Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация). | Деятельность обучающихся | Время в минутах | Название используемых ЭОР (указанием порядкового номера) | Комментарий, примечание |
Психологический настрой на урок Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством упражнения психологического тренинга | -Здравствуйте, ребята. Я так рада нашему знакомству. Сегодня необычный урок окружающего мира для вас и для меня, поэтому пожелаем друг другу удачи. Повернитесь друг к другу лицом. Коснитесь мизинчиками друг друга и скажите «желаю», теперь безымянными пальчиками «тебе», и далее «удачи» «во всем», «успехов», а теперь всей ладошкой «тебе на уроке». | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Выполняют упражнения психологического тренинга | 1мин. | Слайд 1, 2 | Психологический настрой. Воспитательный момент. Поднятие жизненного тонуса. |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Постановка учебной проблемы. Самоопределение к деятельности. | - У: на прошлом уроке вы совершили интересное путешествие в самые жаркие районы мира, покажите на карте, где живут слоны? Как эти места называются? -Д: Саванна, тропический лес (джунгли). - Кого мы можем здесь встретить? К нам на урок пришел муравьишка, который уверяет , что видел в Африке во время сафари, обыкновенную ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в Африке? -У: А мудрая черепаха каждый день видит воробьев, голубей, сорок? Почему они не улетели на юг? -У: Почему остались? -У: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодня на уроке? - У: Да, мы попытаемся выяснить, почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать в наших краях. | Диалог с учителем Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; Делают вывод о чем пойдет речь на уроке. | 5мин. | Слайд 3, 4, 5, 6, 7, 8 | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Проблемный вопрос, выход на тему урока |
Открытие новых знаний. Изучение нового материала. Цель: организация работы по изучению и повторению учащимися перелетных и зимующих птиц; активизировать желание непосредственного участия в заботе о зимующих птицах. | - У: Птицы которые остаются в родных краях называют зимующими, у них с осени образуется толстый сой подкожного жира, поэтому они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все - таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из 10 примерно 1-2 доживают до весны. Как мы можем помочь им? -Д: -У: Давайте познакомимся с зимующими птицами по ближе. -У: Черный жилет , красный берет, Нос как топор , хвост как упор. (прикрепила на доску табличку к зимующим птицам) - Д: Дятел. Сообщение ученика. -У: Ребята, а кто знает эту птицу? - Д: Поползень. ( прикрепила к зимующим птичкам) -У: А о еще одной зимующей птички муравьишка принес загадку. Озорной мальчишка, в сером армячишке, По двору шныряет, крохи собирает. -Д: Воробей (прикрепила) -У: какие вы молодцы, а следующую загадку отгадаете? Спинкою зеленовата, животиком желтовата, Черненькая шапочка и полоска шарфика? -Д: Синичка (прикрепила) -У: Почему зимой мы часто можем видеть эту птичку, а летом с ней не встречаемся? -Д: Рассуждают. (Летом они в лесу питаются, а зимой они за помощью прилетают к домам) -У: а это что за гостья? -Д: Галка. (прикрепляю) -У: А это что за птица? Всю ночь летает – мышей добывает? А станет светло, спать летит в дупло. -Д: Сова. (прикрепляю). Совы очень интересные птицы. О них сложено очень много сказок. Из – за необычной внешности страшного голоса, бесшумного полета, и ночного образа жизни, люди боялись этих птиц, подробнее о совах нам расскажет. - У: Ребята, вот сколько птиц остается с нами зимовать. -У: Мы познакомимся и с перелетными птицами, но сначала немного отдохнем. | Работают с информацией, представленной в презентации. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Работают с информацией, представленной учителем. Отгадывают загадки. Слушают сообщение ученика. дополнительный материал. Продолжают разгадывать загадки. Вывод на основе доказательств | 10 мин. | Слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18, 19, 20 | Организуется фронтальная работа по постановке учебной задачи Постановка проблемной ситуации Сообщение ученика. Поддержание психологической комфортной ситуации на уроке. Создание проблемной ситуации. Фронтальная работа Сообщение ученика.
