Просмотр содержимого документа
«"Глагол как часть речи"»
Тема: «Глагол как часть речи».
Цель: Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Глагол».
Задачи:
- Систематизировать теоретический материал уроков.
- Закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи: неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописание безударных личных окончаний глагола.
- Формировать интерес к урокам русского языка, умение организовывать и оценивать свою деятельность
- Воспитывать любовь к родному языку; интерес к предмету; умение работать в группах, (парах)
Оборудование:
Учебник “Русский язык” 4 класс
Карточки с заданиями для работы в парах.
Индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.
- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро. Давайте поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть, поприветствуем друг друга.
-А теперь поиграем в игру «Не ошибись!». Её цель – проверить, как вы умеете определять время глагола.
( раздаю карточки с одним словом , 1 ряд получает карточки белого цвета, 2 ряд – жёлтого, а 3- зелёного).
-Условия игры: по очереди с каждого ряда выходят ученики и кладут свою карточку в конверт. На доске 3 конверта, на которых написано: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.
После игры содержимое конвертов учитель предлагает проверить ученикам.
Оцените себя по критерию «Умение определять время глагола».
Карточка № 4
– Перед вами текст с ошибками. Эту проблему вам предлагаю решить вместе с соседом по парте. Есть подсказка, что надо искать глаголы 2 лица единственного числа.
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы блестят на солнце.
Проверяем.
– Верно, слово пойдёшь надо писать с мягким знаком. Докажи. / Ты что делаешь? 2 лицо/
– Верно, слово подойдёшь надо писать с мягким знаком. Докажи./ Ты что сделаешь? 2 лицо/
– Верно, слово разглядишь надо писать с мягким знаком. Докажи. /Ты что сделаешь? 2 лицо/
– Верно, в слове увидишь 2 ошибки. Какие ? /Окончание –ишь ,т.к. гл.-иск., и –ь на конце/
Вывод к доказательству.
Какие трудности у вас возникали в процессе работы?
Скажите, а для чего нужны глаголы в речи?
/Для обогащения и разнообразия речи, связи слов в предложении./
– Спишите текст, выделите окончание в словах, в которых были ошибки. Определите спряжение.
-Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.-Что такое фразеологизмы?
(В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Используется он, чтобы подчеркнуть эстетику выражения. Фразеологизм обычно имеет переносное значение и заменяется одним словом, например: заруби себе на носу – запомни, прикуси язык – замолчи.
Игра «Замени одним словом»
Ребята, сейчас поработаем устно. Я буду называть вам фразеологический оборот, а вам нужно заменить его одним глаголом. Определи спряжение глагола.
Зарубить на носу (запомнить)
Водить за нос (обманывать)
Унести ноги (убежать)
Надуть губы (обидеться)
Клевать носом (засыпать)
Бить баклуши (бездельничать)
Чесать языки (болтать)
- Какой формой глагола вы заменили фразеологический оборот? (неопределенной формой глагола)
Оцените себя по критерию «Умение определять спряжение глагола».
Карточка № 5
Задание «Четвёртый лишний».
Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. Подчеркните
- Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее. Выписать лишнее слово (1 ученик у доски)
Трещу, скрипишь, вою, скулим. (Скрипишь – этот глагол стоит во 2-м лице, а остальные глаголы – все 1 лица.)
Встречают, визжит, скрипит, дует. (Встречают – глагол стоит во мн. числе, а остальные глаголы – в единственном числе.)
Прочитаем, играет, запишем, нарисуем. (Играет– глагол настоящего времени 3 лица ед. числа, остальные глаголы – будущего времени 1 лица мн. числа.)
Проверка задания (самопроверка)
Оцените себя по критерию «Умение определять лицо и число глагола».
Над какой задачей мы трудились? Справились? (да)
-Вот и закончилось наш урок по стране «Глаголы». Вы вооружились знаниями, которые пригодятся в дальнейшем обучении.
Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме : “Глагол”.
Зеленый кружок возьмет тот, кто при изучении темы “Глагол” получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.
Желтый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.
Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнение заданий.
На доске листы А4 – на одном контур круга зеленого цвета, у другого – желтый, у третьего – розовый.
-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её? (да)
Задачи, цели выполнили
А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.
Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.
Нам предстоит выполнить ещё много заданий. Но сегодня мы выполнили всё.
Мне сегодня было приятно с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого- то что- то не получилось, - не беда. Всё равно с каждым уроком вы становитесь умнее.
Дом. зад : с. 105, упр. 491, сочинить сказку о глаголе по данному началу “Жил-был Глагол” (по желанию учащихся).