Воспитательное мероприятие «В дружбе — сила»
Цели: формировать нравственные качества, умение дружить и дорожить дружбой; развивать умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности; воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания.
Оборудование: плакат «В дружбе — сила»; пословицы о дружбе; ассоциативный куст (паутинка) «Дружба»; правила дружбы; клумба «Дружбы».
Эпиграф: Дружба — главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее.
И любая беда — не беда,
Если рядом друзья настоящие!
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Мотивация
1. Психологический настрой (проговаривание)
- У меня все хорошо. Я испытываю хорошие чувства к другим людям и получаю в ответ столько же тепла. Я умею дружить, умею дорожить дружбой.
- Ребята, сегодня я вам предлагаю очень интересную, нужную и серьезную тему для разговора.
2. Предвидение (прогнозирование)
— Посмотрите, сейчас вы сидите за партой не так, как обычно, а каждый со своим другом. Так догадались, о чем же мы сегодня поговорим? (О дружбе)
3. Сообщение темы
— Да, разговор будет о дружбе и о друзьях.
Тема нашей беседы: «В дружбе — сила».
Общаться мы будем по такому плану.
План
- Психологический настрой.
- Предвидение (прогнозирование).
- Ожидание.
- Инсценирование.
- «Волшебные очки».
- Монолог.
- Ассоциативный куст «Дружба» (паутинка).
- Клумба Дружбы.
9) Игра «Угадай мелодию».
10)Игра «Я — тебе, ты — мне».
- Правила дружбы.
- Проблемные ситуации.
- Рефлексия.
- Итог.
— Есть разные ценности в жизни, но дороже золота, сильнее бури, крепче стали — дружба.
4. Ожидание
— Что же вы ожидаете, что хотите узнать из сегодняшнего разговора?
Ответы детей
— Я хочу узнать, что такое дружба.
— Я хочу узнать, кто такой друг.
- Я хочу узнать, кто может быть настоящим другом.
- Мне интересно знать, какими качествами должен обладать настоящий друг.
- Наш разговор поможет вам находить новых друзей и дорожить старыми.
III. Коллективное обсуждение
1. Чтение высказываний
Как жизнь хороша,
Если много друзей,—
Без друга приходится туго!
Надо уметь среди многих друзей
Найти настоящего друга.
— Дружба — это ценное богатство. «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге»,— писал Сенека, а Аристотель говорил: «Дружба — самое необходимое для жизни».
2. Инсценировка
Ответить на вопрос, кто такой настоящий друг, поможет нам инсценирование рассказа В. Осеевой «Три товарища».
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял.
- Плохо,— сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.— До обеда еще далеко!
— А ты его где потерял? – спросил Миша.
— Не знаю,— тихо ответил Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нес, а нужно в сумку класть,— сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
- Кого из мальчиков можно назвать настоящим товарищем?
— Почему?
3. Игра «Волшебные очки»
— Хорошо, когда есть товарищи, друзья и приятели. А сейчас давайте сыграем в игру «Волшебные очки».
Сквозь них видно только хорошее. Передавая очки из рук в руки, расскажите, что хорошего вы видите в своем друге?
- Добрые глаза;
- добрая улыбка;
- доброе слово;
- доброе сердце;
- добрая душа;
- нежная душа;
- хороший;
- нежный, отзывчивый...
— Каждому из нас хочется иметь верных, надежных друзей. Найти себе друга по душе бывает очень трудно, а сохранить дружбу — еще сложнее. И в этом нам поможет...
4. Монолог
— Что же такое Дружба?
Учитель
Что такое Дружба, каждый знает,—
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а все же, что обозначает
Это, слово? Значит что оно?
1-й ученик
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить,
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
2-й ученик
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
3-й ученик
Дружба — в радости и дружба — в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг — не тот, кто льстит,
А тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
4-й ученик
Дружба никогда границ не знает.
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
— Закройте, дети, глаза и мысленно произнесите слово дружба. Какие ассоциации у вас возникают?
5. Составление ассоциативного куста
— Составим ассоциативный куст, паутинку сплетем и слова к дружбе подберем.
доверие
правда
доброта
взаимопонимание
преданность
ДРУЖБА уважение
прямота
радость
честность
сопереживание
чуткость
симпатия
— Как пахнет дружба?
— Ваши ощущения?
- С какой погодой вы сравниваете дружбу?
- Какие краски вы бы подобрали, чтобы нарисовать дружбу?
- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
6. Клумба Дружбы
— Разобраться в этом нам поможет игра «Цветок Дружбы» и составленная вами «Клумба Дружбы».
У вас на парте лежат лепестки разного цвета, соответствующие чертам характера друга. Выберите 4 основных, по вашему мнению, качества, которые вы цените в своем друге. Посмотрите на опору. Каждая черта характера соответствует определенному цвету.
Доверие (фиолетовый)
доброта {розовый)
верность (оранжевый)
взаимопонимание (желтый)
сопереживание (синий)
чуткость (зеленый)
честность (голубой)
уважение (красный)
— А сейчас каждый составляет свой цветок Дружбы. Я также составлю свой цветок Дружбы.
Этими цветками мы украсим нашу клумбу.
— Посмотрите, как расцвела наша клумба, какой красочной она стала!
Какие же главные качества вы больше всего цените в друге?
- Проанализируйте эту таблицу, сделайте выводы. Легко ли быть другом? (Нет, трудно, так как нужно самому быть хорошим человеком, а ведь это всегда трудно.)
- Итак, «Хочешь иметь друга — будь им». Это мудрое старое правило. Иначе, потрудись душой для рядом находящегося человека, умей воспринимать его радости и горести, как свои собственные, подумай о том, как сделать его счастливее, не пожалей для этого ни сил, ни времени.
Жизнь без друзей теряет смысл,
Болотной тропкой по земле петляет...
Найти друзей — важней заботы нет,—
Пророки и поэты повторяют.
Но их не просто ищут, их творят,
И ими, сотворенными, гордятся.