|
Физминутка: | Руки подняли и покачали, это деревья в лесу. Кисти встряхнули ветер, сбивает росу. В стороны руки плавно помашем , Это к нам птицы летят, Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. | Учащиеся выполняют упражнения, слушая задания учителя | 1 мин | Слайд 21 | Выполнение физических упражнений для снятия усталости |
Работа по теме урока Контролирующее задание. | -У: А сейчас мы с вами поработаем в тетради с. 14.(пропедевтика) Работать будем парами. Знаете ли вы этих птиц? Приставьте, что эти птицы спорят, кому улетать в теплые края, а кому оставаться? Помогите им принять решение. 1. Синица, 2. Ласточка(закрашиваем кружок), 3. Дятел. 4. Зяблик.(закрашиваем), 5. Поползень, 6. Жаворонок.(закрашиваем). -У: Давайте познакомимся поближе с перелетными птицами. Назовите еще раз из рабочей тетради перелетных птиц, которых вы отметили? Продолжаем. -У: Он прилетает каждый год, туда где птичий домик ждет. -Д: Скворец. (прикрепили) -У: Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели Голосистее, нежней, кто же это… -Д: Соловей.(прикрепили) -У: Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу, на ходули Им с ходулей не сойти. -Д: Журавль. (прикрепили) | Поиск информации в учебнике. Работа в парах. | 7 мин | Слайд 22, 23, 24,25, 26, 27, 28,29, 30, 31, | Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию. Осуществление контроля
Постановка проблемной ситуации |
Физкультминутка Контролирующее задание | -У: Ну что, ребята, запомнили, какие птицы зимующие , а какие перелетные? Давайте проверим. Встаньте из-за парт, когда я буду называть зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки вверх, как будто собрались улетать. Ласточка (полетели), поползень(присели), жаворонок (полетели), дятел(присели), зяблик(полетели), соловей (полетели), воробей (присели), синица(присели), скворец(полетели), галка(присели), сова(присели), журавль(полетели). | Выполняют физические упражнения. Повторяют изученный материал. | 3 мин. | Слайд 32 | Обеспечить контроль за выполнением задания. |
Проблемно-поисковая работа. ПР с картой ПР парами в тетради ПР с картой ПР парами в тетради | -У: Ребята рассмотрите рисунки и подумайте, почему многие птицы улетают на зиму в теплые края? (Улетают птицы не из-за холодов, а из- за не хватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений. ) - Но что самое интересное, места зимовок и маршрут пути большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной они возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году. Рассмотрите карту, которую составили ученые. На ней видно, где обитают перелетные птицы на примере ласточки летом, а где зимой. Куда улетает ласточка на зиму? -Д: Африка, Азия. -У: какую дальнюю дорогу приходится их преодолевать, и этот долгий путь преодолевают, конечно, не все. -У: Давайте в рабочей тетради отметим перелеты ласточек. Синими стрелками покажем направление осенних перелетов. Вы обратили внимание это задание повышенной сложности, поэтому работаем парами. Теперь красными стрелками обозначьте направление их весенних перелетов. -У: Кто может на карте показать район, где ласточки проводят лето (центральная часть материка Евразия и Север Африки),а покажите где они проводят зиму(центральная и южная Африка и южная Азия) -У: Как вы думаете, все ли перелетные птицы зимой находятся в тех же местах что и ласточки? -Д: Рассуждения. - У: Рассмотрим на примере журавлей. Посмотрите на экран, в каких местах журавли проводят лето? Д: Северная и центральная часть материка Евразия. -У: Куда улетают на зиму? -Д: Север и Центр Африки, Южная Азия. -У: Отметьте в р.т с 15 прилеты журавлей. - У: В прошлом, когда птичьи перелеты не были изучены, люди задумывались, куда же птицы улетают. Некоторые утверждали , что птицы улетают на луну, будто добираются туда за 60 дней, и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, но считали что летят только большие и сильные, а маленькие путешествуют пристроившись на спинах больших. Сейчас конечно ученые выяснили, что наши пташки улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку. | Осуществляют самооценку, взаимопроверку;
Практическая работа с физической картой мира
Практическая работа в рабочей тетради. Выполняется в парах
Практическая работа с физической картой мира
Выполняют упражнения с учителем. | 8 мин. | Слайд 33, 34, 35, 36, 37, 38, | Обсуждение проблемных вопросов. Обучение формулированию собственного мнения и аргументации. Исследовательская работа Задание повышенной сложности. Исследовательская работа |
Постановка проблемного вопроса Открытие новых знаний | А как ученые узнали , где зимуют птицы? Вам подскажут рисунки в учебники на ст. 17, выскажите свои предположения. - У: Совершенно верно, ученые узнали, об этом надевая на лапки птицам кольца. Как эти кольца могли помочь ученым? -Д: Рассуждения. - У: на каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована. Когда кто то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. | Высказывают свои предположения | 2 мин | Слайд 39,40, 41, 42, 43. | Работа с информацией, представленной в учебнике. |
Итог урока. Рефлексия деятельности. | -У: Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам провести викторину, по изученному материалу. 1 вопрос. Птицы делятся на 2 группы зимующие и….? 2 вопрос Когда перелетные птицы к нам вернуться? 3 вопрос По какой причине улетают перелетные птицы? 4 вопрос Выдели лишнюю птицу в этой группе: сова, синица, ласточка. Почему? 5 Вопрос Выдели лишнюю птицу в этой группе: Жаворонок, ласточка, зяблик, нет лишней птицы. У: Наш урок подошел к концу, мы сегодня узнали много нового и интересного, но я хочу попросить вас оценить нашу работу. Если вам было интересно, все понятно, поднимите желтую улыбку, а если были какие-то сложности поднимите красную улыбку. Спасибо за урок. И напоследок Сова дает вам задание, узнайте, чем отличается жизнь птиц в теплых краях во время зимовки, от их жизни на родине. | Аргументируют свои ответы Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | 3 мин. | Интерактивный тест «Птицы» Слайд 1-12 | Контроль и оценка своей деятельности Фронтальная работа по изученной теме. Задание выполняется по желанию учащихся. |