Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи" в 4 классе. Материал имеет необычное начало , в котором говориться о том что, давным-давно люди разговаривали на одном языке и в ходе строительства Вавилонской башни произошёл разлад , из- за чего Бог раздал людям языки и конфликт был улажен.Так же ходе урока используются различные примеры из стихотворениий на разных языках что способствует укреплению дружбы между народами!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи. »
Григорьева Марина Александровна
МБОУ «Лицей №1» г. Зеленодольска
Республики Татарстан
Тема: Глагол как часть речи.
Цель: Обобщить знания о глаголе как части речи;
*Отрабатывать навыки определения времени глагола, числа. Правописание
родовых окончаний глагола в прошедшем времени;
*Развивать устную и письменную речь;
* Воспитывать любовь к родному языку.
Наглядность: учебник, раздат. материал.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Слово учителя
А) В священных книгах есть упоминание о том, что люди в древности разговаривали на одном языке и были дружны. Пытаясь быть выше Бога, стали строить высоко- высоко В небо Вавилонскую башню. Бог прогневался, разрушил башню и дал им разные языки. У нас в России граждане говорят более чем на 100 языка?,. А вот русский язык стал языком межнационального общения. / / (слайд 2 Вавилон)
Б) И сегодняшний урок я хочу начать с высказывания русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой
* запишите эту фразу в минутке чистописания. Обратите внимание на правильное соединение букв ( нижнее им и верхнее мы)
* выделите орфограмму.
4. Повторение пройденного
1)Если перевести слова речь и слово / / (слайд 4 Речь и Слово)
(показываю из стихотворения)на греческий язык , то мы услышим известное нам слово ГЛАГОЛ. И тема нашего сегодняшнего урока «Закрепление пройденного по теме «Глагол».
2) Подберите однокоренные слова к слову глагол / / (слайд 5 Однокоренные слова)
Глагол- глаголить, разглагольствовать
Может быть кто слышал лексическое значение этих слов? // (Слайд 6 Лексич. ) Посмотрим из словаря Даля. .
3) Глаголить - говорить
Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.
В древности были ещё слова с тем же корнем например Глаголица// (слайд 7 Глаголица)
5. Работа с предложением
А сейчас запишем предложение с этим словом и сделаем синтаксический и морфологический разбор.
Глаголица была первой славянской азбукой..// (слайд 8 Разбор предложения)
6. Обобщение
Итак, ребята мы узнали с вами о глаголах, которые исходят из глубины веков.
7 . А сейчас мы с вами немножко поиграем.
Игра «Короткий ответик»
1. Глаголы обозначают. (Действие, состояние)
2. Отвечают на вопросы.
З. Постоянный признак глагола.(вид, спряжение)
4. Непостоянный признак глагола.(время)
5. Глаголы спрягаются Т.е. изменяются по лицам и числам.
б. Глаголы какого спряжения имеют личные окончания ешь, ет, ем, ете.
Ут, ют -1 спр. 7. Перечислите время
А все наши ответы можно записать в таблицу.! / (слайд 9 Таблица)
8. Переходим к следующему этапу работы. В начале урока мы говорили о том, что народы у нас разные, а вот смысл у пословиц одинаковый.
А сейчас проверим личное окончание глаголов.
Пословицы
Татарская. послов. С хорошим другом горы свернёшь, с плохим другом горя хлебнёшь.
З Л.ед.ч
Узбекская послов. Друг в лицо смотрит, а враг- вослед.
З Л.ед.Ч
Русская послов. Дружба правдой крепнет.
Подчеркните личные окончания. В скобках укажите лицо и число.
Запишите понравившуюся пословицу.
Физ.минутка МуЗыкальная (про глагол и про тире и про дождик на дворе ... )
9. Работа с учебником с. 107 Упр. 4 по вариантам
1 вар. 2 вар.
Слушаешь- 1 скл. Спрашиваете-1 скл.
Думаете-1 скл. Лечит- 2 скл.
Изучаем-1 скл. Требуешь- 1 скл.
Ребята недалеко время, когда вы будете сдавать ЕГЭ. Сейчас мы с вами проведём работу, которую можно считать началом подготовки к ЕГЭ.
10.Тест
1. Глаголы изменяются по числам?
а ) изменяются;
б) не изменяются.
2.Слова которые отвечают на вопросы что делает? Что сделает? Обозначают глаголы ...
А) единственного числа;
Б) множественного числа.
3.Перед глаголами бывают:
А) Предлоги;
Б) приставки;
4. Сколько лиц имеют глаголы?
А) 1 лицо
Б) 2лица
В) 3 лица
Оценки. Д/З стр. 107 упр.5
Сегодня на уроке мы с вами не только повторяли всё о глаголе как части речи, но и коснулись такой великой темы как слово, язык. Которые нам ещё раз доказали значимость русской речи и величины русского слова.
И в конце нашего занятия я хочу вам прочитать стихотворение С.Я. Маршака. Это стихотворение не теряя своего смысла звучит на 3 языках . Я хочу вам прочитать на чувашском и русском языках. А на татарском языке вы прочитаете дома и в переводе на русском языке дома найдите в стихотворении глаголы и разберите их.
На чувашском языке. На русском языке
Петем халохсем валли тенче Мир всем народам на свете
Пурне те, пур щул Щер щинче Всем есть простор на планете
ЩУТО,пуянлох,паллох Свет и богат и велик,
Пирен Ращей ачисем Наши российские дети
Шапла веренеще челхене! Так изучают язык!
На татарском языке
Тынычлык улдеге ботен халыкка
Планетада иркенлек бар барсына
Донья бай да ул, боек те
Безнен рессей балалары
Шулай телне ой рене.
11.Итог урока:
- Какую часть речи сегодня повторяли?
- Что обозначает глагол?
- Что особенного запомнилось, о чём сегодня расскажите своим родителям?