Окружающий мир.
4 класс.
Тема: Дыхательная система человека.
Задачи:
- Познакомить учащихся с новыми анатомо-физиологические понятиями: строение и функции органов дыхания, газообмен, дыхательные движения, гигиена органов дыхания.
- Рассказать о вреде курения.
- Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
- Прививать ученикам здоровый образ жизни .
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: МП, экран, презентация «Дыхательная система человека», учебник.
1 Постановка проблемы и актуализация знаний.
Проблемная ситуация.
- Зачем мы дышим? Весь ли воздух пригоден для дыхания? Долго ли человек может не дышать? (Гипотезы детей).
- Сегодня на уроке мы найдем ответ на вопрос «Для чего и как мы дышим?»
- Отгадайте загадку: Два воздушных лепестка ,
розовых слегка,
Важную работу выполняют.
Дышать нам помогают . (Лёгкие.)
2.Изучение нового материала.
- Какие органы осуществляют процесс дыхания? Слайд 3.
- Что такое дыхание? Слайд 4.
- Начнём наше « путешествие» с воздушным пузырьком. Из носа в лёгкие. Для чего человеку нос? Почему носовую полость можно назвать фильтром? Как правильно дышать: через нос или рот? Почему?
- Какую работу выполняют органы дыхания? Чтение статьи учебника стр. 29-31.
- Благодаря органам дыхания из воздуха к нам в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ. Кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. Слайд 5.
- Представьте себе, что в лёгких находится около 600 млн лёгочных пузырьков- альвеол. Если разложить на поверхности все альвеолы, то они займут площадь, на которой можно разместить теннисный корт! Слайд 6.
- Каждая альвеола покрыта сетью очень тонких кровеносных сосудов, которые называются капиллярами. Капилляры в лёгких настолько тонкие, что клетки крови, проходя по ним, «выстраиваются в очередь». Здесь происходит удивительный процесс – газообмен: кислород из вдыхаемого воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови переходит в выдыхаемый воздух.
- Это важно знать! Слайд 7. Как сохранить воздух в помещении чистым и свежим?( Проветривать, проводить влажную уборку.)
- Потребность человека в кислороде. Слайд 8
- Беседа о вреде курения.
Курение – болезнь века!
Уже в XVIII веке появились первые медицинские исследования, доказывающие опасность курения.
Из-за табака 25% курильщиков умирают на 10-15 лет раньше, чем некурящие.
- Курить – здорово вредить. Что такое табак. Слайд 9.
- История табака. Слайд 10.
- Влияние табака на организм. Слайд 11.
- Что входит в состав сигареты? Слайд 12.
Посмотрите на лёгкие здорового человека и курильщика. Слайд 13.
- Вы можете описать, как курение влияет на внешность человека? Человек худеет, нездоровый цвет лица.)
- Что происходит с зубами?
- Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания. К каким болезням приводит курение? Слайд 14.
3 Закрепление знаний.
- Итак, какие органы дыхательной системы вы знаете?
- Чем отличается воздух, который мы вдыхаем, от воздуха, который мы выдыхаем?
- Расшифруйте слова и объясните, что они обозначают.
ЯХЕТРА ( трахея) ЛЫХИОБРОН ( бронхиолы)
НХИБРО ( бронхи) ФРАГДИАМА ( диафрагма)
ЕЛЕГКИ ( лёгкие) КАРЫПИЛЛЯ (капилляры)
4.Итог урока.
Чем опасно курение? Что вы узнали о табачном дыме?