Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в весенний лес с детьми старшего дошкольного возраста»
МДОУ «Детский сад «Дюймовочка», Переславль-Залесский, 2023
Экскурсия в весенний лес
с детьми старшего дошкольного возраста
Составила воспитатель: Гаврилова Елена Анатольевна
Ведущая:
Наступила весна! Дни стали длиннее, по-весеннему греет солнышко. Тает снег, побежали быстрые ручейки. Из жарких стран прилетают перелетные птицы. Хорошо весной в лесу! А не отправиться ли нам, дети, в весенний лес?
(Ответы детей.)
А на чем с вами поедем?
(Предложения детей.)
Давайте поедем на поезде. Смотрите, поезд нас уже ждет, занимайте места. Дорога нам с вами предстоит дальняя, а чтобы было в пути веселее, мы взяли с собой наших друзей.
(Дети берут игрушки.)
Давайте все вместе споем веселую песенку.
Песня «Веселые путешественники», музыка Старокадомского, слова С. Михалкова.
Ведущая:
Вот мы и приехали! Посмотрите, дети, какой красивый лес, какие огромные сосны и ели! Выходите из вагона, пойдемте в лес. Может быть, кто-то из вас хочет придумать и спеть нам свою песенку? Запевай, Марина, с песенкой в пути веселее.
Дети поют песенную импровизацию на заданный текст.
Первый ребенок.
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети,
Будут на полянке
Цветы цвести.
Второй ребенок.
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети,
Будут все ребята
Венки плести.
Третий ребенок.
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети,
Будет много ягод
В лесу расти.
(Н. Найденова)
Ведущая:
Вот мы и приехали на полянку, посмотрите, сколько здесь цветов! Давайте сплетем из них венки. (Девочки надевают шапочки цветов, мальчики -костюмы бабочек.)
«Вальс цветов», музыка П.И. Чайковского (танцевальная импровизация девочек).
Ведущая:
Летают бабочки в лесу.
Увидели цветок,
Тихонько сели на цветок
И пьют душистый сок.
«Бабочки», музыка Ф. Куперен (танцевальная импровизация мальчиков).
Ведущая:
Хорошо на этой поляночке, но нам надо идти дальше. Посмотрите, какая ровненькая дорожка ведет нас вперед. Кто хочет сочинить песенку про дорожку?
Песенная импровизация на заданный текст.
Первый ребенок:
Зашагали ножки —
Топ, топ, топ!
Прямо по дорожке —
Топ, топ, топ!
Второй ребенок:
Ну-ка, веселее —
Топ, топ, топ!
Вот как мы умеем —
Топ, топ, топ!
(Н. Фрункель)
Ведущая:
Ой! Посмотрите, сколько зайчиков скачет по полянке! Может, кто-то из нас знает стихотворение про зайчиков и нам его прочитает?
Ребенок:
Зайки скачут скок, скок, скок
На зеленый на лужок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк?
Ведущая: А вы не хотите стать маленькими зайчиками? (Ответы детей.)
Тогда надевайте шапочки зайчиков и выбегайте на полянку.
Игра «Зайцы я волк»
Ведущая:
Хорошо на этой полянке, но нам пора в путь. Посмотрите какой широкий ручеек преградил нам путь — придется через него перепрыгивать, но будьте осторожны, чтобы с вами не произошла такая история, как с Сашей и Наташей. Послушайте их рассказ.
Первый ребенок:
Ручейки кругом и лужи:
Здесь пошире, там поуже.
Прыгаю, смотрите — раз!
В лужу хлоп и весь рассказ.
Второй ребенок:
В луже солнышко помылось
И совсем не «загрязнилось»,
Искупалась в луже я —
Испугалась вся семья!
(Л. Миронова)
Ведущая:
Надеюсь, с вами не произойдет того, о чем нам рассказали дети. Тогда перепрыгиваем через ручейки и лужицы. Вот мы с вами и на другой полянке. Посмотрите, скворушки летят.
С юга скворушки летят,
В новом доме жить хотят.
За работу нам пора —
Строить скворушкам дома.
(В. Колосова)
Дети встают в три кружочка, в каждый кружочек влетает скворец. Один ребенок изображает кошку.
Ведущая:
Понравились ли вам, скворушки, скворечники?
Скворцы:
Нам построили дома,
Не дома, а терема!
(В. Колосова)
Ведущая:
Будьте, скворушки, осторожны, ведь где-то рядом бродит кошка.
Игра «Скворцы и кошка», музыка В. Герчик
Ведущая:
Пора в путь! Ой, посмотрите, какая широкая река преградила нам дорогу, как же нам перейти на другой берег? Я знаю, мы пойдем по мосточку.
Песня «На мосточке», музыка А. Филлипенко, слова Г. Бойко (игровая импровизация).
Ведущая:
Вот мы и перешли на другой берег. Как здесь красиво! Сколько грибов прячется под березками! Посмотрите, какой я нашла грибок, давайте его не будем срывать, пусть подрастет, а мы сядем рядом на травку и будем наблюдать за ним. Садитесь.
Сценка «Под грибком», В. Сутеев (игровая и песенная импровизация детей).
Ведущая:
Вот и закончилось наше путешествие в весенний лес. Поезд подошел к станции, занимайте места. Поехали.
Песня «Веселые путешественники, музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.
Ведущая:
Вот мы и приехали в детский сад, сколько гостей нас ожидают! Бабушки и мамы с нетерпением ждали нашего возвращения из весеннего леса! Вам понравилась, дети, наша поездка?
(Ответы детей.)
Ну, тогда до новых встреч!
«Теремок» на новый лад
Действующие лица:
Ведущий — роль исполняет взрослый
Два мышонка
Две лягушки
Две лисички
Два зайчонка
Волк
Медведь
(Зал оформлен, как лесная полянка. Чуть в сторонке стоит теремок).
Ведущий:
Сказки любят все на свете, Говорят, как надо жить, Любят взрослые и дети! Чтобы всем вокруг дружить!
Сказки учат нас добру «Теремок» на новый лад
И прилежному труду, Вам покажет детский сад!
Стоит в поле теремок — теремок! Он не низок, не высок, не высок. Вдруг по полю-полю мышки спешат...
(Звучит музыкальная тема мышек.)
Подбежали к теремку и говорят.
Мышата:
Что за терем - теремок?
Он не низок, не высок!
Ну да ладно, так и быть,
В теремочке будем жить!
(Звучит музыка, мышата забегают в теремок).
Ведущий: Забежали мышата в теремок и стали там жить-поживать! В теремочке тепло, а на улице ветер дует, холод навевает. И вот по полю скачут лягушки-квакушки!
(Звучит музыкальная тема выхода лягушек).
Лягушки:
Ква-ква да ква-ква-ква!
Пожелтела вся трава!
Мерзнут лапки и живот...
В теремочке кто живет?
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в высоком живет? (Стучат).
Мышки (выглядывая в окошко):
Мы, мышки - норушки! А вы кто?
Лягушки:
А мы лягушки-квакушки! Пустите нас к себе жить!
Мышки: А что вы умеете делать?
Лягушки: Умеем песни петь!
(Исполняется песня «Про лягушек и комара», ел. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).
Лягушки: Понравилась вам наша песенка?
Мышки: Понравилась! Заходите к нам жить!
(Звучит музыка, лягушки забегают в теремок).
Ведущий:
Забежали лягушки-квакушки в теремок и стали жить в нем вместе с мышатами! А в лесу уже и травка пожелтела, и листочки с деревьев опадают. Все чаще идет дождик... И тут к теремочку бегут зайчики-побегайчики!
(Звучит тема зайчат).
Зайчата:
Мы зайчики - шалунишки,
Мы по ельничку бежали,
Мы дорогу в свою норку
С перепугу потеряли...
(Подходят к теремочку, стучат).
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышки: Мы, мышки-норушки!
Лягушки: Мы, лягушки-квакушки!
Вместе: А вы кто?
Зайчата: А мы зайки-побегайки! Пустите нас к себе жить
Лягушки: А что вы умеете делать?
Зайчата: Мы лучше всех умеем делать зарядку! Вот смотрите!
