kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Органы дыхательной системы человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована на уроках биологии при прохождении темы "Дыхательная система человека"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Органы дыхательной системы человека»

8 кл  26. Органы дыхательной системы

8 кл 26. Органы дыхательной системы

Дыхание Дыхание – это процесс, обеспечивающий газообмен между организмом и внешней средой, а также окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. Значение дыхания 1. Поступление кислорода для окисления органических веществ и образование энергии. 2. Удаление углекислого газа для поддержания постоянства внутренней среды.

Дыхание

Дыхание – это процесс, обеспечивающий газообмен между организмом и внешней средой, а также окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия.

Значение дыхания

1. Поступление кислорода для окисления органических веществ и образование энергии.

2. Удаление углекислого газа для поддержания постоянства внутренней среды.

Органы дыхательной системы Верхние дыхательные пути Носовая полость  Носоглотка Ротоглотка Гортань Нижние дыхательные пути Трахея Бронхи ЛЕГКИЕ

Органы дыхательной системы

Верхние дыхательные пути

Носовая полость

Носоглотка

Ротоглотка

Гортань

Нижние дыхательные пути

Трахея

Бронхи

ЛЕГКИЕ

Диафрагма Диафрагма - перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости и участвующая в дыхательных движениях. Она образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью

Диафрагма

Диафрагма - перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости и участвующая в дыхательных движениях. Она образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью

1.Носовая полость Строение. Делится костно-хрящевой перегородкой на две половины, которые выстланы мерцательным эпителием с большим количеством желёз. В носовой полости находится много кровеносных сосудов. Есть обонятельные рецепторы. Функции: 1) Очищение воздуха от пыли (за счет мерцательного эпителия) и микроорганизмов (лейкоциты слизистой). 2) Согревание воздуха (за счет кровеносных сосудов) 3) Увлажнение воздуха (за счет секрета желёз слизистой) Дополнительные функции: восприятие запахов (за счет обонятельных рецепторов), рефлекс чихания, участие в речи и мимике Мерцательный эпителий дыхательной системы

1.Носовая полость

Строение. Делится костно-хрящевой перегородкой на две половины, которые выстланы мерцательным эпителием с большим количеством желёз. В носовой полости находится много кровеносных сосудов. Есть обонятельные рецепторы.

Функции:

1) Очищение воздуха от пыли (за счет мерцательного эпителия) и микроорганизмов (лейкоциты слизистой).

2) Согревание воздуха (за счет кровеносных сосудов)

3) Увлажнение воздуха (за счет секрета желёз слизистой)

Дополнительные функции: восприятие запахов (за счет обонятельных рецепторов), рефлекс чихания, участие в речи и мимике

Мерцательный эпителий дыхательной системы

Носоглотка Строение: часть воздухоносных путей из: соединительно-тканной оболочки, слоя гладких мышц, слизистого эпителия. Очень короткая, располагается сзади глотки Функция: проведение воздуха

Носоглотка

Строение: часть воздухоносных путей из: соединительно-тканной оболочки, слоя гладких мышц, слизистого эпителия. Очень короткая, располагается сзади глотки

Функция: проведение воздуха

3.Гортань Строение: образована хрящами, соединительными между собой связками и мышцами. В узкой части гортани находятся голосовые связки с голосовой щелью. Имеется хрящ ‑ надгортанник Функция:  участвует в проведении воздуха и голосообразовании. Надгортанник защищает от попадания пищи в дыхательные пути Надгортанник Щитовидный хрящ Черпаловидные хрящи Перстневидный хрящ

3.Гортань

Строение: образована хрящами, соединительными между собой связками и мышцами. В узкой части гортани находятся голосовые связки с голосовой щелью. Имеется хрящ ‑ надгортанник

Функция: участвует в проведении воздуха и голосообразовании. Надгортанник защищает от попадания пищи в дыхательные пути

Надгортанник

Щитовидный хрящ

Черпаловидные хрящи

Перстневидный хрящ

Прием пищи

Прием пищи

Голосообразование В средней части гортани на боковых стенках имеется 2 пары складок, образованные голосовыми связками, натянутыми между щитовидными и черпаловидными хрящами. Пространство между связками называется голосовой щелью. Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук. Чем короче голосовые связки, тем выше их звук. Частота колебания связок от 80 до 10000 Гц.

Голосообразование

В средней части гортани на боковых стенках имеется 2 пары складок, образованные голосовыми связками, натянутыми между щитовидными и черпаловидными хрящами. Пространство между связками называется голосовой щелью.

Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук.

Чем короче голосовые связки, тем выше их звук. Частота колебания связок от 80 до 10000 Гц.

4.Трахея Строение: трубка длиной 10-15 см., образована хрящевыми полукольцами, соединёнными связками и мышцами. Внутри трахея выстлана мерцательным эпителием. Нижняя часть делится на 2 главных бронха Функции: увлажнение, очистка, проведение воздуха.

4.Трахея

Строение: трубка длиной 10-15 см., образована хрящевыми полукольцами, соединёнными связками и мышцами. Внутри трахея выстлана мерцательным эпителием. Нижняя часть делится на 2 главных бронха

Функции: увлажнение, очистка, проведение воздуха.

5. Бронхи Строение:  имеют вид трубок, стенка у крупных бронхов состоит из хрящевых колец, а у более мелких из хрящевых пластинок (у бронхиол их нет)  Сначала идут 2 главных бронха, потом бронхи 2,3…19 порядков и бронхиолы. Образуют бронхиальное древо. Они выстланы слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. Функция: проведение воздуха

5. Бронхи

Строение: имеют вид трубок, стенка у крупных бронхов состоит из хрящевых колец, а у более мелких из хрящевых пластинок (у бронхиол их нет) Сначала идут 2 главных бронха, потом бронхи 2,3…19 порядков и бронхиолы. Образуют бронхиальное древо. Они выстланы слизистой оболочкой с мерцательным эпителием.

Функция: проведение воздуха

6. Лёгкие Строение: находятся в грудной полости. Парные органы (правое легкое состоит из 3 долей, а левое из двух), имеющие губчатое строение, образованы бронхиолами и альвеолами. Общая площадь дыхательной поверхности лёгких – 60-150 м 2 . Каждое из лёгких состоит из долей (правое – из 3 долей, а левое – из 2). Снаружи лёгкие покрыты двумя слоями плевры - оболочки (лёгочная и пристеночная плевра), между слоями находится жидкость, снижающая трение при дыхании. Плевра нужна для защиты легких и участвует в дыхании. Функция:  лёгочное дыхание

6. Лёгкие

Строение: находятся в грудной полости. Парные органы (правое легкое состоит из 3 долей, а левое из двух), имеющие губчатое строение, образованы бронхиолами и альвеолами.

Общая площадь дыхательной поверхности лёгких – 60-150 м 2 .

Каждое из лёгких состоит из долей (правое – из 3 долей, а левое – из 2). Снаружи лёгкие покрыты двумя слоями плевры - оболочки (лёгочная и пристеночная плевра), между слоями находится жидкость, снижающая трение при дыхании. Плевра нужна для защиты легких и участвует в дыхании.

Функция: лёгочное дыхание

Лёгочные альвеолы Легкие состоят из ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами. Их насчитывают более 300 млн. Альвеола – это легочный пузырек. Стенка альвеол состоит из однослойного эпителия, эластичных волокон и густо оплетена капиллярами. Альвеолы нужны для газообмена. Стенки капилляров очень тонкие, через них легко проходят газы. Стенки эпителия вырабатывают сурфактант - вещество, выстилающее изнутри альвеолы и препятствующее их спаданию.  Ацинус – единица строения и функций легких, состоит из разветвления одной концевой бронхиолы на дыхательные бронхиолы с гроздьями альвеол, густо оплетёнными капиллярами.

Лёгочные альвеолы

Легкие состоят из ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами. Их насчитывают более 300 млн.

Альвеола – это легочный пузырек. Стенка альвеол состоит из однослойного эпителия, эластичных волокон и густо оплетена капиллярами. Альвеолы нужны для газообмена.

Стенки капилляров очень тонкие, через них легко проходят газы.

Стенки эпителия вырабатывают сурфактант - вещество, выстилающее изнутри альвеолы и препятствующее их спаданию. 

Ацинус – единица строения и функций легких, состоит из разветвления одной концевой бронхиолы на дыхательные бронхиолы с гроздьями альвеол, густо оплетёнными капиллярами.

Заболевания органов дыхания Гайморит – это воспаление гайморовых пазух Фронтит – воспаление лобных пазух

Заболевания органов дыхания

Гайморит – это воспаление гайморовых пазух

Фронтит – воспаление лобных пазух

Заболевания органов дыхания Хронический тонзиллит – длительное воспаление нёбных миндалин (гланд). Острый тонзиллит – это ангина Аденоиды – разрастание глоточной (носоглоточной) миндалины, приводящая к затруднению дыхания Острый тонзиллит

Заболевания органов дыхания

Хронический тонзиллит – длительное воспаление нёбных миндалин (гланд).

Острый тонзиллит – это ангина

Аденоиды – разрастание глоточной (носоглоточной) миндалины, приводящая к затруднению дыхания

Острый тонзиллит

Заболевания органов дыхания Дифтерия — инфекционное заболевание, вызываемое бактерией. Чаще всего поражает ротоглотку, но нередко затрагивает гортань, бронхи, кожу и другие органы. Инфекция передаётся в основном воздушно-капельным путём. Тяжесть болезни связана с ядовитым токсином, который выделяет дифтерийная палочка. Возможно развитие крупа — закупорки дыхательных путей дифтерийной плёнкой и отёком, особенно у детей. Предотвратить дифтерию можно с помощью вакцинации.

Заболевания органов дыхания

Дифтерия — инфекционное заболевание, вызываемое бактерией. Чаще всего поражает ротоглотку, но нередко затрагивает гортань, бронхи, кожу и другие органы. Инфекция передаётся в основном воздушно-капельным путём. Тяжесть болезни связана с ядовитым токсином, который выделяет дифтерийная палочка. Возможно развитие крупа — закупорки дыхательных путей дифтерийной плёнкой и отёком, особенно у детей.

Предотвратить дифтерию можно с помощью вакцинации.

Вопросы 1. Что такое дыхание? 2. Какое значение имеет дыхание? 3. Охарактеризуйте органы дыхания по плану:

Вопросы

1. Что такое дыхание?

2. Какое значение имеет дыхание?

3. Охарактеризуйте органы дыхания по плану:

  • название
  • строение
  • функции
Вопросы 4. Назовите хрящи гортани, какие функции они выполняют?

Вопросы

4. Назовите хрящи гортани, какие функции они выполняют?

Вопросы 5. Объясните, как происходит голосообразование, от чего зависит высота голоса?

Вопросы

5. Объясните, как происходит голосообразование, от чего зависит высота голоса?

Вопросы 6. Что такое альвеолы, их строение, зачем они нужны? 7. В чем суть таких заболеваний как гайморит, фронтит, дифтерия?

Вопросы

6. Что такое альвеолы, их строение, зачем они нужны?

7. В чем суть таких заболеваний как гайморит, фронтит, дифтерия?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Органы дыхательной системы человека

Автор: Наталия Вячеславовна Попова

Дата: 21.11.2024

Номер свидетельства: 660017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Дыхательная система человека "
    ["seo_title"] => string(35) "dykhatiel-naia-sistiema-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "133428"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416504809"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Разработка открытого урока по биологии в 8 классе "Дыхательная система человека""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_otkrytogo_uroka_po_biologii_v_8_klasse_dykhatelnaia_sistema_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "528210"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574423103"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Конспект урока по теме "Значение дыхания.Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голоообразование. Заболевания дыхательных путей»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_znachieniie_dykhaniia_orghany_dykhatiel_noi_sistiemy_d"
    ["file_id"] => string(6) "382351"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485084384"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Дыхательная система 3 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(45) "dykhatiel-naia-sistiema-3-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "203305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429456139"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "презентация по биологии на тему "Значение дыхания. органы дыхательной системы". "
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-po-biologhii-na-tiemu-znachieniie-dykhaniia-orghany-dykhatiel-noi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "164028"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422558061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства