Цель: провести интересный, познавательный разговор о дружбе, умении жить дружно, помогать друг другу.
Задачи:
- Формировать у учащихся ключевые компетенции, ценностные ориентации, способность аргументировать свою точку зрения.
- Развивать умение отличать плохое от хорошего.
- Воспитывать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Звучит музыка.
Учитель: Эта история произошла давным – давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку и отправился к мудрецу. И он спросил у того: Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках».
Действительно, все было в руках завистника: оставить бабочку живой или мертвой.
В наших с вами руках быть добрыми, отзывчивыми, дружелюбными.
Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? (дружбе)
Действительно, мы поговорим о дружбе. Улыбнитесь друг другу. Давайте подарим друг другу хорошее настроение сегодня и будем дарить всегда.
У каждого из вас на столе лежат бабочки. Раскрасьте их крылышки так, чтобы их расцветка отражала ваше настроение. Положите их на стол они нам еще пригодятся.
(слайд№1 «Дружба»)
Ученик: Землю обогнули тоненькие нити.
Нити параллелей и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил человек!
Ученик: Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
(слайд№2 «Дружба-приятель-товарищ-друг»)
Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»?
(ответы детей)
Ученик: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Учитель: Кто такой «друг»?
Что значит «дружить»?
Как вы думаете, «друг» и «приятель» - одно ли значение у этих слов? (ответы детей)
Ученик: Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется
Есть на нашей Земле чудеса.
Но их надо найти, разумеется.
Ученик: Дружба - главное чудо на свете всегда.
Сто открытий - для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Ученик: Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Учитель: Друг у человека может быть один - самый близкий, которому доверяешь свои тайны, делишься проблемами, для своих одноклассников, вы должны стать товарищами. Мы должны заступаться за каждого, обязательно выручать из беды, как многие сказочные персонажи в своих сказках выручают друг друга.
конкурс - викторина. Интересно, знаете ли вы произведения о дружбе.(открывается каждый слайд №3-11)
1 вопрос: Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков «исполнения желаний». Какое было последнее желание Жени? (Оторвала голубой лепесток и пожелала здоровья Вите).
2 вопрос: Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили- не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес и осёл)
3 вопрос: Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей? (Слонёнок)
4 вопрос:. Какая девочка выручила своею друга Кая из ледового плена? (Герда).
5 вопрос: «Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга» Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье)
6 вопрос:. Назови друзей Вини – Пуха. (Пятачок, Кролик, ослик Иа, мудрая Сова)
7 вопрос: Герои Э.Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили передружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, и пока его строили подружились).
8 вопрос: У девочки с голубыми волосами, Мальвины, было много друзей , но один был всегда рядом. Кто он? (пудель Артемон).
9 вопрс: Как звали девочку, которая подружилась с семью маленькими человечками? (Белоснежка).
Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Учитель: Следующее - это инсценирование.
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
-Мы во всем, во всем одинаковые!
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые .
Мама внимательно посмотрела на дочку.
Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже ...
Вопросы для обсуждения:
-Какая из девочек вам понравилась больше? Почему?
-Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?
-Кого из девочек можно назвать настоящим другом? (ответы детей)
Басня «Молния и Солнце»
Автор: Спросила молния у солнца:
-Молния. Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
Солнце:
-Они любят тепло и ласку.
Молния:
- От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!
Солнце:
-Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.
Вопросы для обсуждения:
-Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?
Учитель: Теперь вы можете полностью сложить пословицу и объяснить ее смысл.
(слайд №12-14 появляются пословицы и дети объясняют их смысл)
Учитель: Ну, что же, ребята, мне кажется мы с вами можем сформулировать Правила дружбы. (Дети предлагают свои варианты ответов)
Большое спасибо, ребята, за ваше мнение. Выслушав ваши ответы, я постаралась соединить их в несколько основных правил.
(слайд №15)
Правила дружбы читаем все вместе)
- Помогай другу в беде.
- Не обманывай и не предавай друга.
- Не смейся над неудачами друга.
- Умей помириться с другом.
Мы постараемся их помнить и соблюдать.
Учитель: А теперь, ребята, я предлагаю вспомнить то, с чего началось наше мероприятие. Каждый из вас нарисовал красивую бабочку «настроения» и, если ваше настроение не изменилось, положите бабочку в нашу волшебную коробочку.
Как вы сами сказали, дружба – это главное чудо. Давайте совершим маленькое чудо: подуйте на нашу волшебную коробочку.
(слайд №16«В дружбе – сила!»)
Учитель: В конце мероприятия давайте споем песню Барбариков «Дружба»
(исполнение песни)