Просмотр содержимого документа
«Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»»
Урок 16
Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».
Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи урока:
Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью;
Расширять и активизировать словарный запас учащихся;
Развивать творческое воображение;
Развивать умения ставить вопросы по тексту и находить ответ на вопрос;
Воспитывать доброту, уважительное отношение к животным.
Воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
Воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование: книги Е.И. Чарушина (выставка), портрет писателя, презентация, иллюстрация с изображением ежа; солнышко; тучи с заданиями;“Поляна настроения” (чистый лист бумаги);
“сени”, “чулан”
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой на урок.
- Улыбнитесь друг другу. Возьмите друг друга за руки и пожелайте удачи на уроке. А я вам всем желаю получить больше хороших оценок.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, отгадайте загадку:
Светит, сверкает, Всех согревает.( Солнце)
(открывается рисунок солнце закрытое тучами)
- Сегодня на уроке нам с вами надо помочь Солнцу, которое закрыли тучи. Поможем? Да. - Попробуем разогнать тучки, повторив хором чистоговорки.
1.Речевая разминка.
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу — молока несу. (ежу).
Жа-жа-жа - тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу - уж пришёл к ежу!
2.Проверка домашнего задания.
- Ребята, тучи так и остались на своём месте. А как плохо, когда солнышко не греет, не улыбается нам.
- Но оно шепчет мне, что тучки эти не простые, а с заданиями, которые надо выполнять по порядковым номерам, которые на них написаны. Давайте возьмём тучку №1 и выполним задание. (Задание читает учитель.)
Тучка №1
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
Какое домашнее задание нужно было подготовить?
III. Сообщение целей и постановка учебной задачи.
Тучка №2
Л.Н. Толстой Е.И. Чарушин М.М.Пришвин
“Филипок”
“Страшный рассказ”
“Ребята и утята”
1. Прочитайте запись на карточке и определите о каком из трёх авторов идёт речь? 2. Какое из перечисленных произведений принадлежит его перу?
- Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
IV.Изучение нового материала.
Тучка №3
1. Знакомство с творчеством Е.И. Чарушина.
- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?
- Кто он может быть по профессии? Может он быть писателем или художником?
- Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
- Подробнее о Евгении Ивановиче Чарушине расскажут сами ребята.
( Заранее подготовленные ученики делают сообщения).
Сообщение 1.
Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник –архитектор, много разъезжая, брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.
Сообщение 2.
Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, занимательно рассказывает о поведение животных.
Сообщение 3. Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения, они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях.
Тучка №4
2. О ком мы сегодня будем читать произведение вы узнаете, отгадав загадку.
Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами
Кто это? .(Ёж).
Что вы знаете о ежах?
Сообщение
Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей листвы, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок. Есть у ежа враги: филин, лисицы. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем.
Физминутка
Тучка №5
3.Эмоциональная подготовка к восприятию. -Вы когда-нибудь вечером дома были одни?
-Испытывали ли вы когда-нибудь страх?
- Отчего бывает страх? Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”.
- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?
4. Словарная работа.
- Прежде чем читать рассказ, уточним значения некоторых слов.
Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.
Тучка №6
5..Комментированное чтение первой части и озаглавливание.
В.- Как вы думаете, о ком этот рассказ?
- Прочитаем дальше, чтобы узнать, о ком же этот рассказ?
П. – Значит, о ком этот рассказ, где происходило события?
- Рассказ о мальчиках, события происходят на дачи.
-– Почему они остались дома одни? Мама и папа ушли к соседям в гости. – Что они делали, когда остались одни? Мальчики умылись, разделись и легли спать.
- Как можно озаглавить первую часть?
1. Мальчик Шура и Петя остались дома одни.
2.Комментированное чтение второй части и озаглавливание.
До чтения вопросна прогнозирование:
В.- Как вы думаете, что произошло дальше?
- Прочитаем дальше и узнаем, что же произошло.
П. – Так что же произошло?
– Какие звуки они услышали? – Как они отреагировали на эти звуки?
- О чем эта часть? Как ее можно озаглавить?
2. Детям стало страшно.
3.Комментированное чтение третьей части и озаглавливание.
До чтения учитель обращается к детям с вопросом на прогнозирование:
В. – Как вы думаете, кто это мог бы быть?
- Прочитаем следующую часть и узнаем, кто же это был?
П. – Прочитайте, кто же это был?
– Рассказали мальчики родителям, что случилось? – Кого нашли родители? – Чем они угостили ежа? – Боялись ли мальчики его потом? Почему?
- Как можно озаглавить последнюю часть?
3. Все увидели ежа.
-Скажите в форме одного предложения о чём это произведение, используя следующую запись на доске.
- Запись на доске: “Это произведение о том, как Ш... и П... и... е...”
Физминутка
V.Закрепление нового материала.
Тучка №7
1.Работа с текстом после чтения
Раскрытие идеи рассказа.
- Как вы думаете, прочитанное вами произведение сказка или рассказ?
– Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были одни дома?
- Что напугало детей? Найдите эти строки.
- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться?
– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему?
- Как вел себя ежик, когда искали его
2.Работа по иллюстрациям и словесное рисование.
- Посмотрите на иллюстрацию в ваших книгах. Ее выполнил Е. Чарушин.
- Кого изобразил художник на рисунке?
- Найдите в тексте строки, которые ты мог бы соотнести с рисунком.
3.Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке 4.Художественное исполнение. Чтение диалога по ролям. Перечитайте в парах отрывок диалога ребят, стараясь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор. Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.
Тучка №8
VI. Подведение итогов урока.
– Как называется рассказ, который мы читали на уроке? – Кто его автор? – Почему автор назвал рассказ именно так? – Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? – Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето? – Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных?
Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным.Дети выполняют тест по содержанию текста в парах.
1. Мальчиков звали Шура и Петя.
2. Без мамы и папы дети не ложились спать.
3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.
4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
5. В углу свернулся шариком ёжик.
6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.
7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
Рефлексия деятельности на уроке.
Составление коллективного синквейна «Ёжик»
Ёжик
Круглый, колючий.
Пыхтит, шуршит, топает.
Ёжик охотится по ночам.
Хищник.
-Посмотрите, солнышко освободилось от тучек полностью.
- За отличную работу эти ребята получают изображение ёжика на память.
VII.Домашнее задание.
Выразительное чтение по ролям, пересказать «Страшный рассказ»
Прочитайте рассказ о еже на странице 155 учебника. Сравнить два рассказа про ежа.
– Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки.
Примерный план.
1.Мальчики остались одни.
2.Странные звуки.
3.Испуганные дети.
4.Родители вернулись.
5. Неожиданная находка.
6.Ежик остался жить на даче.
Сообщение 1.
Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник –архитектор, много разъезжая, брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.
Сообщение 2.
Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, занимательно рассказывает о поведение животных.
Сообщение 3. Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения, они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях.
Сообщение
Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей листвы, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок. Есть у ежа враги: филин, лисицы. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем.