kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД через организацию словарной работы на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий через организацию словарной работы на уроках русского языка.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД через организацию словарной работы на уроках русского языка»

Щелчкова Людмила Владимировна

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74" города Кирова

8-963-551-63-03

Выступление - презентация

Формирование универсальных учебных действий через организацию словарной работы на уроках русского языка.


Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности.

Российское образование действует в условиях Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС). ФГОС представляют собой «комплекс требований». Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области - Русский язык. Родной язык отражают:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В стандарте представлены четыре вида УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Словарно-орфографическую работу на уроках русского языкая провожу по методике Г. А. Бакулиной. Методика способствует интеллектуальному развитию и развитию универсальных учебных действий учащихся.

Словарно – орфографическая работа на уроке проходит в несколько приёмов.

  1. Поиск нового слова.

2 класс: приём связан с работой по фонетике.

Например: ПФБКТАХШГСЧАЩЦЖ (мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете новое слово из словаря). БАГАЖ

1 2 3 4 5 6 7 8

1 А М Н О Р К В У

2 С Г Д Я Л Ч Ц Т

Ключ: 2 -1, 1 -4, 2 -5, 1 -4, 1 -2, 1 -1. (СОЛОМА)

3-4 классы: формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления смысловой связи.

Например: МАГАЗИН ПРОДАВЕЦ

БОЛЬНИЦА ВРАЧ

ТЕАТР АКТЁР

Космический КОРАБЛЬ ? (КОСМОНАВТ)

Личностные УУД:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи; составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;составление целого из частей;подведение под понятие;доказательство.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов для получения недостающей информации, контроль и коррекция, оценка действий партнёра.

2. Ознакомление с лексическим значением нового слова.

2 класс: нахождение существенных признаков того или иного предмета (приложение 1)

3-4 классы: выявление закономерностей образования нового слова, построение простейших рассуждений, умозаключений.

Например: СЕЗОН ВИНТИК ЗОНТИК

КИВОК УКАЗАЛ ? (ВОКЗАЛ)

-Каким способом образовано слово?

-Найдите родовое понятие

-Дайте полное определение и т. д.

Личностные УУД:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);установление причинно-следственных связей;построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

  1. Ознакомление с написанием нового слова.

Учащиеся самостоятельно находят новое слово в орфографическом словаре, записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчёркивают непроверяемые безударные гласные.

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Введение нового слова в активный словарь детей.

Существует ряд способов:

  • Сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: БАРАБАН ОДЕЖДА(барабан и одежда могут быть сделаны из кожи, могут находиться в одной квартире, изготавливаются на фабрике, сделаны руками человека; состоят из трёх слогов, согласные в словах обозначают звонкие звуки и т. д.)

  • Поиск противоположных предметов путём сопоставления их существенных и несущественных признаков. Например: МЕДВЕДЬ и ПТИЦА противоположны по способу передвижения; МЕДВЕДЬ и КАМЕНЬ представляют собой живой и неживой предметы.

  • Нахождение третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных по смыслу слова.Например: УЧЕНИК ТЕТРАДЬ(Ученик взял тетрадь. Ученик пишет в тетради. Тетрадь находится у ученика. Ученик спрятал тетрадь.)

  • Исключение лишнего слова из трёх возможных.

Цель – развитие склонности к анализу, синтезу и классификации.

Например: КОРОВА СОБАКА ЛИСИЦА (Корова и собака – домашние животные, а лисица – дикое животное. Лисица и собака – хищные животные, а корова – травоядное. У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.)

  • Составление предложения с одновременным включением в него двух – трёх изученных слов. Например: составьте предложение с словом МОРОЗ так, чтобы в него вошли слова из словаря. Хорошо морозным зимним днём кататься на коньках.

  • Фразеологические обороты, пословицы, поговорки со словами из словаря.

Цель – расширение эрудиции, ознакомление с элементами фольклора.

Например: Медведь на ухо наступил. Сей овёс в грязь, будешь князь. Сказал, как топором отрубил. С одной ягоды сыт не будешь. Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

  • Составление коллективного рассказа с включением в каждое предложение слов из словаря.

Личностные УУД:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи;составление плана и последовательности действий;сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели;выделение необходимой информации;анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);подведение под понятие;установление причинно-следственных связей;построение логической цепи рассуждений;доказательство.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов для получения недостающей информации, контроль и коррекция, оценка действий партнёра; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

5. Синквейн. Повышает интерес к изучаемому слову.

Ягода

сладкая, сочная

растёт, радует, кормит

В деревне мы собрали хороший урожай.

Земляника

Слова из словаря быстро запоминаются учащимися, когда они объединены в группы по общему признаку. Я составила словарь для 2 -4 классов. (приложение2)

Систематическое использование данного материала на уроках русского языка повышает орфографическую грамотность учащихся при написании диктантов, пополняет словарный запас, формирует понятие о языке.

Применение разработанной методики организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка способствует повышению эффективности формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Приложение1

Например: КОРОВА СОБАКА

- В чём смысловое сходство данных слов?

- В чём их различие?

- Что обозначает слово корова?

- Что обозначает слово собака?

- Что ещё можно сказать о данных словах?

Приложение 2

Словарь 2 класса

1 группа

2 группа

3 группа

Быстроспасибо

Сентябрьапрель

Воробейсорока

Вдругизвините

Октябрьмесяц

ворона снегирь

весело хорошо

ноябрь суббота

заяц петух

Скоропрощай

декабрь

корова собака

до свидания

январь

лисица обезьяна

здравствуйте

февраль

лягушка медведь

4 группа

5 группа

6 группа

девочка ребята

алфавит тетрадь

метель сапоги

дежурный фамилия

карандаш рисунок

мороз пальто

учитель учительница

пенал русский язык

иней платок

товарищ класс

картина

ветер одежда

ученик ученица


коньки

7 группа

8 группа

9 группа

деревня город

мебель молоток

Россия народ

дорога завод

посуда стакан

Москва родина

магазин улица

лопата топор

работа рабочий

метро машина

обед тарелка

отец

шёл жёлтый



10 группа



берёза осина



земляника урожай



капуста щавель



малина морковь



молоко сахар



яблоко яблоня



ягода



Словарь 3 класса

1 группа

2 группа

3 группа

сентябрь пятница

девочка…

алфавилестница

понедельник суббота

коллектив

компьютер кровать

вторник воскресенье

коллекция

комната

среда четыре

интересный

квартира

четверг восемь


альбом




4 группа

5 группа

6 группа

здравствуй… около

ворона

деревня… самолёт

вокруг потом

воробей…

шоссе

вместе приветливо

животное

лагерь

однажды аккуратно


чёрный

желать


трамвай

7 группа

8 группа

9 группа

мебель…берег

метельвосток

Россия… солдат

завтрак песок

погода заря

чувство ракета

обед

пороша

праздник герой

ужин

север

поэт Красная площадь



столица Кремль

10 группа

11 группа

12 группа

берёза… ромашка

горох пирог

Новый год

одуванчик рябина

картофель солома

С Новым годом!

гвоздика сирень

огурец огород

С Днём рождения!

орех пшеница

петрушка овощи

День знаний

овёс растение

помидор трактор

День 8 Марта


килограмм

День Победы

Словарь 4 класса

1 группа

2 группа

3 группа

одиннадцать директор

здравствуй вокруг

вчера сегодня

двенадцать человек

везде назад сверху

сейчас теперь

шестнадцать календарь

впереди здесь

ещё завтра

двадцать

налево слева

издалека лучше

каникулы

направо справа

медленно

4 группа

5 группа

6 группа

агроном богатство

вагон вокзал

автомобиль адрес

комбайн комбайнёр

билет багаж

аллея километр

председатель семена

пассажир пассажирский

пейзаж прекрасный

сеялка хлебороб

путешествие путешественник

расстояние

хозяин хозяйство

тепловоз электровоз

шофёр




7 группа

8 группа

9 группа

беседа беседовать

победа салют

аппетит кастрюля

библиотека библиотекарь

портрет сверкать

железо металл

газета

правительство оборона

тарелка

экскурсия

корабль космонавт

электричество

телефон

инженер

электростанция




10 группа



ботинки костюм



горизонт гореть



командир свитер



свобода свитер



овца




5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Формирование УУД через организацию словарной работы на уроках русского языка

Автор: Щелчкова Людмила Владимировна

Дата: 11.05.2023

Номер свидетельства: 631221

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-sriedstva-vyrazitiel-nosti-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446297125"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "163452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422474751"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями  ФГОС"
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "259779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448818981"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(165) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-vyviedieniie-obshchiegho-pravila-pravopisaniia-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "123153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414423933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства