Тема урока: Все люди нуждаются в поддержке и дружбе.
Л. Инимина «Хромой котенок»
Цели урока:
1. Создать условия для совместного размышления над такими нравственными категориями как сострадание и милосердие, добро и зло, выявить отношение учащихся к людям, имеющим особенности; донести мысль о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. учить работе с текстом (исследовать текст) так, чтобы видеть детали, "мелочи", формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра и авторского замысла; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику;
3. способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию умения формулировать свое мнение, используя простые аргументы;
4. развивать коммуникативные навыки при работе в малой группе, учить умению договариваться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование инклюзивной культуры»
План урока литературного чтения в 3 классе
( Составитель: учитель начальных классов МАОУ «СОШ №131» Павлова Т.Е.)
Тема урока: Все люди нуждаются в поддержке и дружбе.
Л. Инимина «Хромой котенок»
Цели урока:
1. Создать условия для совместного размышления над такими нравственными категориями как сострадание и милосердие, добро и зло, выявить отношение учащихся к людям, имеющим особенности; донести мысль о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. учить работе с текстом (исследовать текст) так, чтобы видеть детали, "мелочи", формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра и авторского замысла; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику;
3. способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию умения формулировать свое мнение, используя простые аргументы;
4. развивать коммуникативные навыки при работе в малой группе, учить умению договариваться.
ХОД УРОКА
Предкоммуникативная фаза
Введение в урок. Создание мотивационного поля учащихся.
«Узнай портрет» (На экране изображения персонажей разных произведений, ранее прочитанных детьми, кроме рассказа «Хромой котенок».)
(Подушку - котика учитель приносит в класс для осуществления приема «волшебный якорь». Применение метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Зачастую не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении.)
Учащиеся без труда называют героев произведений Э. Успенского, К. Паустовского, Б. Емельянова. Затруднение вызывает последняя иллюстрация к рассказу «Хромой котенок».
Постановка задач урока, определение плана работы.
У. - Сравните портреты всех котов. Чем отличается котенок из рассказа Л. Иниминой «Хромой котенок»? С этим произведением мы сегодня познакомимся.
- Можно ли предположить о чем рассказ? Хочется ли узнать, что случилось с котенком?
- В интернете есть отзывы взрослых людей об этом произведении. Вот два из них:
- А я читаю впервые... Слёзы залили мои глаза, не могу успокоиться, перехватило дыхание и так горько на душе!!!!..
- Моя первая реакция тоже - слезы на глазах, а потом стала размышлять о причине этого... У нас во дворе мальчик, у которого нет пол ноги - он катается на велосипеде. Когда мне сын об этом рассказал, я не поверила, потом познакомилась с его родителями. Он под трамвай в детстве попал. Сейчас ведет себя как вполне полноценный тинэйджер. Есть знакомая врач, у которой из-за автомобильной катастрофы не сложилась карьера балерины, которую ей прочили. Так она столько для людей сделала, что не каждый здоровый человек сумеет. То что кошачьи способны легко бегать и прыгать даже на трех лапах и хорошо восстанавливаться после травм - всем известный факт. Так о чем же плакать!? А то, что ребенок уже в таком нежном возрасте способен понимать чужую боль и сопереживать - вот это да, прошибает до слез. А надо бы радоваться.
У. -Думаю, что и вас рассказ не оставит равнодушными и вы захотите поделиться своими впечатлениями, сможете выразить свои мысли и переживания после прочтения.
Коммуникативная фаза
Чтение текста. Эмоциональное восприятие текста. Анализ художественного произведения.
Первичное чтение текста до момента, когда мальчик сказал, что хромой котенок стоит ровно столько же, сколько и другие.
( Учитель включает видеоролик с текстом рассказа (Приложение к плану урока). Выразительно читающие дети озвучивают его по ролям. Перед каждым ребенком лежит текст только части рассказа.)
Анализ прочитанного отрывка.
Основные проблемные вопросы:
- Почему мальчик выбрал именно хромого котенка?
- Что значит неполноценный? Милосердный? Какие еще слова в тексте вызвали затруднение?
- Прав ли мальчик, считая, что хромой котенок стоит столько же, сколько и другие котята?
3. Чтение рассказа до конца.
Вопросы для обсуждения:
- Отчего заплакал продавец?
- Над чем можно плакать в этом рассказе, а чему радоваться? ( Обсуждение на эту тему может перерасти в дискуссию. Учитель должен быть готов к самым разным и даже противоположным и противоречивым высказываниям. Чтобы дискуссия не переросла в спор, необходимо просить детей аргументировать высказывания и соблюдать правила ведения диалога, разработанные на уроках развития речи.)
4. Прием «Палитра настроения»
(Учащимся предлагается цветными карандашами раскрасить слова автора и реплики героев, в которых отражены чувства и переживания мальчика и продавца. Затем при сравнении явно видно, что палитра цветов у мальчика ярче и богаче. Далее с детьми обсуждается вопрос, кто из героев имеет более чувствительную душу и сильный характер. Можно ли считать такого человека неполноценным?)
- Работа в парах или тройках.
У. -Найдите и подчеркните в тексте красным карандашом слова, выражающие основную мысль этого произведения.
- Обведите любым цветным карандашом отрывок в рассказе, который произвел на вас особенно сильное впечатление. Прочитайте его.
(Обсуждение выполненного задания.)
- Нарисуйте свою «палитру настроения», выражающую ваши чувства после прочтения рассказа. (2-3 человека, по желанию, могут озвучить нарисованное словами)
Возможные проблемы и трудности учащихся и педагога могут возникнуть на этапе анализа текста. А именно, рассказ может вызвать сильный эмоциональный всплеск и дети начнут говорить о своих переживаниях, приводя примеры из своего жизненного опыта. Это может увести в сторону от предмета разговора или очень затянуть обсуждение. Также сильные эмоции могут затруднить формулирование высказываний детей. Поэтому учителю необходимо продумать вопросы, стоп-сигналы и речевые клише, помогающие учащимся обличить мысль в слова.
Еще один возможный риск в том, чтобы после анализа текста учащиеся не остались только на эмоциональном уровне восприятия, сочувствия к хромому котенку и мальчику с больной ногой. Важно, чтобы дети говорили, пусть «на своем языке», о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Посткоммуникативная фаза
Рефлексия.
Прием "Свободный микрофон" (Можно считать на данном уроке как диагностический. Наблюдая за тем, охотно говорят ли дети, что говорят, учитель делает вывод о том, поняли ли учащиеся авторский замысел произведения и глубокий его смысл или нет.)
Учитель в ожидании ответов на поставленный вопрос предлагает "Свободный микрофон". Дети, которым не дали высказаться ранее, получают возможность сделать это. Учащиеся делятся впечатлениями по поводу прочтения рассказа: у одних осталось веселое настроение, другие вдруг задумались и даже выступают в качестве обвинителей самих себя... (Считаю, что "Свободный микрофон" должен присутствовать на каждом уроке. В кабинете висит сменный стенд "Слова-помощники", куда помещаются словосочетания типа "мне кажется", "впечатление произвел", "запечатлелось", "запало в душу", "был поражен"...)
У. - Можно ли назвать это произведение притчей? (Обсуждается вопрос при условии, что учащиеся знакомы с особенностями этого жанра) Если да, тогда о чем она?
- Название произведения «Хромой котенок» отражает тему или основную мысль? Обсудите в парах и предложите другое название произведения, отражающего основную его мысль.