Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД через организацию словарной работы на уроках русского языка»
Щелчкова Людмила Владимировна
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74" города Кирова
8-963-551-63-03
Выступление - презентация
Формирование универсальных учебных действий через организацию словарной работы на уроках русского языка.
Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности.
Российское образование действует в условиях Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС). ФГОС представляют собой «комплекс требований». Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области - Русский язык. Родной язык отражают:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В стандарте представлены четыре вида УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Словарно-орфографическую работу на уроках русского языкая провожу по методике Г. А. Бакулиной. Методика способствует интеллектуальному развитию и развитию универсальных учебных действий учащихся.
Словарно – орфографическая работа на уроке проходит в несколько приёмов.
Поиск нового слова.
2 класс: приём связан с работой по фонетике.
Например: ПФБКТАХШГСЧАЩЦЖ (мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете новое слово из словаря). БАГАЖ
3-4 классы: формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления смысловой связи.
Например: МАГАЗИН ПРОДАВЕЦ
БОЛЬНИЦА ВРАЧ
ТЕАТР АКТЁР
Космический КОРАБЛЬ ? (КОСМОНАВТ)
Личностные УУД:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи; составление плана и последовательности действий.
Познавательные УУД:
формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;составление целого из частей;подведение под понятие;доказательство.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов для получения недостающей информации, контроль и коррекция, оценка действий партнёра.
2. Ознакомление с лексическим значением нового слова.
2 класс: нахождение существенных признаков того или иного предмета (приложение 1)
3-4 классы: выявление закономерностей образования нового слова, построение простейших рассуждений, умозаключений.
Например: СЕЗОН ВИНТИК ЗОНТИК
КИВОК УКАЗАЛ ? (ВОКЗАЛ)
-Каким способом образовано слово?
-Найдите родовое понятие
-Дайте полное определение и т. д.
Личностные УУД:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи.
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);установление причинно-следственных связей;построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Ознакомление с написанием нового слова.
Учащиеся самостоятельно находят новое слово в орфографическом словаре, записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчёркивают непроверяемые безударные гласные.
постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД:
рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
4. Введение нового слова в активный словарь детей.
Существует ряд способов:
Сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: БАРАБАН ОДЕЖДА(барабан и одежда могут быть сделаны из кожи, могут находиться в одной квартире, изготавливаются на фабрике, сделаны руками человека; состоят из трёх слогов, согласные в словах обозначают звонкие звуки и т. д.)
Поиск противоположных предметов путём сопоставления их существенных и несущественных признаков. Например: МЕДВЕДЬ и ПТИЦА противоположны по способу передвижения; МЕДВЕДЬ и КАМЕНЬ представляют собой живой и неживой предметы.
Нахождение третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных по смыслу слова.Например: УЧЕНИК ТЕТРАДЬ(Ученик взял тетрадь. Ученик пишет в тетради. Тетрадь находится у ученика. Ученик спрятал тетрадь.)
Исключение лишнего слова из трёх возможных.
Цель – развитие склонности к анализу, синтезу и классификации.
Например: КОРОВА СОБАКА ЛИСИЦА (Корова и собака – домашние животные, а лисица – дикое животное. Лисица и собака – хищные животные, а корова – травоядное. У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.)
Составление предложения с одновременным включением в него двух – трёх изученных слов. Например: составьте предложение с словом МОРОЗ так, чтобы в него вошли слова из словаря. Хорошо морозным зимним днём кататься на коньках.
Фразеологические обороты, пословицы, поговорки со словами из словаря.
Цель – расширение эрудиции, ознакомление с элементами фольклора.
Например: Медведь на ухо наступил. Сей овёс в грязь, будешь князь. Сказал, как топором отрубил. С одной ягоды сыт не будешь. Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
Составление коллективного рассказа с включением в каждое предложение слов из словаря.
Личностные УУД:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи;составление плана и последовательности действий;сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД:
формулирование познавательной цели;выделение необходимой информации;анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);подведение под понятие;установление причинно-следственных связей;построение логической цепи рассуждений;доказательство.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов для получения недостающей информации, контроль и коррекция, оценка действий партнёра; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
5. Синквейн. Повышает интерес к изучаемому слову.
Ягода
сладкая, сочная
растёт, радует, кормит
В деревне мы собрали хороший урожай.
Земляника
Слова из словаря быстро запоминаются учащимися, когда они объединены в группы по общему признаку. Я составила словарь для 2 -4 классов. (приложение2)
Систематическое использование данного материала на уроках русского языка повышает орфографическую грамотность учащихся при написании диктантов, пополняет словарный запас, формирует понятие о языке.
Применение разработанной методики организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка способствует повышению эффективности формирования универсальных учебных действий у младших школьников.