kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экскурсия в весенний лес

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие «экскурсия в весенний лес»

Выполнила: Куринная Алина.

 На тему: «Полюбуйся: весна наступает…»

  Цель:

•             Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

•             На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности   раннецветущих растений  Яльчикского района.

•             Формировать бережное отношение к природе. 

•             Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе,  вызвать желание на самостоятельные исследования.

•             Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

      Задачи:

1.           Познакомить учащихся с различными периодами весны.

2.           Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

3.           Установить  причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

4.           Способствовать  эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

 Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка),  инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Место проведения  экскурсии: биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

 Возраст учащихся: 9-10 лет

Подготовка учителя к экскурсии:

1.Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

2.Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

3. Провести беседу об охране природы. 

4. Познакомить учащихся с  произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

5. Организовать пересадку  дичков  деревьев и кустарников с пришкольного участка  в близлежащие рощи и леса и овраги. 

 

             

 

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2.Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в весенний лес »

Внеклассное занятие «экскурсия в весенний лес»

Выполнили: Куринная Алина.

На тему: «Полюбуйся: весна наступает…»

Цель:

• Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

• На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Яльчикского района.

• Формировать бережное отношение к природе.

• Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

• Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.

2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии: биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Возраст учащихся: 9-10 лет

Подготовка учителя к экскурсии:

1.Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

2.Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

3. Провести беседу об охране природы.

4. Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

5. Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.



Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2.Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

• Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

• Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

• Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

• Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

• В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне, побываем в лесу и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. В лес мы отправимся на автобусе.

Основная часть

1. Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Загадки учитель загадывает по дороге в лес.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)



Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)



Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Во время экскурсий вам придется пронаблюдать за теми моментами, которые указаны в плане и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

На дом вам нужно составить письменный отчет, сейчас я вам раздам, план письменного отчета:

- красота весенней природы (сделать фотография первых весенних цветков);

- погодные условия;

- жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

- жизнь древесных и кустарниковых пород;

- приметы весны в животном мире.

- создать презентацию в программе Power Point



- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано¬вятся длиннее; становится теплее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Давайте все внимательно посмотрим на небо! Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).



2. Весенние изменения в живой природе.

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).

Уч: Только, пожалуйста, делайте это тихо, а то вы, кажется, забыли правила поведения в лесу. Перечислите признаки леса как эко системы.

Д.: Много деревьев и кустарников, они располагаются по ярусам; есть деревья, которых больше, под ними растут травы и грибы.

Уч.: Оглянитесь вокруг, определите, каких деревьев больше всего в этом лесу, по каким признакам вы это определили.

Д.: Вот дуб, у него толстый ствол,раскидистые ветви, а рядом осины. У них ствол прямой и ровный, серого цвета.

Уч.: Смотрите на крупные листья,появившиеся под дубами. Я выкопаю одно растение, чтобы показать корневище. Это подземная часть растения, от которого ежегодно вырастают новые листья. А вот образование цветков происходит только через 2–3 года.

Д.: Нас заинтересовало это растение. Как оно называется?

Уч.: Это ландыш майский. Майский означает, что он цветёт в мае. Кто видел плоды ландыша? Какого они цвета?

Д.:Цветки ландыша превращаются в красные ягоды.

Уч.: О чём говорит красный цвет?

Д.: Он предупреждает, что ягоды ядовиты, их нельзя трогать.

Уч.: Но из листьев, цветков и семян ландыша изготавливают лекарства, которые улучшают работу сердца и помогают людям.

… Из под куста мне ландыш

серебристый

Приветливо кивает головой…

Так выразил своё отношение к ландышу русский поэт М. Лермонтов.

А теперь посмотрите на дерево, посмотрите, как много ветвей отрастает от его ствола. Внимательно вслушай тесь в мой вопрос. Что вам напомина ют ветви деревьев?

Д.: Они напоминают руки, которые тянутся ввысь, к солнцу.

Уч.: Послушайте, как интересно сказала поэтесса Э. Мошковская:

У дедушки Дерева

Добрые руки –

Большие, зелёные,

Добрые руки…

Чего не хватает нашему дереву на ветках руках?

Д.: Нет зелени, почки не распустились и листочки ещё не появились.

Уч.: Зимой мы рассматривали это растение. Как оно называется?

Д.:Дуб черешчатый. Мы раскопали опавшие листья и увидели растения с зелёными листочками. Почему они живые?

Уч.: Эти листья образовались осенью и перезимовали в тепле под опавшей листвой. Растения, у которых зимуют листья, называются «зимнезелёными». Давайте произнесём вместе это слово – зимнезелёные. Из каких двух слов оно состоит?

Д.: Зима и зелень.

Уч.: Поищите другие зимнезелёные растения.

Д.: Мы нашли растения с красивыми листочками, они по краям кружевные.

Уч.: Это будра плющевидная. У нее чудесный запах. Потрите листочки, почувствуйте её аромат.

Д.: Мы видим серёжки на ольхе.

Уч.: Зимой они были длиннее или короче?

Д.: Они были меньше и висели всю изиму, а сейчас вон как подросли.

Уч.: А что это над ними появилось от дуновения ветерка?

Д.: Облако жёлтых пылинок.

Уч.: Да, пыльца очень лёгкая, она долго может держаться в воздухе и переноситься на большие

расстояния.

Д.: А где же листочки?

Уч.: Они появятся позже, после того, как растение от пылит. Так легче ветру поднимать и переносить лёгкие, мелкие пылинки.

Д.: Мы видим красивое растение: у него голубые цветочки, как весеннее небо. Сразу стало радостно.

Уч.: Растения пролески спали под сухими листочками деревьев, а теперь вы видите появление свежих,чистых, ярких цветков. Растения, которые первыми выходят из под снега и зацветают рано весной, называются ...?

Д.: Подснежники.

Уч.: Произнесем вместе, от какого слова образовано?

Д.: От слова снег, значит, растение живёт под снегом.

Уч.: Посмотрите, ребята, на полянке коврик из растений с белыми цветками. Подойдем осторожно, что бы не растоптать эту красоту. Что удивительного вы открыли для себя?

Д.:Листья светлые, глубоко разрезные, лепестки у цветков нежные,тонкие, а вот и стебелёк закачался,чуть ветерок дунул.

Уч.: Подумайте, может быть, и название скажите по признаку, который назвали.

Д.: Это ветреница, раз она качается от ветра.

Уч.: Правильно подметили. А ещё это растение называют белая перелеска.

Итак, наша экскурсия подходит к концу! Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Дети проходят в автобус! В автобусе с детьми обсуждаем! Что понравилось?

Задание на дом.

Вы в парах сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!», готовит страницу электронной книги о первоцветах, туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

Подведение итогов урока-экскурсии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экскурсия в весенний лес

Автор: Куринная Алина Петровна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 116915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "«Экскурсия в весенний лес»"
    ["seo_title"] => string(28) "ekskursiia_v_viesiennii_lies"
    ["file_id"] => string(6) "392693"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1487270241"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Экскурсия "Путешествие в весенний лес""
    ["seo_title"] => string(38) "ekskursiia_puteshestvie_v_vesennii_les"
    ["file_id"] => string(6) "506676"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1554893183"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок-экскурсия "Полюбуйся, весна наступает!"
    ["seo_title"] => string(41) "urokekskursiiapoliubuisiaviesnanastupaiet"
    ["file_id"] => string(6) "259447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448748515"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Экология технологическая карта Тема: «Весенние секреты» (экскурсия в природу)"
    ["seo_title"] => string(87) "ekologhiia-tiekhnologhichieskaia-karta-tiema-viesienniie-siekriety-ekskursiia-v-prirodu"
    ["file_id"] => string(6) "329117"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463821047"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Экскурсия " Весенний парк" "
    ["seo_title"] => string(26) "ekskursiia-viesiennii-park"
    ["file_id"] => string(6) "162728"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422383575"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства