kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Где зимуют птицы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 1 классе по окружающему миру. Тема урока: "Где зимуют птицы?".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Где зимуют птицы?»

Конспект урока окружающего мира

в 1 классе по теме













«Где зимуют птицы?»





























Подготовила учитель начальных классов

Сметанникова Н.Ю.

Цель:

- провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года;

-расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных.

Задачи:

 1. Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.

2. Формирование исследовательских умений:

- проводить наблюдения;

- работать с дополнительной литературой;

- представлять результаты исследовательской работы;

3. Воспитывать заботливое отношение к птицам. 

Планируемые результаты:

 - научатся различать наиболее распространенных зимующих птиц;

- знать причины перелётов птиц в тёплые края;

 - научиться делать кормушку из бумажного пакета;

 - подбирать корм для птиц;

 - повторят правила бережного отношения к окружающей среде

Метапредметные УУД:

Регулятивные: оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем.

Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие номы речевого этикета; работать в паре.

Личностные: осознают ценность и умений, приобретенных при изучении предмета “Окружающий мир”.


 Оборудование: учебник «Окружающий мир» (Плешаков А.А.), аудиозаписи: П.И.Чайковский «Времена года», голоса птиц, иллюсирации зимующих птиц, ребусы, модель кормушки, силуэты птиц для раскрашивания, листы экспресс-опроса.


Ход урока.  

I. Организационный момент .

Учитель:

- Здравствуйте. Садитесь.

- Ребята! Сегодня у нас на уроке гости!

- Повернитесь, улыбнитесь!

- Молодцы!

- Сегодня мы проведём необыкновенный урок. Не покидая нашего класса, мы совершим путешествие в зимний лес. А по дороге я расскажу вам сказку.

На фоне музыки П.И.Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» учитель повествует:

- Сошлись как-то вместе четыре волшебника-художника : Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

Учитель открывает картину, на переднем плане – ели и берёзы, вдали еловый лес. Под деревьями следы птиц. К берёзе прикреплена модель кормушки.

- Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках. Ступает тихо, неслышно. Белым, ровным слоем покрывает снег землю. Поля и поляны теперь – как гладкие чистые страницы гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».

Днём идёт снег. Кончится – страницы опять чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. А кто был? Что делал?

II.Актуализация знаний.

Учитель:

-Чьи же следы вы видите на нашей лесной поляне?

Подготовленный ученик описывает ситуацию на картине.

Ученик: Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом…

Учитель: Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

Дети: Зимующие.

Учитель: Правильно. А чем питаются зимующие птицы, где находят себе корм?

Дети: Семенами, почками деревьев. Насекомыми, личинками Доставая их из-под коры деревьев.

Учитель: Что для птиц страшнее: голод или холод?

Дети: Голод. Холод легче пережить , если ты сыт.

Учитель: Может ли человек как-то помочь птицам пережить зимние холода?

Дети: Человек может сделать кормушки и подкармливать птиц.

Учитель: Поднимите руку те, у кого есть кормушки.

Ответы детей.

Учитель: Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку.

Дети: Воробьи, голуби, галки, вороны.

Учитель: А теперь послушайте рассказ о зимующей птице, которая встречается и в наших краях.

Подготовленный ученик рассказывает о синице.

Ученик: Головка у этой птички в чёрной шапочке, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками и червячками, а зимой, в бескормицу, ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несолёного сала.

Учитель демонстрирует рисунок с изображением синицы и под рисунком прикрепляет карточку с названием птицы.

III.Самоопределение к деятельности.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, о ком пойдет разговор на нашем уроке?

Ответы детей.

Учитель: - Молодцы! А теперь проверим: внимательны ли вы. Послушайте стихотворение и запомните названия птиц, которые упоминаются в стихотворении.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Ученик: Голодно, холодно,

Прилетайте в гости,

Галки, воробьи!

Полны мои горсти.

Голодно, голуби,

Клюйте, гостюйте,

Гуленьки мои!

Не пугайтесь, клюйте!

Дети перечисляют птиц.

Учитель: Ребята, у меня тоже есть кормушка. А хотите узнать, какие птицы прилетают на мою кормушку? Для этого вам надо разгадать ребусы.

Разгадывание ребусов.

рона 40 а

(ворона) (сорока)

Учитель: В названии следующей птицы, с которой мы познакомимся сегодня на уроке, «спряталось» слово снег. О какой птице пойдёт разговор дальше?

Дети: Это – снегирь.

Учитель: Родина снегирей – Север. Чуть раньше первого снега прилетают снегири. Народ заметил: снегири прилетели – значит завтра – послезавтра пойдёт снег, ударят морозы.

Учитель демонстрирует рисунок с изображением снегиря и прикрепляет карточку с названием птицы.

Учитель: Прочитайте название следующей птицы.

Учитель показывает карточку поползень

- Попробуйте объяснить, почему птица получила такое название.

Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползёт по нему – хоть вверх головой, хоть вниз.

Учитель показывает рисунок с изображением поползня и прикрепляет карточку с названием птицы.

Учитель: Ребята, что это за звуки слышны в лесу?

Звучит аудиозапись «Голоса птиц» - стук дятля.

Дети: Так стучит дятел.

Учитель демонстрирует рисунок с изображением дятла и внизу прикрепляет карточку с названием птицы.

Учитель: Правильно. Это работает дятел, долбит древесину, деревья лечит: из-под коры вредных насекомых и их личинок достаёт.

Подготовленный ученик даёт занимательную информацию о дятле.

