Элементы театральной педагогики в образовательном процессе.
Элементы театральной педагогики в образовательном процессе.
В статье рассматривается вопрос: "Возможно ли совместить театр и школьный урок?" Театральное искусство является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания обучающихся. Применение в практике образовательного процесса средств театрального искусства (на уроках литературного чтения, риторики, окружающего мира) содействует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса. Театр и школьный урок! Эти два понятия могут жить вместе!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элементы театральной педагогики в образовательном процессе. »
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он – засушенный
цветок». /В.А. Сухомлинский/
Особенностью школы, в которой работаю я, является всесторонняя подготовка детей, больных туберкулезом, к переходу в условия общеобразовательной школы и обеспечение полноценной учебной деятельностью, соответствующей образовательным стандартам, при одновременном проведении химиотерапии и химиопрофилактики для достижения полного клинического излечения детей от туберкулеза.
У первоклассников школы-интерната, нуждающихся в длительном лечении, по сравнению с первоклассниками, посещающими обычные общеобразовательные школы, диагностируется отставание в интеллекте и психическом развитии, повышенная утомляемость. На умственную деятельность оказывают неблагоприятное воздействие различные лекарственные препараты, прием которых индуцирует развитие процесса торможения центральной нервной системы и снижает уровень усвоения учебного материала.
Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что учебный материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и учитель прожили этот урок. Проблемы, с которыми мне пришлось столкнуться в оздоровительном образовательном учреждении, определили социальную и педагогическую целесообразность моей деятельности в качестве педагога в рамках образовательной системы школы – интерната санаторного типа.
Учитывая состояние здоровья детей и уровень их подготовленности к школе, пришла идея совместить свое увлечение и свою профессиональную деятельность. Театр и школьный урок! Как уживутся эти два понятия?! Театральная педагогика дает пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще. Она помогает “выпрямить” человека: увлечь, повлиять на него, преобразить…
Театральное искусство является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания обучающихся. Применение в практике образовательного процесса средств театрального искусства (на уроках литературного чтения, риторики, окружающего мира) содействует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.
Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, имея опыт работы с драматизацией, я остановилась на использовании элементов театральной педагогики: выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая игра…Целью моей педагогической деятельности стала: создание условий для развития творческого потенциала, обучения навыкам коллективного взаимодействия и общения каждого ребенка при помощи элементов театральной педагогики.
Использование элементов театральной педагогики в образовательном процессе позволило соединить все компоненты моей педагогической деятельности: урочную, внеурочную, классного руководителя, методическую работу; стереть границы между отдельными дисциплинами, дало возможность: комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка (ум, волю, чувства), создавать благоприятные условия для развития коммуникативных навыков обучающихся, обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка, повышать мотивацию к изучению учебного материала, вовлекая детей в удивительный мир театра…
Программа начальной школы и сам возраст обучающихся, дает огромное поле для использования элементов театральной педагогики, способствующей развитию творчества, фантазии, формированию положительной мотивации к обучению и как следствие дальнейшей успешной социализации личности ученика в обществе. Организация уроков с учетом деятельностного подхода, применение элементов театральной педагогики повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу. Об этом могут свидетельствовать результаты диагностики, которые направлены на изучение динамики становления личности каждого ребенка.
Разучивание ролей, работа над художественными произведениями, формирование сценического образа способствуют развитию у них познавательного интереса, который при дальнейшей поддержке со стороны педагога перерастает в познавательную активность, и в будущем – познавательную потребность. Развивая умения действовать самостоятельно, ответственно подходить к любому заданию, контролировать поведение, речь, у детей развивается навык управлять собой.
Испытывая потребность в общении, тем не менее, многие воспитанники не умеют общаться, что часто ведет к обидам, конфликтам. Поэтому, продолжая совершенствовать навыки волевого поведения воспитанников, осуществляю формирование речевой системы, что особенно необходимо в начальной школе. У большинства выпускников начальной школы сформированы умения устанавливать доброжелательные контакты со сверстниками, согласовывать свои действия с другими людьми и действовать в различных коммуникативных ситуациях.
Важно отметить, что у большинства детей к окончанию начальной школы сформирована адекватная самооценка, что также связано с проявлением своих способностей, развитием самостоятельности, укреплением веры в свои возможности.
Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения и общения. Порученная роль и успешное ее исполнение помогает приобретению уверенности в себе, ощущения значимости, что способствует формированию чувства ответственности.
Анализ и проигрывание различных социальных ролей детьми дают им актуальные знания о нравственных нормах, что выражается в повышении уровня воспитанности общей культуры, социальном, духовно-нравственном развитии. Положительные результаты от использования театральной педагогики подтверждаются участием воспитанников в работе школьного самоуправления, интеллектуально-творческих конкурсах различного уровня, призерами или лауреатами, которых они становятся.
Итогом внеурочной деятельности по учебному предмету «Литературное чтение» стали выступления моих учеников на школьной сцене и сценах детских садов города Новокузнецка с театральными постановками «Кошкин дом», «Победив туберкулёз, будем жить без бед и слёз!»
Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени. Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не обходимы в современном социуме – это уверенность в себе и своих силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку зрения и т.д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени!
Идея совместить свое увлечение и свою профессиональную деятельность оказалась действенной. Театр и школьный урок! Эти два понятия могут жить вместе!