• Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.
• На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Яльчикского района.
• Формировать бережное отношение к природе.
• Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.
• Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.
2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.
3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.
4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.
Место проведения экскурсии: биоценоз леса.
Время проведения: конец апреля – май.
Возраст учащихся: 9-10 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
1.Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).
2.Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.
3. Провести беседу об охране природы.
4. Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
5. Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2.Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в весенний лес »
Внеклассное занятие «экскурсия в весенний лес»
Выполнили: Куринная Алина.
На тему: «Полюбуйся: весна наступает…»
Цель:
• Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.
• На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Яльчикского района.
• Формировать бережное отношение к природе.
• Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.
• Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.
2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.
3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.
4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.
Место проведения экскурсии: биоценоз леса.
Время проведения: конец апреля – май.
Возраст учащихся: 9-10 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
1.Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).
2.Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.
3. Провести беседу об охране природы.
4. Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
5. Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2.Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Ход урока.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
• Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить
Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).
перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
• Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
• Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
• Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
• В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).
- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне, побываем в лесу и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. В лес мы отправимся на автобусе.
Основная часть
1. Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.
Загадки учитель загадывает по дороге в лес.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
Во время экскурсий вам придется пронаблюдать за теми моментами, которые указаны в плане и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.
На дом вам нужно составить письменный отчет, сейчас я вам раздам, план письменного отчета:
- красота весенней природы (сделать фотография первых весенних цветков);
- погодные условия;
- жизнь травянистых растений леса, луга, двора;
- жизнь древесных и кустарниковых пород;
- приметы весны в животном мире.
- создать презентацию в программе Power Point
- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано¬вятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Давайте все внимательно посмотрим на небо! Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
2. Весенние изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).
Уч: Только, пожалуйста, делайте это тихо, а то вы, кажется, забыли правила поведения в лесу. Перечислите признаки леса как эко системы.
Д.: Много деревьев и кустарников, они располагаются по ярусам; есть деревья, которых больше, под ними растут травы и грибы.
Уч.: Оглянитесь вокруг, определите, каких деревьев больше всего в этом лесу, по каким признакам вы это определили.
Д.: Вот дуб, у него толстый ствол,раскидистые ветви, а рядом осины. У них ствол прямой и ровный, серого цвета.
Уч.: Смотрите на крупные листья,появившиеся под дубами. Я выкопаю одно растение, чтобы показать корневище. Это подземная часть растения, от которого ежегодно вырастают новые листья. А вот образование цветков происходит только через 2–3 года.
Д.: Нас заинтересовало это растение. Как оно называется?
Уч.: Это ландыш майский. Майский означает, что он цветёт в мае. Кто видел плоды ландыша? Какого они цвета?
Д.:Цветки ландыша превращаются в красные ягоды.
Уч.: О чём говорит красный цвет?
Д.: Он предупреждает, что ягоды ядовиты, их нельзя трогать.
Уч.: Но из листьев, цветков и семян ландыша изготавливают лекарства, которые улучшают работу сердца и помогают людям.
… Из под куста мне ландыш
серебристый
Приветливо кивает головой…
Так выразил своё отношение к ландышу русский поэт М. Лермонтов.
А теперь посмотрите на дерево, посмотрите, как много ветвей отрастает от его ствола. Внимательно вслушай тесь в мой вопрос. Что вам напомина ют ветви деревьев?
Д.: Они напоминают руки, которые тянутся ввысь, к солнцу.
Уч.: Послушайте, как интересно сказала поэтесса Э. Мошковская:
У дедушки Дерева
Добрые руки –
Большие, зелёные,
Добрые руки…
Чего не хватает нашему дереву на ветках руках?
Д.: Нет зелени, почки не распустились и листочки ещё не появились.
Уч.: Зимой мы рассматривали это растение. Как оно называется?
Д.:Дуб черешчатый. Мы раскопали опавшие листья и увидели растения с зелёными листочками. Почему они живые?
Уч.: Эти листья образовались осенью и перезимовали в тепле под опавшей листвой. Растения, у которых зимуют листья, называются «зимнезелёными». Давайте произнесём вместе это слово – зимнезелёные. Из каких двух слов оно состоит?
Д.: Зима и зелень.
Уч.: Поищите другие зимнезелёные растения.
Д.: Мы нашли растения с красивыми листочками, они по краям кружевные.
Уч.: Это будра плющевидная. У нее чудесный запах. Потрите листочки, почувствуйте её аромат.
Д.: Мы видим серёжки на ольхе.
Уч.: Зимой они были длиннее или короче?
Д.: Они были меньше и висели всю изиму, а сейчас вон как подросли.
Уч.: А что это над ними появилось от дуновения ветерка?
Д.: Облако жёлтых пылинок.
Уч.: Да, пыльца очень лёгкая, она долго может держаться в воздухе и переноситься на большие
расстояния.
Д.: А где же листочки?
Уч.: Они появятся позже, после того, как растение от пылит. Так легче ветру поднимать и переносить лёгкие, мелкие пылинки.
Д.: Мы видим красивое растение: у него голубые цветочки, как весеннее небо. Сразу стало радостно.
Уч.: Растения пролески спали под сухими листочками деревьев, а теперь вы видите появление свежих,чистых, ярких цветков. Растения, которые первыми выходят из под снега и зацветают рано весной, называются ...?
Д.: Подснежники.
Уч.: Произнесем вместе, от какого слова образовано?
Д.: От слова снег, значит, растение живёт под снегом.
Уч.: Посмотрите, ребята, на полянке коврик из растений с белыми цветками. Подойдем осторожно, что бы не растоптать эту красоту. Что удивительного вы открыли для себя?
Д.:Листья светлые, глубоко разрезные, лепестки у цветков нежные,тонкие, а вот и стебелёк закачался,чуть ветерок дунул.
Уч.: Подумайте, может быть, и название скажите по признаку, который назвали.
Д.: Это ветреница, раз она качается от ветра.
Уч.: Правильно подметили. А ещё это растение называют белая перелеска.
Итак, наша экскурсия подходит к концу! Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?
Дети проходят в автобус! В автобусе с детьми обсуждаем! Что понравилось?
Задание на дом.
Вы в парах сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!», готовит страницу электронной книги о первоцветах, туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.