Ученик: У дятла очень длинный язык, сантиметров 10-15. Кроме того, язык липкий, с твёрдыми зазубринками. Им дятел и достаёт насекомых. Они все приклеиваются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.

Учитель: Ребята, а могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу? Если могут, то какие условия для этого необходимы?

Выслушиваются мнения детей. В ходе обсуждения дети приходят к мнению, что необходимые условия: тепло и корм.

Учитель: Единственная птица, которая выводит птенцов в зимние холода, это – клёст.

Учитель показывает рисунок с изображением клеста.

Обычно в конце зимы клесты строят на ели или сосне глубокое тёплое гнездо. Строят его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта крыша защищает птенцов от снега.

Возникает вопрос: чем же клесты выкармливают своих птенцов?

Подготовленный ученик даёт информацию о клестах.

Ученик: У клеста клюв с загнутыми перекрещенными концами. Повиснет клёст на еловой шишке, раздвинет таким клювом чешуйки – и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семечками и кормится всю зиму. Ими же и птенцов выкармливает.

Учитель: Ребята, что-то холодно стало в лесу. Давайте согреемся.

Физминутка «Танец маленьких утят».

IV. Работа по теме урока

Поиск ответа на вопрос

«Почему некоторые птицы улетают на зиму в теплые края»

- Кто знает, как можно назвать тех птиц, которые совершают перелёты в теплые края и назад? (перелетные)

- Почему их так назвали? (ответы детей)



- А тех, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)

- Почему их так назвали? (ответы детей)

А теперь послушаем, правильно ли вы ответили на мои вопросы. Диск.

Заспорили птицы: кому улетать в теплые края, а кому остаться. Помогите им принять решение.

Работа с интерактивной доской и диском

- Разделите птиц на две группы: зимующих в одну сторону, а перелетных в другую.

Попробуйте объяснить, почему одни птицы должны улететь, а другие могут остаться?

- Выскажите свое мнение, предположение. (учащиеся выступают: им холодно, ….)

- Но тогда почему не все птицы улетели в теплые края?(предположение детей)

- Так, почему некоторые птицы улетают в тёплые края?

Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.

-Что нужно знать, чтобы правильно разделить птиц на зимующих и перелетных? (Знать, что они едят.)

- Что птицам страшнее зимой холод или голод?

Правильно - голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти синичек только две доживают до весны.

А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны? Слайд 2

- Если вы будете подкармливать птиц, весной они порадуют вас своими песнями.



Поиск ответа на вопрос

«Куда улетают некоторые птицы на зиму?»

-Мы уже знаем, что некоторые птицы улетают на зиму в теплые края. А можете ли вы сказать, куда именно они улетают?

Выскажите свое мнение, предположение.

Возникли разные мнения.

- Итак, попробуем выяснить, куда именно улетают птицы?

- Я думаю, ответить на этот вопрос поможет схема. Откройте рабочие тетради на с...

Работа в тетрадях

- Рассмотрите схему, которая расположена слева. На ней зеленым цветом изображены места, где ласточки проводят лето, а жёлтым – места, где они проводят зиму. Возьмите синий карандаш и покажите стрелочками (образец), куда летят ласточки на зиму.

-Кто знает, как называются эти районы?

На зиму ласточки летят в Африку, Индию, Таиланд, Индонезийские острова.

Возьмите зеленый карандаш и покажите стрелочками, куда они полетят на лето. Откуда и куда нужно вести стрелочки. Куда же они летят?

На лето ласточки возвращаются в те же места, где вывелись.



Слайд 3. - Посмотрите на доску. Рассмотрите схему. На ней показаны места, где проводят зиму и лето птицы.

На зиму они улетают в Африку, Испанию, Индию, Китай и другие теплые страны. А на лето тоже возвращаются в места, где вывелись.

-Итак, ответим на вопрос «Куда же именно улетают птицы?».



Поиск ответа на вопрос

«Как ученые узнали, где именно зимуют перелётные птицы?»

- Птиц на свете много, а как ученые узнали, где именно зимуют птицы?

Выскажите свое мнение, предположение.

- Возможно, ответить на этот вопрос поможет следующий рисунок.

-Учёные узнали о том, куда летят птицы, надевая им на лапки кольца. слайд 4

- Подумайте, как эти кольца могли помочь учёным? (высказывания детей).



На каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована; когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

-Итак, как ученые узнали, где зимуют птицы?

V. Закрепление изученного материала.

Подведем итоги.

Вспомним, на какие вопросы искали ответы.

Почему…..

Куда ……

Как….

VI. Рефлексия.

Закончите предложение: сегодня на уроке я узнал…

Теперь я могу объяснить…..

Я научился различать ……

Спасибо за работу! Желаю успехов в учебе!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Где зимуют птицы?

Автор: Сметанникова Наталья Юрьевна

Дата: 29.01.2020

Номер свидетельства: 537807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Где зимуют птицы?»"
    ["seo_title"] => string(70) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-gdie-zimuiut-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "302330"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457115878"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Где зимуют птицы?" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-gdie-zimuiut-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "173481"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423998877"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-gdie-zimuiut-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "258387"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448477014"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок по окружающему миру в 1 классе "Где зимуют птицы" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-klassie-gdie-zimuiut-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "116618"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412532201"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация к уроку окружающий мир на тему " Где зимуют птицы?" "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchii-mir-na-tiemu-gdie-zimuiut-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "124029"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414612084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства