Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.
Задачи:
Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании
Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Оборудование:
аудиозапись “Воспи-пи-пи-питание” (Н.Песков – М.Либин), выставка книг об этикете, рисунки на тему “Школьный этикет”, мультимедийный проектор, заготовки матрицы и памятки.
Ход урока
I. Организационный момент.
“Воспи-пи-пи-питание” – аудиозапись мелодии.
– Сегодня очередное заседание научного общества “Эврика”. Слайд 1.
– Вам предстоит работать в группах. Вспомним правила работы в группе.
– Выберите капитана. Капитан назначает того, кто будет отвечать в группе.
– Предлагаю к рассмотрению тему: “Школьный этикет” Слайд 2.
– Ребята, кто из вас знает, что такое этикет?
– Во всех общественных местах, которые вы посещаете, в школе, транспорте, в местах массового отдыха и других, а также дома люди ведут себя в соответствии с определенными правилами. Исполняя их, вы вступаете с окружающими людьми в отношения и деловое общение.
II. Целеполагание
– Какую цель мы поставим перед собой на занятии?
Цель – определить, что такое школьный этикет. Слайд 3.
– Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?
III. Выведем гипотезу “Что такое школьный этикет?” Слайд 4.
Может быть… Предположим … Допустим … Возможно … Что если …
– Что такое этикет? Это каждый знает:
То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьезное дадим определение
IV.Даем определение
– Попробуйте самостоятельно по группам найти в литературесведенияобэтикете.
Ребята зачитывают из источников понятие “этикет”, из истории возникновения этикета, виды этикета
Как описание (из словаря)
1.Этикет — совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. Слово “этикет” впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика XIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. Слайд 5
– В эпоху королевской власти считали, что законы этикета связывали больше, чем статьи конституции. От этих времен остались лишь воспоминания, но бесспорно то, что отсутствие культуры поведения ведет к дополнительным проблемам, неприятностям, создает сложности в жизни.
Из истории возникновения этикета
2.Первый сборник правил поведения человека появился именно в Древнем Египте. Слайд 5.
В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома.
Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.
В России написанные правила вежливости появились во времена Петра 1, русского царя. Они назывались “Юности честное зерцало” Слайд 6.
Виды этикета
3.Речевой этикет, этикет телефонного разговора, этикет в общественных местах, столовый этикет, гостевой этикет, семейный этикет, этикет в тяжелых жизненных ситуациях.
Белая – ответьте на вопрос: соблюдают ли школьный этикет дети нашего класса, школы, а может быть и города, страны? Что вам необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Желтая – зачем нужен школьный этикет? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая – Что можно предпринять по данной проблеме? Попробуем выделить, какие этикетные нормы нам необходимо укреплять в классе. Слайд 9
– Правила этикета помогают разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. По мнению психологов, удачная карьера человека на 85% зависит от умения общаться и только на 15% – от профессиональных знаний. Данный факт доказывает, что невозможно добиться успеха, игнорируя требования этикета и пренебрегая законами делового взаимодействия.
VI. Классификация
Сказочных героев (Слайд10, 11):
– Как вы думаете, что может объединять этих героев?
– Какой герой на ваш взгляд лишний? Почему?
– Разделите на группы сказочных персонажей. Проводим аукцион идей.
Рисунков на тему “Школьный этикет”
– Что общего на рисунках?
– На какие группы можно разделить рисунки?
VII. Матрицадля оценки идеи “Школьный этикет”
– Как вы считаете, какие можно выделить группы правил, которые войдут в школьный этикет? Называют правила.
– Заполните таблицу, пожалуйста:
развернуть таблицу
№
Школьный этикет
Знаете
Не знаете
Хотите узнать
Соблюдаете всегда
Не соблюдаете
1
Приход и уход из школы
2
Внешний вид
3
Деловое поведение на уроке
4
Содержание учебных вещей
5
Поведение на перемене
6
Этикет движений
7
Правила поведения в столовой
развернуть таблицу
VIII. Развитие умения высказывать суждения и делать умозаключения(Слайд 12):
Разыгрывание этических ситуаций, объяснение с точки зрения разных героев.
Ира рассказывает Полине про свою, как она говорит, бывшую подругу Машу: “Ты знаешь, Поля, эта Маша такая неразговорчивая, никуда не ходит, ни с кем не общается – все учит свои уроки! Не буду я с ней дружить. Надоела она мне со своей учебой, завтра же от нее отсяду!” В этот момент Полина вспоминает: “Кстати, Ира! А ты подготовилась к завтрашней контрольной работе по математике?” Ира меняется в лице, ее лицо приобретает выражение Лисы Патрикеевны: “ Ой! Я совсем забыла… До завтра!” “Ты куда?” – спрашивает Полина девочку. “ Мне нужно позвонить Машеньке, она такая умничка. Спрошу, как идет подготовка к контрольной. Не с тобой же мне завтра садиться!”
Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какой он вчера интересный фильм смотрел.
Девочка жалуется маме возмущенно: “В классе мальчишка такой невежа, зовет меня: “Ритка”. “А как ты его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову”, – ответила Рита. Я ему просто кричу: Эй, ты!”
IX. Развитие умения создавать тексты:
– Будьте добры, давайте обобщим все, что сегодня узнали о школьном этикете. Прием “Паучок” (Слайд 13).
Школьный этикет включает в себя внешний вид речь движения поведение ученические обязанности выполнять всегда на уроке на перемене в столовой в библиотеке
– Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого, помнить про свои ученические обязанности.
– Составим памятку правил школьного этикета для младших школьников
“Премудрости школьного этикета”
– Предложите правила вежливого поведения в школе (Можно использовать заготовки )
В школу надо приходить без______________________
В общении со всеми употребляйте _____________слова
У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая _______________
Надевайте в школу ________одежду
Учащийся поддерживает чистоту и порядок на __________
Нельзя мешать другим на уроке, громко ____________
Когда уходите из класса, заканчивая учебный день, попрощайтесь с ________________
X. Рефлексия. Прием “Опорные слова”
– Оцените работу своей группы. Продолжите предложение:
Мы работали … работали усердно Мы считаем … помогали друг другу Нам понравилось … были активны выдвигали новые идеи Мы думаем … заслужили похвалу, награду серьезно подошли к проблеме
– А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли вы узнали?
– Мы продолжим разговор про этикет на “Празднике вежливых ребят”.