(Зайчата берут гантельки. Исполняется «Заячья зарядка» (несколько физических упражнений)).
Зайчата: Понравилась вам наша зарядка?
Мышки и Лягушки: Понравилась! Заходите к нам, будем вместе жить!
(Звучит музыка, зайчата забегают в теремок).
Ведущий:
Забежали зайчата в теремок, и стали зверюшки жить в нем все вместе!
Но что такое? Почему так кустики колышутся? Кто же это бежит к теремочку?
(Звучит музыкальная тема Лисичек).
А - а! Да это лисички - сестрички!
Лисички:
По лесам, по кустам
Ходит рыжая лиса!
Ищет норку - где-нибудь
Приютиться и уснуть!
(Стучат).
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышки: Мы, мышки-норушки!
Лягушки: Мы, лягушки-квакушки!
Зайчата: Мы, зайки-побегайки!
Вместе: А вы кто?
Лисички: А мы лисички-сестрички! Пустите нас к себе жить!
Зайчата: А что вы умеете делать?
Лисички: Мы умеем частушки петь!
(Исполняются «Частушки - веселушки»).
Ставьте ушки на макушки, Рыжий кот под ним поспал - Слушайте внимательно! Полосатым тигром стал! Ух!
Пропоем мы вам частушки - Ем я кашу и сметану, Будет замечательно! Ух! У меня силенка есть!
Поленился утром Вова Все же драться я не стану,
Причесаться гребешком, Только ты ко мне не лезь! Ух!
Подошла к рему корова, Мы частушки вам пропели,
Прическа языком! Ух! Вы скажите от души:
Я сама разрисовала «Хороши частушки ваши,
Черной краской одеяло! и вы тоже хороши!» Ух!
Лисички: Понравились вам наши частушки? Зверюшки: Понравились! Заходите к нам жить!
(Звучит музыка, лисички забегают в теремок).
Ведущий:
Вот и лисички-сестрички поселились в теремочке! До чего же всем зверюшкам весело! Кто песни поет, кто пироги печет, кто пол подметает... Всем дел хватает!
А осень уже совсем вступила в свои права. Весь день дождик льет, ветер завывает, а скоро, наверное, и снежок выпадет... И вот к теремочку бежит волчок - серый бочок!
(Звучит музыкальная тема волка).
Волк:
Осень наступила, Спрятался куда-то
Звери ждут зиму. Весь лесной народ.
Волку, братцу серому, Чья же это хата?
Скучно одному. Кто же в ней живет?
(Стучится).
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышки: Мы, мышки — норушки!
Лягушки: Мы, лягушки - квакушки!
Зайчата: Мы, зайки - побегайки!
Лисички: Мы, лисички-сестрички!
Вместе: А ты кто?
Волк: А я волк - зубами шелк!
Пустите меня к себе жить!
Зверюшки: А что ты умеешь делать?
Волк: А я умею стихи читать! Хотите послушать?
Зверюшки: Хотим!
Волк:
Волка все кругом боятся –
Говорят, люблю кусаться!
Вы не верьте в сказки эти
И не бойтесь меня, дети!
Я не злой, не злой совсем,
Никого я тут не съем!
Понравился вам мой стишок?
Зверюшки:
Понравился! Заходи к нам жить!
(Звучит музыка, волк забегает в теремок).
Ведущий:
Весело живут звери в теремочке! Но что за шум? Что за треск? Почему кусты гнутся, сучки ломаются? Кто же к нам пробирается? Ой, да это мишка - топтыжка! (Звучит музыкальная тема выхода медведя).
Медведь:
Я за медом лазил в улей,
Так трудился, так устал.
Злые пчелы покусали
Нос и уши, и глаза!
Не могу найти покоя,
Нос огнем вот так и жжет...
Теремочек? Что такое?
В теремочке кто живет? (Стучится).
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышки: Мы, мышки - норушки!
Лягушки: Мы, лягушки - квакушки!
Зайчата: Мы, зайки - побегайки!
Лисички: Мы, лисички- сестрички!
Волк: Я, волк - зубами шелк!
Вместе: А ты кто?
Медведь: А я мишка - топтыжка! Пустите меня к себе жить! (Топает ногой).
Волк: А что ты умеешь делать?
Медведь: Я умею плясать, вот смотрите!
(Исполняется «Пляска медведя»).
Медведь: Понравилась вам моя пляска?
Зверюшки: Понравилась! Иди к нам жить!
(Звучит музыка, медведь входит в теремок).
Ведущий:
Дружно живут звери в теремочке! Мышки пол метут, лягушки пироги пекут, зайчишки спортом занимаются, лисички частушками веселят, волк стихи читает, а Миша — медведь всех пляской веселит! Никто никого не обижает. Все друг другу помогают и поют такую песенку!
(Исполняется «Песенка друзей», ел. Я. Акима, муз. В. Герчик).
Ведущий:
Вот и сказочке конец. А кто слушал - молодец!
Путешествие в страну дорожных знаков
Действующие лица.
Ведущий
Взрослые: Помеха – Неумеха, Кот
Дети: Дорожные знаки
(Зал украшен дорожными знаками. Дети под музыку входят в зал).
Ведущий:
Ребята, куда мы попали, вы не знаете? А это что? Письмо какое-то... (читает).
«Мы, жители страны дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе - Неумехе. И теперь у нас происходят постоянные аварии. Помогите нам!» Ребенок:
Тут, наверно, скажет кто-то.
Это что за колдовство?
Это что за волшебство?
Не случилось ничего!
Ребенок:
Ну, исчезли переходы,
Не заплачут пешеходы.
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти.
Ребенок:
Светофор не светофорит?
Ну какое в этом горе?
Красный свет, зеленый свет...
Может, в нем и толку нет?
Ведущий: Ребята, а вы как думаете? Нужны ли правила дорожного движения? Зачем?
(Ответы детей).
(Вбегает Помеха-Неумеха, мельком читает письмо и вскрикивает)
Помеха:
Ха! Помощи захотели! Не будет им помощи!
Ведущий:
Мы поможем. Ребята, поможем?
Дети: Да!
Помеха:
Вам не удастся помочь! Не получите вы светофоров и дорожные знаки, я их спрятала!
Ведущий: Не будем терять времени и отправимся в путь на поиски знаков.
(Входит дорожный знак)
Дорожный знак:
Я - дорожный знак. Меня заколдовала Помеха. Я смогу открыться только тогда, когда вы отгадаете эти загадки.
(Знак передает ведущему загадки).
Ведущий:
Широка в ширину,
Но зато длинна в длину,
Где вода и глубина –
Там бетонная она. (Дорога).
Маленькие домишки по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автобус).
Стою с краю улицы
В длинном сапоге -
Чучело трехглазое
На одной ноге. (Светофор).
Дорожный знак: Узнаете меня? Где можно меня встретить?
Дети: На дороге.
(Знак поворота).
Ведущий: Правильно.
Проводится игра «Кто быстрей сложит машину» .Две нарисованные машины разрезаны на части. Участвуют двое играющих. По команде каждый должен найти часта от своей машины и сложить из них грузовик. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
(Входит Кот)
Кот:
Я - Кот, ученик светофорных наук.
Ведущий:
А ты знаешь Правила дорожного движения?
Кот: А зачем мне их знать?
Ведущий:
Скажи, Кот, как надо переходить улицу?
Кот:
На четырех лапах!
Ведущий: Ребята, правильно он ответил?
Дети: Нет! Ведущий: А как надо?
Ребенок:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный, похожий на зебру.
Знай, что только переход от машин тебя спасет!
Ведущий:
Ответь, Кот, можно ли играть на проезжей части?
Кот:
Смотря во что. В шахматы нельзя.
Ведущий: А почему?
Кот: Машины все фигуры посбивают. А вот в мячик можно!
Ведущий:
А вы, ребята, согласны с Котом?
Дети: Нет!
Все дети:
Не мостовой - не играть, не кататься.
Если хочешь здоровым остаться!
Проводится игра «Угадай знак». Ведущий показывает дорожный знак, а дети отвечают, как он называется.
Ведущий (показывает детям светофор):
С виду грозный и серьезный.
Очень важный светофор.
Все, что хочет он сказать,
Я умею по глазам его читать.
Различать ты должен ясно
Цвет зеленый, желтый, красный.
Ведущий:
Ой, ребята, слышите? Это, наверное, авария! Может помощь нужна?
(Входит Кот с перевязанной лапой).
Ведущий: Что случилось?
Кот: Я попал в аварию. Я хочу с вами учиться! Я открою вам тайну, как спасти дорожные знаки.
Ведущий: Как же их спасти?
Кот: Нужно сказать волшебные слова: «Знаки, знаки, отзовитесь!»
(Дети повторяют)
Помеха: Все! Пропала я! Мое колдовство бессильно!
Дорожные знаки: Мы рады, очень рады. Что вы спасли всех нас. Веселый танец дружбы станцуем мы сейчас!
Ведущий:
Мы совершили сегодня хорошее дело - спасли от Помехи дорожные знаки и светофор. Светофор и знаки дорожного движения - наши надежные друзья!
Выход под музыку: Д. Штейбельт. Адажио.
К А Р Т О Т Е К А
специальных театральных игр
Цель:
Содействовать переходу от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями;
Активизировать познавательный интерес, умение ориентироваться в окружающей обстановке;
Формировать в ребенке готовности к творчеству;
Развивать внимание и наблюдательность, воображение и фантазию;
Воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.
а) ЗНАКОМСТВО. Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон» Красная шапочка, Бу-ратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.
б) РАДИОГРАММА. Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.
Что ты слышишь?
Цель. Тренировать слуховое внимание.
Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени.
Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.
УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ
Цель. Тренировать зрительное внимание.
Ход игры. Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету). Водящий ребенок в это время отворачивается. Потом он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.
РУКИ-НОГИ
Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.
Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам — встать. Если руки подняты: по одному — опустить руки, по двум — сесть.
УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ
Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)
Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по валу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.
Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий — в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если Не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ
Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.
Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут
по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».
Для мальчиков:
В центр круга ты вставай
И глаза не открывай.
Поскорее дай ответ:
Ваня наш во что одет?
Или для девочек:
Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ
Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.
Ход игры. Дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, Три — замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.
Ход игры. Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи — топнуть одной ногой, обезьяны — хлопнуть в ладоши, слоны — поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.
Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок — «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.
СЛЕД В СЛЕД
Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.
Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.
Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам, через ручей и т.п.
Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.
ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ — НЕ РАСТЕТ
Цель. Развивать внимание, координацию.
Ход игры. Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает — опускают руки вниз. Если растет — поднимают вверх, не растет — охватывают себя двумя руками.
Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет (маличные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.
ВОРОБЬИ — ВОРОНЫ
Цель. Развивать внимание, выдержку, ловкость.
Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, — убегает в «домики» (на стулья до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во-о- ро- о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.
Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.
Ход игры. Один ребенок — водящий ходит по залу, делая про-извольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3—5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять Мои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.
ПОВАРЯТА
Цель. Развивать память, внимание, фантазию.
Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7—8 человек. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. — "Для борща: картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом — для салата. Все становятся в общий круг — это кастрюля — и поют песню (импровизацию):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат иль простой винегрет,
Компот приготовить.
Вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в кругу, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.
(В центре зала стоит домик с окном. На полу возле дома лежит коврик.)
Ведущий:
Жил в домике Щенок Веселый, озорной. Он поиграть бы мог С тобою и со мной. Он лаял очень звонко, Нисколько не скучал И мамочку родную Совсем не огорчал.
(Появляется Щенок с мамой)
Щенок:
Гав, гав, гав! Давайте же будем Вместе весело играть. Вместе бегать, вместе прыгать. Кто же будет начинать?
(Танец Щенка с мамой).
Вед:
Наш Щенок был очень весел, Очень боек, очень скор, Но устал. И вот, зевая, Спать улегся на ковер.
(Мама укладывает Щенка спать. Он сворачивается клубочком на коврике возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку).
Кошка:
Спать улегся без обеда… Разбужу-ка я соседа. Погоди-ка милый мой, Пошучу я над Тобой Мяу-мяу! (убегает).
Щенок: (просыпается)
“Мяу!” кто сейчас сказал? Кто поспать Щенку не дал?
Вед:
Выглянул во двор Щенок, Видит: Петя-Петушок. В красных новеньких сапожках Учит всех играть на ложках.
Петушок:
Ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку! Научить я всех могу.
(Игра на ложках).
Щенок:
“Мяу!” Ты сейчас сказал? Ты поспать Щенку не дал?
Петушок:
Я кричу: Ку-ка-ре-ку! По-другому не могу. (Уходит).
Вед:
Загрустил совсем Щеночек Поскорей узнать он хочет. Кто же “мяу!” говорит, И подальше прочь бежит.
(Щенок через окно выпрыгивает во двор. За его спиной выглядывает Кошка, мяукает, и прячется. Раздается “Мяу”)
Щенок:
“Мяу!” кто сейчас сказал? Кто поспать Щенку не дал?
Лягушка:
Я зелененькое брюшко, Пучеглазая Лягушка. Всем кто спросит без труда, Отвечаю: Ква-ква-ква! (убегает).
Ведущий:
Вдруг опять он слышит “Мяу!”…… Видит он цветок в саду, Подошел Щенок к цветку, Нос свой сунул, отбежал.
Щенок:
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Пчела:
Ж-Ж-Ж. Повеж-жлевее пес, Береги свой бедный нос. Ж-ж-ж, не будешь зря соваться Знай, на пчел нельзя бросаться. (Жалит щенка в нос).
(Щенок закрывает свой нос и обегает вокруг домика).
Щенок:
Ай, как носик мой болит, Ай-яй-яй, как он горит! Я теперь несчастный самый, Позову на помощь маму. Мама знает все на свете, И на мой вопрос ответит. Мама! Мама!
Мама:
Что, сынок?
Щенок:
Я прилег поспать часок, Кто-то громко мне сказал: “Мяу!” - сразу убежал.
Мама:
Просмотри-ка на окошко, Кто сидит там, видишь?
Щенок
Кошка.
Мама:
Кошка “мяу” говорит, А еще она урчит.
Кошка:
Мур-мур, мяу.
(Кошка подходит к Щенку)
Щенок:
Подсказала моя мама Это Ты сказала “Мяу!”.
Кошка:
А сегодня мы вдвоем вместе песенку споем. (Поют песню)
Ведущий:
Мамы деткам помогают, Мамы их оберегают, Учат мамы всех детей И больших и малышей.
Зверюшки поют песню про маму.
Дети кланяются. Занавес закрывается.
ТРИ МЕДВЕДЯ
Детивходят в зал и садятся на стульчики.
Ведущая.
Возле леса на опушке Трое их живет в избушке, Там три стула и три кружки, Три кровати, Три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
Звучит музыка. Занавес открывается. Перед зрителями домик трех медведей.
Ведущая.
На лесной опушке в маленькой избушке Жили-поживали медведи всей семьей. Самый старший - Михаил Иванович. Он умеет песни петь и любит медом лакомиться.
Звучит музыка, выходит Михаил Иванович.Проводится игра "Медведь и пчелы".
(Слова и музыка С.Г. Насауленко "Колокольчик" №38.)
Ведущая.
Нагуляется в лесу Сразу он спешит к столу. Садится Михаил Иванович на большой стул и берет большую ложку.
Медведь выполняет все действия по тексту ведущей.
Ведущая.
Хозяйкой в этом доме медведица была. Настасья Петровна не спит с утра. Надо кашу сварить, тесто замесить.
Звучит музыка, выходит Настасья Петровна.Исполняется "Песня Медведицы".
("Колокольчик" № 37.)
Дети "пекут пироги" вместе с медведицей.
Ведущая.
Час обеда настает, Настасья Петровна к столу идет. Кашу и пироги несет. Садится на стул поменьше, берет ложку поменьше. Да и ест из миски поменьше. Дети выполняют все действия по тексту.
Ведущая.
А еще живет в избушке маленький медвежонок, Мишутка. Любопытный непоседа целый день он занят делом. То сорвет цветочек, то найдет листочек, То надует шарик, то скушает пряник.
А мама его кушать зовет, к столу ведет. На меленький стульчик посадит, маленькую миску поставит. Вот маленькая ложка, покушай кашки немножко. Мишутка садится за стол и ест кашу.
Ведущая.
Только соберется за столом семья, Веселые воробушки летят скорей сюда.
Исполняется игра "Воробушки".(Педагогический альманах "Музыкальные минутки для малышей" №3).
После окончания игры воробушки летят к окошечкам и садятся под ними.
Ведущая.
Сядут воробушки на окошко и ждут, когда им зернышек дадут. А медведи птичек не прогоняют, всех зернышками угощают.
Медведи кормят птичек.
Ведущая.
Вот кончится обед и тогда зовет медведь. Михаил Иванович. Спать пора.
Ведущая.
И пойдут медведи спать... Михаил Иванович ложится на большую кровать, у Настасьи Петровны кровать поменьше, а маленький Мишутка на маленькой кроватке будет спать. А птички тут как тут, колыбельную песню поют.
Звучит спокойная музыка, на ее фоне ведущая читает текст.
Ведущая.
Тише, тише, тихий час И у кукол и у мишек и у нас. Баю, баю, баю, бай, глазки закрывай. Тише, птички, не шумите. Видите, мишки спят, и вам пора улетать. Птички улетают на стульчики.
Ведущая.
Быстро ночь кончается, медведи просыпаются. Потянулись, улыбнулись, нос потерли и проснулись. Михаил Иванович. Пойдем гулять, шишки собирать.
Ведущая.Ушли мишки, на полянке играют, на пеньке отдыхают. В доме порядок: кровати заправлены, стулья на месте стоят, но, кажется, сюда кто-то идет.
Звучит веселая музыка, входит девочка Маша.
Ведущая.Здравствуй, девочка. Ты кто?
Маша.Я - Маша.
Ведущая.А что ты тут делаешь?
Маша.Я по лесу гуляла, ягоды собирала.
Ведущая.
Зашла Маша в избу, а там никого нет. Захотела она кушать. Пошла к столу и села на большой стул. А птички на нее глядят, а птичке Маше говорят: "Ай-ай-ай".
Ведущая.
Не понравилась ей каша, бросила она на пол чашку. Попробовала всего понемножку, бросила на пол ложку. Носик сморщила, отвернулась, маленький стульчик перевернула. Ничего за собой не убрала, и спать пошла. А птички на нее глядят, а птички Маше говорят: "Ай-ай-ай".
Ведущая.На большую кроватку Маша легла, ей подушка показалась высока. Выбросила подушку. На другую кроватку легла, одеяло колет бока. Сбросила одеяло. На маленькую кроватку легла и уснула.
А птички на нее глядят, а птички Маше говорят: "Ай-ай-ай".
Ведущая. Вот медведи вернулись домой и к столу пошли всей семьей.
Медведи.
Кто бросил чашку? Кто бросил ложку? Кто уронил стул?
Ведущая.В спальню мишки идут, беспорядок даже тут.
Медведи.
Кто бросил подушку? Кто бросил одеяло? Ай-ай-ай! Вот она!
Ведущая.Рассердились медведи на Машу - неряху, зарычали громко, погрозили лапой. Проснулась Маша, заплакала. Стыдно ей стало, не хотела быть неряхой. А Михаил Иванович говорит: Михаил Иванович. Не реви, лучше в доме убери!
Ведущая. Стала Маша за собой убирать, а медведи помогать. А птички чирикают.
Птички.Да-да-да, будет в доме чистота.
Ведущая.
Снова в доме чистота, рада дружная семья. И Маша улыбается Ей мишки очень нравятся. Мишки Машу обнимают и на танец приглашают.
Все герои сказки исполняют "Русский танец".(Т. Суворова "Танцуй, малыш" №1).
По окончании выстраиваются полукругом.
Ведущая.
Вот какая сказка получилась, Будто сами в ней побывали. А рассказать и показать мне ее помогли маленькие артисты.