kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения во 2 классах посредством групповой работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»

Муниципальная бюджетная образовательная организация

«Чычымахская средняя общеобразовательная школа

имени С.Р. Кулачикова- Эллэй»














«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ»







Захарова Светлана Васильевна

учитель начальных классов.











Чычымах 2020



ВВЕДЕНИЕ

С введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в начальную школу, особое внимание уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

На уроках литературного чтения учащиеся для полного осмысления произведения должны уметь обсуждать , иметь свое мнение по поводу того, что хотел выразить автор, вести друг с другом дискуссии, уметь прислушиваться к другим мнениям, сотрудничать с коллективом, тогда закрепляются не только знания по произведению в целом, но и формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Эффективность групповой работы проявила себя в скорости решения задач, в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.

Тем и обоснован выбор методической разработки : «Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения посредством организации групповой работы».

Цель : разработать задания по формированию коммуникативных УУД через групповые и парные работы во 2 классе на уроках литературного чтения.

Задачи:

1. Рассмотреть виды организации групповой работы на уроках литературного чтения при формировании коммуникативных УУД во 2 классах.

2. Разработать задания по литературному чтению для формирования коммуникативных УУД во 2 классе.

Методологической основой разработки являются труды авторов: Асмолова А.Г., Пидкасистого П.И., Лебединцева В.Б., Лафтуллиной В.М.. и др.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные задания , выводы могут быть использованы студентами и учителями начальных классов в практической деятельности во 2 классе.








КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

А. Г. Асмолов подчеркивает, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативный блок УУД представлен следующими компонентами:

1. Действиями сотрудничества с учителем и сверстниками, учетом позиций собеседника.

2. Умением доносить до собеседника свою мысль и формулировать свое мнение.

3. Умением вести диалог, слушать и слышать собеседника.

4. Осуществлением коллективной работы, принимать различные позиции во взаимодействии.

5. Инициативной работой учащегося с информацией.

6. Умением конструктивно решать конфликты.

Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т.е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов.

В соответствии с этими положениями были выделены три базовых аспекта коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество и коммуникация как условие интериоризации.

Базовые виды коммуникативных УУД:

1. Коммуникация как интеракция (взаимодействие) . Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях.

2. Коммуникация как кооперация. Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

3. Коммуникация как условие интериоризации.   Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям),  способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

Одна из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе. Не вызывает сомнения, что традиционная организация учебных занятий не способствует достижению всеми учащимися метапредметных результатов, обозначенных в новых образовательных стандартах. В связи с этим многие методисты обращают внимание на то, что фронтальная работа и индивидуальная деятельность учащихся должны уступить свое место их деятельности в парах и малых группах.

Групповая форма работы имеет ряд преимуществ по сравнению с фронтальной работой.

1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

2. Дети учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными навыками.

3. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

4. Возрастает значимость личности каждого ученика.

Традиционно выделяют три вида групповой работы:

  1. Парную работу- когда двое учащихся выполняют какое- либо задание, сотрудничая друг с другом.

  2. Единую групповую работу- учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп.

  3. Дифференцированная групповая работа- когда у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели.

Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом реализации интеллектуального и творческого потенциала. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. Для того, чтобы групповая работа не ассоциировалась с шумом с пустыми разговорами, с ссорами необходимо ее правильно организовать.

Величина групп может быть различна и колебаться в пределах трех- шести человек. Состав группы непостоянный, меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы, при этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Единая групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, дифференцированная групповая работа- выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом к друг другу.

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Это объясняется тем обстоятельством, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за результат отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения в изучении какого- либо вопроса.

Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи. Без тщательной направляющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать. Содержание этой деятельности сводится прежде всего к обучению учащихся умению работать самостоятельно, советоваться с одноклассниками, не нарушая общей тишины на уроке; созданию системы заданий для отдельных групп учащихся; обучению их умениям распределять эти задания между членами группы, чтобы были учтены темп работы и возможности каждого. Все это, естественно, требует от учителя уделять необходимое и достаточное внимание каждой группе, а следовательно, и определенных затрат труда, но в конечном результате это помогает ему решить такие важные задачи воспитания, как развитие у учащихся самостоятельности, активности и формировании коммуникативных универсальных учебных действий.

Для обеспечения плодотворной работы в паре, малой группе вовсе надостаточно грамотно формулировать учебное задание или призывать учащихся быть терпеливыми к собеседнику, благодарить за помощь, здесь нужен четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.

Для организации плодотворной деятельности учащихся необходимо особое внимание уделить технике их взаимодействия. Во- первых, нужно распределить позиции: кто будет следить, чтобы в работу включался каждый ученик; кто будет отвечать за конечный результат; кто будет отслеживать время, чтобы все успеть. Во- вторых, следует задать порядок совместной работы.

Рассмотрим несколько вариантов организации групповой работы учащихся на уроке литературного чтения.

  1. Поочередное выполнение заданий. Дается набор заданий или вопросов, количество которых соответствует числу учеников группы. Каждый ученик по очереди раскрывает свой вопрос и выслушивает оценки других членов группы. Чтобы вовлечь каждого в процесс оценки и коррекции ответов друг друга, рекомендуется установить правило: первое слово дается ученику, сидящему слева от отвечающего, а затем- всем желающим.

С целью чтения и проработки текста может быть осуществлен такой вариант организации деятельности группы: один ученик читает первый фрагмент текста вслух (остальные- про себя); затем сидящий слева от него рассказывает, что понял, объясняет ключевые слова; третий по кругу формулирует и задает вопросы на понимание прочитанного фрагмента (или приводит примеры); четвертый предлагает заголовок этой части. После обсуждения возможного заголовка ученики записывают в тетради уточненный его вариант. Чтобы равномерно вовлечь каждого в работу, очередной фрагмент текста следует читать вслух новому ученику, а это приводит к изменению ролей всех остальных участников.

2. Позиционное разделение труда. Используется для интерпретации гипотез, сложных для понимания вопросов, точек зрения. Учащиеся одновременно обсуждают общий вопрос, при этом каждый занимает свою позицию. Позиции могут быть организаторскими, могут быть распределены по содержательным аспектам: писатель, читатель, критик. Каждый участник, таким образом, выполняет две функции: с одной стороны, он включается в коммуникацию наравне с остальными, с другой- направляет других в соответствии со своей ролью. Общий результат во многом определяется качеством действий каждого члена группы.

3. Распределение операций при создании общего продукта. В отличие от предыдущих вариантов, в этом сочетаются общегрупповая и индивидуальная работа. На первом шаге необходимо совместно обсудить планируемый результат и договориться о способе его достижения. Далее каждый ученик автономно выполняет свою часть. После этого осуществляется общая сборка.

Ученикам можно предложить выполнить следующие задания: изложить какой- либо вопрос , заполнить общую таблицу, составить вопросник по теме, разработать сценарий, изготовить поделку (например, книжку- малышку), составить “экспертное заключение” о литературном произведении по выделенным заранее аспектам (пунктам) и т.д.

Рассмотрим, например, составление рассказа по теме. Учащимся предлагается готовый план предполагаемого рассказа. Вначале они читают и обсуждают, распределяя пункты между собой для индивидуального выполнения. Затем по очереди каждый ученик раскрывает свой фрагмент. А партнеры дополняют и корректируют. Более сложный вариант- учащимся дается только тема. А план ее изложения им предстоит разработать самим в процессе коллективного обсуждения.

Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от его умения распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель выражает заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселяет в них уверенность в успехе, проявляет уважительное отношение к слабым ученикам.

Рассмотренные виды групповых работ являются эффективным фактором как с точки зрения науки, так и практически апробирующих групповую деятельность педагогов. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности.

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ.

В учебно- методических комплектах УМК “Школа России” разработанные авторами Л.Ф.Климановой, Л.В.Горецким , М.В. Головановой можно на каждом уроке организовать групповую работу. Исходя из тем уроков можно организовать групповые работы в любом виде. Я, как еще начинающий педагог разработала простые задания для групповой работы, основываясь на парную, единую и дифференцированную виды групп.

Разработаны задания на пять уроков по литературному чтению для второго класса УМК «Школа России» . После проработки заданий, группы оценивают друг друга по критериям написанным в заранее подготовленных карточках. На основе результатов карточек на этапе рефлексии учащиеся оценивают и делают выводы деятельность групповой работы. (см. Приложение)

При разработке заданий нужно руководствоваться следующими принципами для групповой работы:

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать

- задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

-задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

- задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

- задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

С целью определения уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся можно использовать следующие методики на констатирующем и контрольным этапах: “Рукавички” (Г.А. Цукерман), “Левая и правая стороны” (Пиаже), “Узор под диктовку”. Мною выбраны эти методики , потому что они интерпретируют коммуникативные УУД по трем базовым видам коммуникации. “Рукавички” - коммуникацию как кооперацию (сотрудничество) “Левая и правая стороны” как интеракция , “Узор под диктовку” -как интериоризация.

Таким образом, формирование коммуникативных УУД у учащихся второго класса на уроке литературного чтения будет наиболее эффективным, если использовать задания на парную, единую, дифференцированную групповую работу. Вместе с тем необходимо контролировать деятельность учащихся в группе, чтобы каждый максимально принимал участие в совместной работе.















ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания для групповой работы.

Виды групповой работы

Задания

Деятельность учащихся

Результат коммуникативных УУД

Дифференцированная групповая работа



Тема: творчество К.И. Чуковского. (материал для чтения “Федорино горе”).



































































Единая групповая работа

На этапе постановки учебной задачи учитель разделяет класс на две группы (по 4-5 учащихся), независимо от лидерских качеств и слабых сторон отдельных учеников. Вспоминаем правила работы в группе.













Раздаются карточки с отрезками стихотворений от прошлого урока произведений К.И. Чуковского “Путаница” и “Радость”. Учитывая неравное количество групп мы даем 1 группе с 5 учащимися -10 карточек. 2 группе с 4-мя учащимися- 8. Из этих карточек должны получится последовательные отрывки из данных произведений, в связи с тем, что стихотворение “Путаница” по объему больше чем “Радость”, оно дается группе из 5 учеников, компенсируя тем самым нехватку учащихся для равного состава групп.

Карты все перемешаны, лежат на партах.

Дается 5 минут на выполнение задания.


































На этапе решения учебной задачи в работе после чтения текста представляем инсценировку. Заранее готовим учащихся по ролям во время чтения текста. Выдаются атрибуты ролей (для Федоры –косынка и фартук, для утварей- соответственые рисунки прикрепленные на головах с помощью бумажных обручей). Инсценировка ставится по отрывку со с. 19 до с.20.



На этапе рефлексии

оценка деятельности групповой работы проходит в форме заполнения карточек с возможными ответами.

Класс делится на две группы.


Правила работы в группе (висит на доске, читают все вместе хором):

- Мой голос слышит только моя группа.

-кто хочет говорить, тот говорит.

-вместе отвечаем за то что делаем

- готовы к ответу- беремся за руки.

- учитель-сигнал- тишина.

- мы все слышим друг друга.

1 группа

Замяукали котята:

Надоело на мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать!

Только заинька

Был паинька

Не мяукал

И не хрюкал

А лисички

взяли спички

К морю синему пошли,

Море синее зажгли

Тут бабочка прилетала, Крылышками помахала

Стало море потухать-

И потухло


Вот обрадовались звери,

Засмеялись и запели

Ушками захлопали, ножками затопали!

2 группа

Рады, рады, рады темные осины

И на них от радости Растут апельсины

То не дождь пошел из облака и не град

То посыпался из облака виноград

Куры стали павами, Лысые- кудрявыми

Даже мельница- и та

Заплясала у моста

Так бегите же за мною

На зеленые луга

Где над синею рекою

Встала радуга- дуга

Каждая группа находит сообща отрывки стихотворений

, сразу раскладывают, проверяя по учебнику, договариваясь между собой в группе.

По истечении 5 минут группа заранее договорившись между собой кто за кем читает, перед классом читают последовательно карточки. А в это время другая группа следит за произведением и контролирует последовательность.



Во время чтения текста учащиеся готовятся выразительно читать заданные роли к инсценировке.


После чтения текста они перевоплощаюся в героев “Федоринового горя”.

Нария- Федора,

Эрсан- чайник, Юля, Сандра, Витя- блюдца,

Сильвия- корыто, Мичил- скалка, Айсен- чашка, Варя- утюг.


Заполняют карты :

-наша группа работала...

(слабо, сплоченно, некоторые не работали)

-другие группы работали:

(слабо, сплоченно, некоторые не работали)

-мы справились с заданием...

-другие справились с заданием...

-оценка нашей группы...

-оценка других групп...

Коммуникации как кооперации:

- умеют учавствовать в обсуждении, умеют слышать и понимать других, высказывают свою точку зрения, сотрудничают в совместном решении задачи.

Коммуникация как интеракция: умеют остаивать свою точку зрения, умеют соблюдать правила речевого этикета и правила работы в группе.

Коммуникации как интериоризации:умеют оформлять свою мысль в устной речи с учетом своих учебных ситуаций. –умеют читать вслух и про себя текст в учебнике,понимают прочитанное



Единая групповая работа


Тема: “Я и мои друзья” (материал для чтения “Анна, не грусти”).





































































































Дифференцированная

групповая

работа







На этапе постановки учебной задачи для выхода на тему учитель выбирает членов групп случайным образом по выбранным из чудо- мешочка жребиям. На каждой жребий- бумажке записка с должностью работы в группе и интсрукция к ним.

1.Капитан- контролирует организацию работы в группе

2.Хранитель тишины- отвечает за порядок внутри группы

3.Писарь- фиксирует совместные работы группы.

4.Помощник №1, Помощник №2- оказывают помощь нуждающимся в ней.

В другой групе получается один помощник, но это учителем объясняется, что может быть и один помощник.

Обеим группам раздаются бумажные лепестки с надписями и один центральный зеленый круг с надписем “Друг- это тот, кто....”Лепестки подписаны с двух сторон, цвет лепестков одна сторона- желтая, другая- серо- бурая. На желтых сторонах написаны такие предложения:

-готов помочь в беде;

-умеет хранить тайны;

-добрый, чтукий человек;

-сочувствует и сопереживает;

-верный и преданный;

-честный.

На другой серо- бурой стороне:

-не готов помочь в беде;

-Рассказывает всем твой секрет;

-всегда сердится;

-смеется над тобой, когда тебе плохо;

-никогда тебя не слышит;

-лживый.

Учитель спрашивает все ли слова понятны учащимся.

-Посмотрите в словаре Ожегова, фиксируем у себя в тетрадях.

Составьте “цветок дружбы” сообща выбирая качества друга.




























Какого цвета получился цветок?А сели бы получился серо- бурый цветок, как бы его назвали?













А как вы думаете, тогда о чем мы будем говорить сегодня на уроке? О чем пойдет речь?



На этапе работы после

чтения текста. Вторичный синтез.

Первая группа придумайте краткое продолжение рассказа “А что будет после выписки Ани из больницы?, Вторая группа напишите краткое сочинение на тему “Настоящий друг- это...”



Дается на работу 15 минут

- А как вы думаете, чем схожи продолжение рассказа и написанное вами сочинение?








- Посмотрите, внизу ваших цветков написаны пословицы: “все хорошо- что хорошо кончается”, “Не мил и свет, когда друга нет”. Уместны ли эти пословицы

на нашем сегодняшнем уроке?

Вспоминают и читают вывешенное на доске “Правила работы в группах”.

- Мой голос слышит только моя группа.

-кто хочет говорить, тот говорит.

-вместе отвечаем за то что делаем

- готовы к ответу- беремся за руки.

- учитель-сигнал- тишина.

- мы все слышим друг друга.

Составлятся команда из 4 и 5 членов. В каждой команде есть капитан, хранитель тишины, писарь, помощник(и).






Группы получают лепестки, начинают читать надписи и начинают работать не забывая про свои обязанности в группе.























Находят непонятные для них слова. Этослова: сочувствовать и сопереживать. В быстром темпе берут словарь Ожегова, находят определение и записывают в тетрадях. Капитаны встают и первая группа объясняет смысл слова “сочувствовать”,втораясопереживать”.Сочуствовать- отзывчивое, участливое отношение к другому человеку. Сопереживание- сочувствуя другому, переживать вместе с ним. После обсуждения приходят к выводу, что эти два слова похожи по смыслу, и это чувство им знакомо.

Составляют цветок дружбы по группам коллективно обсуждая, договариваясь, так как учащиеся якутскоязычные, очень быстро у них это не удается.


У обеих групп получился желтый цветок, писари прикрепили с помощью магнитов на доске.

В коллективном обсуждении приходят к выводу что серо- бурый цвет получился бы не дружеский с такими отрицательными качествами. Предложили много вариантов названия: “Цветок недружбы”, “И

вовсе ты не друг”, “темная сторона” и т.д.

- О дружбе. Будем дальше читать раздел “Я и мои друзья”.




Первая группа придумывает продолжение рассказа, вторая пишет мини- сочинени. По истечении 15 минут рассказывают друг другу свою версию.





Мнения групп.

Мнения учащихся, поочереди каждый говорит свое мнение.

Учащиеся убеждены что это показатель настоящей дружбы. Демонстрируют “Цветок дружбы”, отмечая что дружба такая же светлая, отдающая тепло .

Мнения групп. Каждая группа высказывается отдельно , дискуссируя между собой.

Коммуникации как кооперации:

- умеют учавствовать в обсуждении, умеют слышать и пониамть других, высказывают свою точку зрения, сотрудничают в совместном решении задачи.

Коммуникация как интеракция: умеют остаивать свою точку зрения, умеют соблюдать правила речевого этикета и правила работы в группе.

Коммуникации как интериоризации:умеют оформлять свою мысль в устной речи с учетом своих учебных ситуаций. –умеют читать вслух и про себя текст в учебнике,понимают прочитанное





Единая групповая

Работа


Тема урока: Творчество В. Осеевой (материал для чтения “волшебное слово”).






























Работа в

парах.






На этапе постановки учебной задачи ,выхода на тему.

Вспоминаем какой раздел проходим.

Учитель разделяет на три группы по рядам. (9 учащихся, 3 ряда).

Показывает слайд со стихотворением на которых пропущены слова. На обсуждение дается 3 минуты.









- У всех ли так? Все ли согласны друг с другом?



















-Какие еще добрые слова вы знаете?

На этапе решения учебной задачи, работы во время чтения –анализ произведения.

Работаем в парах( с соседями по парте).

Разделите текст на

части и придумайте заголовок к каждой части.

-Отметьте в парах границы частей карандашом в учебнике.

- как мы можем назвать первую часть? Что главного в этой части?

-теперь после того как мы с вами озаглавили каждую часть давайте запишем план в тетрадь.

После того как все закончат работу, поочередно по партам проверяем и сверяем с другими учениками. Проверка вместе со всем классом. – все ли согласны?





“Я и мои друзья”


Комплектуются по три учащихся в три группы.



Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

“...!”- я кричу.

“...!”-кричу я вслед

Всем идущим на обед.

“...!”- так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.


Читают слайд, обсуждают свои версии в группах.

первая группа говорит первое пропущенное слово, вторая второе, третья третье.

Групы сверяют слова, приходят к соглашению.

Читают вставляя слова все вместе хором.











  1. Присел на

скамейку.

2. Ленка не дает краски.

3. Бабушка и брат обижают Павлика.

4. Есть такое волшебное слово.

5.Павлик решил попробовать и побежал к сестре.

6. Прогонит бабушка или нет?

7.Подействует ли на брата?

8.В скамейке старика уже не было.


Обсуждение, мнения пар.



Коммуникации как кооперации:

- умеют учавствовать в обсуждении, умеют слышать и понимать других, высказывают свою точку зрения, сотрудничают в совместном решении задачи.

Коммуникация как интеракция: умеют остаивать свою точку зрения, умеют соблюдать правила речевого этикета и правила работы в группе.

Коммуникации как интериоризации:умеют оформлять свою мысль в устной речи с учетом своих учебных ситуаций. –умеют читать вслух и про себя текст в учебнике,понимают прочитанное

-Развитие творческого мышления




Дифференцированная групповая работа.

Тема урока: творчестсво В.Осеевой (материал для чтения “Почему?”



На этапе работы после чтения текста.

Учитель дает задание разбиться на три группы по три учащихся по желанию.


Учитель разделяет весь текст на три части.

1.Разбитая чашка

2.Изгнание Бума из дома.

3.Дождь. Бум. Совесть мальчика.

Задание. 1 ученик читает вслух, остальные про себя, он будет в роли самого мальчика. Второй рассказывает что понял, он будет в роли друга мальчика, которому он потом рассказал этот случай. Третий задает вопросы на понимание, он будет в роли мамы мальчика.


После все три группы

обсуждают поведение мальчика на всех трех этапах, со стороны самого мальчика, со стороны его друга, чтобы он сказал, как бы он его утешил, и со стороны матери, почему же она ничего так и не сказала своему сыну упрекая его в постыдном поступке.

Разбиваются по свом желаниям по три учащихся на три группы.



Читают с доски правила работы в группе








В группах первый ученик читает фрагмент текста вслух. (остальные про себя), затем второй ученик рассказывает что понял из прочитанного, объясняя ключевые слова. Третий формулирует и задает вопросы на понимание прочитанного фрагмента. После они обсуждают заголовок данный учителем, могут поменять заголовок и записать в тетрадях.

Когда три группы заканчивают свои обсуждения и озаглавили фрагменты, они поочередно всей группой выходят к доске и представляют в форме пересказа. Группы задают друг другу вопросы, обсуждают поведение мальчика при помощи наводящих вопросов учителя. Конечный результатом доллжен быть ответ на вопросы:

  • Мальчик признался в своем поступке, потому что его мучила совесть

  • Мальчику было жаль Бума

  • Мальчик боялся наказания

  • Мальчик жалел маму.

Коммуникация как кооперация:



Участвовать в обсуждениях; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



Коммуникация как интериоризация:



Оформлять свои мысли в устной речи, читать вслух и про себя тексты учебников.



Коммуникация как интеракция: умеют остаивать свою точку зрения, умеют соблюдать правила речевого этикета и правила работы в группе.





Дифференцированная групповая работа


Тема: раздел “Я и мои друзья”.

Обобщающий урок- проект.



Выразить свои дружеские чувства через создание проекта на тему дружбы. Посмотрите в толковых словарях слово “Проект”.

Работа группами по три учащихся. Учитель формирует группу из слабых и сильных учеников.

Результатом (продуктом) работы будет литературная газета. Ватман разделить на три части для каждой группы. Сначала делаем в группах, потом все вместе оформим страницу газеты.

Перед группами лежат две карточки с пословицами. Их этих пословиц должны выбрать одну. Это будет названием рубрики.



Эти карточки с пословицами относятся к прчитанным произведениям. Обсудите о каком произведении будет ваша рубрика исходя из смысла пословиц?



На нашей газете должно быть: краткое продолжение рассказа, рисунок и мини- сочинение на тему “Мы дружим всем классом.




Находят слово “проект”- это дело, в результате которого появляется продукт. Записвыают в тетрадях.














1 группа

Все хорошо, что хорошо кончается

Не мил и свет, когда друга нет


  1. группа

Волшебное слово всегда помочь готово

Добрый человек добру и учит


  1. группа

Красив тот, кто красиво поступает

Кайся, да опять за это не принимайся.


1 группа- Анна, не грусти. Н. Булгаков

2 группа- Волшебное слово, В.Осеева

3 группа- Почему?, В.Осеева.

Группы отдельно на листах А4, рисуют, пишут продолжение, сочинение и все это рассуждая, выслушивая партнеров по группе.

-Газетные материалы приклеиваются на ватман, оформляется название рубрики.

- Все группы защищают, демонстрируют свои работы, все учащиеся задействуются по степени ответственности.

- Затем группы все советуясь путем обсуждения и своих аргументов выбирают название газеты.

Коммуникация как кооперация:



Участвовать в обсуждениях; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



Коммуникация как интериоризация:



Оформлять свои мысли в устной речи, читать вслух и про себя тексты учебников.



Коммуникация как интеракция: умеют остаивать свою точку зрения, умеют соблюдать правила речевого этикета и правила работы в группе.
























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст] //Управление начальной школой. – 2009. – № 2- с.38-45

  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя[Текст] Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 160 с.

  3. Асмолов А. Г. Как проектировать УУД в начальной школе[Текст] Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др / под ред.. М.: Просвещение, 2008.-160 с.

  4. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности[Текст] // Начальная школа – 2008. – №11- с.14-17

  5. Концепция модернизации Российского образования на период 2010. – М., 2002.

  6. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

  7. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии/ Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1976

  8. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах// Школьные технологии. 2005№4. С. 44-46

  9. Литературное чтение. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. II полугодие/ авт.-сост. И.В. Арнгольд.-Волгоград: Учитель, 2015.-205 с.

  10. Литературное чтение. 1-4 классы. Методический инструментарий, формирование ключевых умений/ В.Б. Лебединцев. – Волгоград: Учитель 2013.- с.38










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения

Автор: Захарова Светлана Васильевна

Дата: 26.01.2021

Номер свидетельства: 571496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Е. Чарушин «Страшный рассказ»"
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-ie-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "249169"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446831574"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Мудрость ценят все народы" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-mudrost-tsieniat-vsie-narody"
    ["file_id"] => string(6) "125138"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414920033"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "УМК "Перспектива" .Статья "Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативных УУД" "
    ["seo_title"] => string(114) "umk-pierspiektiva-stat-ia-tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244461"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445945911"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок литературного чтения "Евгений Чарушин - детям" "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-litieraturnogho-chtieniia-ievghienii-charushin-dietiam"
    ["file_id"] => string(6) "130356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415889499"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства