Просмотр содержимого документа
«" Дружба, в дружбе сила!"»
Классный час на тему «Дружба. В дружбе сила»
Цели:
- Обсудить, кто такой друг, что такое дружба, умеют ли дети дружить;
- Расширять и углублять представление детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям;
- Раскрыть значимость моральной поддержки товарищами, которая может быть выражена в сочувствии;
- Формировать ценное отношение ребенка к себе и окружающим его людям.
Оборудование:
флажки с различными пожеланиями своим друзьям, презентация.Стихотворение о дружбе
Музыкальное оформление: песни о дружбе.
Ход урока
Гости заходят в класс и садятся, под музыку «Улыбка» заходят парами дети и встают перед доской.
Учитель: Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады вас видеть в нашем классе. Вас приветствует 3 «Б» класс (хором) ДРУЖБА!
Монтаж:
Сколько света в этом мире,
Молод он в красе своей!
И становится все шире,
Все прочнее круг детей.
Дружба – это свежий ветер!
Это радости привет,
Ничего на белом свете
Лучше крепкой дружбы нет!
И особенно приятно,
Что вблизи и вдалеке,
Слово дружба всем понятно
На любом материке!
Пусть с веселым переливом
Смотрит радуга в окно!
Детство быть должно счастливым.
Детство мирным быть должно!
(Дети садятся на свои места в полукруг).
Учитель:
- Наш классный час сегодня посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между товарищами и одноклассниками.
Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди могут иметь друзей, некоторые просто путают понятия «знакомый», «приятель», «друг».
Учитель:
- Ребята, поднимите руку, кто из вас имеет настоящих друзей?
Вижу много таких детей. Я думаю, что к концу классного часа вы поймете настоящие ли вы друзья?
- А как вы думаете, что же такое дружба?
Учитель:
- А при каких условиях, с чего может в классе возникнуть дружба? (игры, общение, общие дела, совместные игры)
- Когда у тебя появляется друг, ты чувствуешь, что это именно тот человек, который будет тебя понимать, ты сможешь рассказывать ему о своих переживаниях, делиться с ним своими секретами.
Учитель:
- А еще с чего начинается дружба? Как поется в детской песенке?
(от улыбки)
- Это верно, а почему?
- Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.
Учитель: О дружбе размышляли во все времена, философы, поэты, ученые излагали свои мысли. Поэт Л.Измайлов написал очень хорошее стихотворение «Монолог о дружбе», послушайте его.
(Читает ученик стихотворение).
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» – Оба дружно начинают врать.
Учитель:
- Вы согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить? (Дети высказывают свои мнения)
- А какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Давайте составим модель слова
Модель слова «Друг».
Учитель:
- Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.
Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула «Ты – мне, я – тебе» это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной.
Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.
Учитель:
- Ребята, а скажите, что может разрушить дружбу, дружеские отношения?
Старайтесь беречь дружбу, ведь у людей с такими качествами никогда не будет друзей.
А иногда про дружбу говорят «Водой не разольешь», послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».
(ученик читает стихотворение).
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том,
Что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе...
Отстаём!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова,
Позабыл!
- И я забыл...
Ну, не важно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Учитель:
- Вот какие бывают друзья, судите сами, как назвать такую дружбу.
- Ребята, я даю конверты, составьте пословицы из отдельных слов.
1 гр. « Друг за друга стой – выиграешь бой»
2 гр. « С хорошим товарищем веселей при удаче, легче в беде»
3 гр. « Без друга на душе вьюга»
- Как понимаете эти пословицы?
Обсуждение понятия «Дружба»
-Молодцы, пословицы у вас получились.
-Общая тема пословиц – «Дружба».
-А теперь выскажите своё мнение.
-Вам вопросы:
Как вы понимаете слово « дружба»?
Кто такой друг?
Что значит «дружить»?
Есть ли определённые правила дружбы?
«Друг», « Приятель», «Товарищ», «Дружба» – одно ли значение, у этих слов?
Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
Приятель – близкий знакомый, с которым состоишь в дружеских отношениях.
Товарищ – человек, который дружески расположен к кому-нибудь; близкий по деятельности, условиям жизни, одинаковым взглядам.
- А как вы думайте, с чего же всё началось? Как возникло слово «друг»? ( «Как возникло слово «Друг») Давайте послушаем стихотворение. Которое так и называется « Слово друг»
Когда ещё никто не знал ни слова,
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожу (что одно и тоже)
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо. Умение руки.
И человек придумал слово «Друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шел сквозь мрак.
Чтоб, встретив, друга, я кричал: «Дурак!» Показывал язык или кулак
И корчил рожу (что одно и тоже)
Учитель:
- Молодцы, я надеюсь, что отныне вы будете строить отношения по правилам, будете знать кто настоящий друг, что такое настоящая дружба!
Учитель:
- А теперь я предлагаю вам поработать консультантами.
- Каждая группа получает конверт.
- В нём вы найдёте описание той или иной ситуации. – Задача вашей группы – прокомментировать её.
1 группа
Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.
2 группа
Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе дружить с ним. Твои действия.
3 группа
Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.
(учащиеся обсуждают в группах и предлагают комментировать всем)
- Вы замечательно справились с работой консультантов.- Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы. – Мы их повесим на доску и выберем общие законы для нашего класса.
(учащиеся работают в группах и отбирают наиболее значимые для них законы, зачитывают)
«Законы дружбы» В.А.Сухомлинского
Законы дружбы
1.Не обзывай и не унижай своего друга.
2.Помогай другу в беде.
3.Умей с другом разделить радость.
4.Не смейся над недостатками друга.
5.Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
6.Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.
7.Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
8.Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
9.Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
10.Не предавай своего друга.
- Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: « Я желаю тебе…» (ребята говорят пожелания друг другу)
Учитель:
Я хочу вам рассказать одно чудо! Когда я была маленькой и училась в начальной школе, нам много рассказывали про дружбу. Однажды я прочитала рассказ М.В.Водопьянова «Один за всех и все за одного», который до сих пор помню и хочу вам рассказать.
«Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.
Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.
И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.
С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук».
- Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.
Судя по вашим ответам и высказываниям, я надеюсь, вы будете настоящими друзьями и перенесете школьную дружбу и во взрослую жизнь.
Заключительная часть
–Я надеюсь, что теперь мы будем, более внимательно относится друг к другу.
– Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали.
– Эти законы мы поместим в нашем классном уголке.
– А теперь песня «О дружбе»
Игра «Найди друга» (открытки разрезаны, учащиеся находят вторую половину)
«Шире круг, шире» (становятся в круг, берутся за руки, по очереди говорят соседу что-нибудь приятное «Спасибо» – в ответ «А ещё я думаю, что я …..»)
- Я предлагаю дома написать письмо другу. В классе можно зачитать, или просто передать ему. Письмо можно написать любому однокласснику с предложением о дружбе.
- Наш классный час окончен. Всего доброго!
- Хороших вам друзей!
Предлагаю закончить классный час песней.
(Поем песню «Ты, да я, да мы с тобой» ).
В конце встречи можно предложить подарить флажки с пожеланиями друг другу.
Список литературы:
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004 год.
Л.В.Строганова «Классные часы, беседы для младших школьников», Педагогическое общество России, Москва, 2007 год.
Л.Н.Яровая, О.Е Жиренко «Внеклассные мероприятия в начальной школе». Москва, ВАКО, 2004 год.