kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элементы театральной педагогики в образовательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос: "Возможно ли совместить театр и школьный урок?" Театральное  искусство является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания обучающихся. Применение в практике образовательного процесса средств театрального искусства (на уроках литературного чтения, риторики, окружающего мира) содействует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса. Театр и школьный урок! Эти два понятия могут жить вместе!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элементы театральной педагогики в образовательном процессе. »

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества. Без этого он – засушенный

цветок». /В.А. Сухомлинский/

Особенностью школы, в которой работаю я, является всесторонняя подготовка детей, больных туберкулезом, к переходу в условия общеобразовательной школы и обеспечение полноценной учебной деятельностью, соответствующей образовательным стандартам, при одновременном проведении химиотерапии и химиопрофилактики для достижения полного клинического излечения детей от туберкулеза.

У первоклассников школы-интерната, нуждающихся в длительном лечении, по сравнению с первоклассниками, посещающими обычные общеобразовательные школы, диагностируется отставание в интеллекте и психическом развитии, повышенная утомляемость. На умственную деятельность оказывают неблагоприятное воздействие различные лекарственные препараты, прием которых индуцирует развитие процесса торможения центральной нервной системы и снижает уровень усвоения учебного материала.

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что учебный материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и учитель прожили этот урок. Проблемы, с которыми мне пришлось столкнуться в оздоровительном образовательном учреждении, определили социальную и педагогическую целесообразность моей деятельности в качестве педагога в рамках образовательной системы школы – интерната санаторного типа.

Учитывая состояние здоровья детей и уровень их подготовленности к школе, пришла идея совместить свое увлечение и свою профессиональную деятельность. Театр и школьный урок! Как уживутся эти два понятия?! Театральная педагогика дает пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще. Она помогает “выпрямить” человека: увлечь, повлиять на него, преобразить…

Театральное искусство является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания обучающихся. Применение в практике образовательного процесса средств театрального искусства (на уроках литературного чтения, риторики, окружающего мира) содействует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса. 

Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, имея опыт работы с драматизацией, я остановилась на использовании элементов театральной педагогики: выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая игра…Целью моей педагогической деятельности стала: создание условий для развития творческого потенциала, обучения навыкам коллективного взаимодействия и общения каждого ребенка при помощи элементов театральной педагогики. 

Использование элементов театральной педагогики в образовательном процессе позволило соединить все компоненты моей педагогической деятельности: урочную, внеурочную, классного руководителя, методическую работу; стереть границы между отдельными дисциплинами, дало возможность: комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка (ум, волю, чувства), создавать благоприятные условия для развития коммуникативных навыков обучающихся, обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка, повышать мотивацию к изучению учебного материала, вовлекая детей в удивительный мир театра…

Программа начальной школы и сам возраст обучающихся, дает огромное поле для использования элементов театральной педагогики, способствующей развитию творчества, фантазии, формированию положительной мотивации к обучению и как следствие дальнейшей успешной социализации личности ученика в обществе. Организация уроков с учетом деятельностного подхода, применение элементов театральной педагогики повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу. Об этом могут свидетельствовать результаты диагностики, которые направлены на изучение динамики становления личности каждого ребенка.

Разучивание ролей, работа над художественными произведениями, формирование сценического образа способствуют развитию у них познавательного интереса, который при дальнейшей поддержке со стороны педагога перерастает в познавательную активность, и в будущем – познавательную потребность. Развивая умения действовать самостоятельно, ответственно подходить к любому заданию, контролировать поведение, речь, у детей развивается навык управлять собой.

Испытывая потребность в общении, тем не менее, многие воспитанники не умеют общаться, что часто ведет к обидам, конфликтам. Поэтому, продолжая совершенствовать навыки волевого поведения воспитанников, осуществляю формирование речевой системы, что особенно необходимо в начальной школе. У большинства выпускников начальной школы сформированы умения устанавливать доброжелательные контакты со сверстниками, согласовывать свои действия с другими людьми и действовать в различных коммуникативных ситуациях.

Важно отметить, что у большинства детей к окончанию начальной школы сформирована адекватная самооценка, что также связано с проявлением своих способностей, развитием самостоятельности, укреплением веры в свои возможности.

Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения и общения. Порученная роль и успешное ее исполнение помогает приобретению уверенности в себе, ощущения значимости, что способствует формированию чувства ответственности.

Анализ и проигрывание различных социальных ролей детьми дают им актуальные знания о нравственных нормах, что выражается в повышении уровня воспитанности общей культуры, социальном, духовно-нравственном развитии. Положительные результаты от использования театральной педагогики подтверждаются участием воспитанников в работе школьного самоуправления, интеллектуально-творческих конкурсах различного уровня, призерами или лауреатами, которых они становятся.

Итогом внеурочной деятельности по учебному предмету «Литературное чтение» стали выступления моих учеников на школьной сцене и сценах детских садов города Новокузнецка с театральными постановками «Кошкин дом», «Победив туберкулёз, будем жить без бед и слёз!»

Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени. Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не обходимы в современном социуме – это уверенность в себе и своих силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку зрения и т.д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени!

Идея совместить свое увлечение и свою профессиональную деятельность оказалась действенной. Театр и школьный урок! Эти два понятия могут жить вместе!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Элементы театральной педагогики в образовательном процессе.

Автор: Ельцова Татьяна Борисовна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213739

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа по внеурочной деятельности " Я- артист " по ФГОС."
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-artist-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "253165"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447526770"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Роль театра, как синтеза искусств,   в художественно –эстетическом воспитании дошкольников "
    ["seo_title"] => string(94) "rol-tieatra-kak-sintieza-iskusstv-v-khudozhiestvienno-estietichieskom-vospitanii-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "241660"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445279370"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методические особенности проектирования предметно - развивающей среды в ДОУ."
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskiie-osobiennosti-proiektirovaniia-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedy-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "267007"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450282002"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья "Значение имаготерапии в развитии детей младшего школьного возраста""
    ["seo_title"] => string(76) "statiaznachieniieimaghotierapiivrazvitiidietieimladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "339171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471023823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства