- Как вы объясните данную пословицу?
Кто не стыдится спрашивать, узнает многое.
-Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать
Не то беда, что мы всегда Чего – нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам,
Чего не знаешь, не умеешь, Тогда добьёшься своего, Узнаешь, поумнеешь.
II. Актуализация знаний и постановка темы урока. Самоопределение.
Cловарная работа
- Прочитайте слова. (На доске: с…рень, инт..ресный, ч…рный, …дуван..чик, п..мидор, ж…вотн..е, а (кк, к)…уратный, к…(лл,л)..ктивный)
- Что вы о них можете сказать?
- На какие 2 группы можно разделить? Запишите каждую группу в отдельный столбик, вставьте пропущенные буквы.
- Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.
- Что вы знаете об имени существительном?
- Что знаете об имени прилагательном?
2. - Ваше следующее задание: расшифровать тему нашего урока. (Слайд 2)
- Уберите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
П
Х
Г
Л
С
Ш
А
Г
К
О
Л
-Какое слово получилось? (Глагол)
- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?
- Какие задачи мы должны сегодня решить? (Вспомнить, что называется глаголом. Что обозначает, на какие вопросы отвечает, будем тренироваться в поиске глаголов в предложениях)
- Глагол – это самая сложная часть речи русского языка.
(Слайд 3)
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык»
(Слайд 4) А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».
Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.
III . Работа по теме урока
Наблюдение над ролью глаголов в речи (Текст на карточке)
- Прочитайте текст (Слайд5)
Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел.
- Назовите части речи, которые использованы в тексте.
- Что вы можете сказать о тексте? (Понравился ли вам текст? Всё ли было понятно?)
- Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?
- Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова, какой части речи надо использовать? (Глаголы)
- Запишите текст, который у вас получился.
(Учащиеся записывают предложения, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.)
- Почему неподвижная картинка ожила? (В тексте появилось действие)
- С помощью, какой части речи это произошло? ( С помощью глаголов)
- Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события)
- На какие вопросы отвечают?
- Что обозначают?
- Сравним выводы с выводами в учебнике на стр. 101
Физминутка
Продолжение работы над темой урока.
Закрепление изученного материала.
– Что вы можете рассказать о первом предложении в записанном тексте. (По классу карточки с характеристикой предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное, простое, сложное, распространенное, нераспространенное)
(Учащиеся выбирают подходящие карточки)
- Чем отличается первое предложение от четвертого? (Первое предложение нераспространенное, а четвертое распространенное)
-Как вы определили?
- Подчеркнем грамматическую основу: 1 вариант в первом предложении, 2 вариант - в четвертом.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте.
- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
- Подчеркните грамматическую основу в других предложениях.
2) (На доске карточки со словами: художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр)
-Прочитайте группу слов. Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.
Подберите к каждому сущ. подходящий глагол.
- Запишите нераспространенные предложения.
- Подчеркните грамматическую основу.(Один ученик работает у доски)
- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
Включение в систему знаний и повторение
(Работа по учебнику)
- Ребята, как вы считаете, почему дятла называют трудолюбивым? (Ему надо построить дупло, добыть пропитание или сок, вылечить дерево и вырастить потомство)
- А какого человека могут назвать трудолюбивым? (Высказывания детей: не ленится, любит трудиться, выполнять работу) Какой антоним к слову трудолюбивый? (Ленивый)
- В продолжение этой темы прочитаем стихотворение в №170 стр. 100
- Какова главная мысль стихотворения?
- Выпишите глаголы. (Проверка: учащиеся по цепочке называют глагол вместе с вопросом)
- Рассмотрите рисунки. Составьте по ним предложения и запишите. Над глаголом укажите часть речи: гл. (Один ученик у доски)
- Найдите последнее задание в упражнении. Выполните его.
-Какую пословицу выписали (Рабочие руки не знают скуки)
Самостоятельная работа
- Выполните задание №1 стр. 41 в рабочей тетради.
Итог урока. Рефлексия.
Подведем итог урока. (Слайд 6)
Что такое глагол? (Часть речи)
На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделать?)
Что обозначает? (Действие предмета)
Каким членом предложения является? (Сказуемым)
- Кто испытывал трудности сегодня на уроке? Какие?